» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Гоптарь Марина Викторовна, магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблемы взаимодействия органов прокуратуры с органами исполнительной, законодательной власти субъекта Российской Федерации и пути их решения

Статья просмотрена: 1377 раз

 УДК 342

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Гоптарь Марина Викторовна

магистр

 РАНХ и ГС при Президенте РФ (Брянский филиал)

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам взаимодействия органов прокуратуры с органами законодательной, исполнительной власти субъектов РФ, прокуратуре пока еще не удается полностью добиться положения, согласно которому правовые акты субъектов РФ полностью бы соответствовали Конституции РФ и федеральному законодательству.

Ключевые слова: Конституция РФ, исполнительная власть, законодательная власть, прокуратура, прокурор, взаимодействие, орган, нормативно - правовой акт, закон, обязанность.

 

Взаимодействие отражает связь явлений и процессов объективного мира, взаимовлияние их друг на друга и на иные объекты. Лишь только во взаимодействии то или иное явление, объект, состояние могут быть поняты и осмыслены, поскольку все в мире взаимосвязано. При этом предполагается, как минимум, два объекта взаимодействия, которые находятся во взаимном действии друг с другом. Важность взаимодействия в живой природе подчеркивает такая формулировка - «жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел». [6, с. 46].

Некоторые формы взаимодействия органов прокуратуры с органами исполнительной и законодательной власти определены непосредственно в законе. Так, статьи 1,9,9.1 ФЗ «О прокуратуре», закрепляя обязанность прокурора участвовать в правотворческой деятельности, касаются и организационных вопросов этой деятельности. Но такие формы в реальности весьма многообразны. Причем многие из них определяются ведомственными актами органов прокуратуры.

Таким образом, взаимодействие прокуроров с органами власти имеет общее – единые конечные цели – обеспечение прав и свобод граждан.

В литературе подчеркивается, что взаимодействие прокуроров с представителями органов власти имеет свои особенности по психологическому содержанию. Психологическое содержание обмена действиями между прокурорами, работниками органов государственной власти субъекта РФ может быть охарактеризовано следующими моментами:

·                    происходит взаимоучет планов действий прокурорских работников и государственных служащих;

·                    по результатам взаимодействия осуществляется, как правило, анализ объективного участия сторон по вопросу взаимодействия;

·                    происходит и осмысление участия во взаимодействии с субъективной стороны;

·                    такое взаимодействие зачастую имеет организационный, созидающий характер. [7, с. 113-114].

Сказанное позволяет сформулировать определение взаимодействия прокуратуры с органами исполнительной и законодательной власти субъекта РФ. Это деятельность указанных органов, осуществляемая с общими целями, имеющая правовое основание, направленная на поддержание в регионе состояния законности, надлежащего обеспечения прав и свобод человека и гражданина, соответствия правовых актов органов власти Конституции РФ, федеральному законодательству, региональным законам.

Как было отмечено, по поводу рассматриваемого взаимодействия, имеющиеся соответствующие нормативные предписания, определяющие порядок взаимодействия органов прокуратуры с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть существует его правовая основа.

Поскольку вершину системы нормативных правовых актов России занимает ее основной закон – Конституция Российской Федерации, логично начать правовой анализ именно с положений, относимых к предмету исследования, закрепленных в Конституции России. При этом учитываем их значение, как положений, которые определяют смысл и содержание всех иных нормативных предписаний, в том числе и федеральных законов.

Из положений статья 71 Конституции РФ, определяющих прокуратуру в качестве единой централизованной системы, с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим, вытекает важный вывод, согласно которому прокуратура в деле сохранения законности при взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти субъекта РФ не должна идти на компромисс.

Рассматривая вопрос о недочетах в осуществлении взаимодействия прокуратуры с органами власти субъектов РФ, следует, прежде всего, остановиться на недостатках, отмеченных Генеральной прокуратурой РФ.

Одна из застаревших проблем взаимодействия органов прокуратуры с органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ состоит в том, что все еще не удается полностью прокуратуре добиться положения, согласно которому правовые акты субъектов РФ полностью бы соответствовали Конституции РФ и федеральному законодательству. Необходимо отметить, что органы прокуратуры осознают имеющиеся проблемы в осуществлении прокурорского надзора и пытаются своими силами своевременно их устранять.

Просчеты во взаимодействии с органами власти приводят к тому, что правовые акты органов власти изучаются прокурорами несвоевременно. Прокуроры недостаточно активно используют формы взаимодействия в правотворческой работе. Допускают формальный подход в осуществлении взаимодействия, загружая органы исполнительной и законодательной власти запросами о получении информации в виде справок по малозначительным и формальным поводам. Или же требуют общедоступную информацию.

Указание Генерального прокурора РФ от 08.08.2011 №236/7 «Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций» [9]  выполняется далеко не всегда, вследствие чего прокуроры подменяют деятельность иных контролирующих органов, вмешиваются в компетенцию органов власти субъектов РФ, применяют меры прокурорского реагирования по малозначительным делам, не принимают во внимание ущерб, который влекут необоснованные прокурорские проверки. Тем самым прямо нарушаются предписания пункта 2 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Не всегда прокуратуры руководствуются разъяснениями Конституционного Суда РФ о том, что при проведении прокурорских проверок должны быть определены предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора о представлении необходимых документов, материалов, сведений. [1].

Винокуров А.Ю. правильно отмечает, что федеральное законодательство не определяет обязательность аналитической работы органов прокуратуры и это нередко создает двусмысленное ее положение, когда руководители органов власти субъекта РФ не спешат передавать прокуратуре затребованную информацию, а то и вовсе ее не передают. Можно только приветствовать предложение указанного автора об указании в пункте 3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» обязательности проведения аналитической работы прокурорами. Тогда это будет правовым основанием для истребования прокурорами различных сведений у государственных органов субъекта для проведения аналитической работы. [4, с. 56].

И. Чурин правильно отмечает, что взаимодействие прокуроров с должностными органами власти должно выражаться не в количестве совместно проводимых мероприятий, а в возрастании эффективности прокурорского надзора. [8, с. 32].

Умело осуществляемое взаимодействие позволяет прокурорам более полно получать интересующую их информацию, более эффективно реагировать на выявленные нарушения законности. [5, с. 8].  И здесь особенно важно установления надежных контактов с должностными лицами субъектов РФ, причастных к формированию федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, который на уровне субъекта формируется Центром правовой информатизации при Министерстве юстиции Российской Федерации. [2].

Вступая в различные формы взаимодействия с органами исполнительной власти, прокуроры должны быть на высоте положения в плане своей правовой подготовки, владеть исчерпывающей информацией по предмету взаимодействия. Для этого требуется тщательная подготовка к  контактам с органами власти (изучение правовой информации, изменений законодательства, материалов предыдущих прокурорских проверок, а также материалы проверок иных контролирующих органов и прочее).

Взаимодействие должно осуществляться (если не возникает чрезвычайной ситуации) на плановой основе (в соответствии с имеющимися разработанными планами, с предварительным уведомлением о контактах, и их согласованием с заинтересованными лицами.

Рабочие встречи прокуратуры с руководителями органа власти субъекта РФ должны быть четко организованными, всегда конкретными, с предложением конкретных мер, нацеленными на получение конкретного результата. Здесь недопустимо проявление формального подхода, общие рассуждения о том, что «надо повысить, углубить ….».

Кстати,  особенно эффективны формы взаимодействия, в соответствии с которыми прокуроры присутствуют на наиболее важных рабочих (оперативных) совещаниях в органах власти субъекта. Во-первых, прокуроры непосредственно получают самую современную информацию по интересующему вопросу. Во-вторых, имеется реальная возможность прокурору без излишней волокиты предупредить нарушение законности, немедленно и тактично указав ведущему собранию на те негативные последствия, к которым могут привести непродуманные решения, сомнительные с позиции законности.

Кроме того, очень значимо осуществление форм взаимодействия:

·                    не от случая к случаю, а на постоянной основе;

·                    использовать не только непосредственное участие прокуроров в правотворческом процессе, но и предоставленное прокурорам регионов право законодательной инициативы;

·                    при взаимодействии с органами государственной власти субъектов РФ исполнять предписания Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», [3], освещая совместную работу с органами власти в средствах массовой информации, при встречах с населением и т.д.;

·                    при взаимодействии быть постоянно нацеленными на правовое просвещение должностных лиц органов власти субъекта РФ (своевременно доводить до них информацию о произошедших изменениях в законодательстве, разъяснять в рамках лекционной или индивидуальной работы наиболее сложные вопросы право применения и пр.);

·                    координировать мероприятия, проводимые при взаимодействии, не только с должностными лицами органов власти, но и с иными контролирующими организациями, что позволит исключить ненужное дублирование в контроле;

·                    взаимодействие предполагает установление между его субъектами деловых беспристрастных доброжелательных отношений. Но прокурора должны смотреть не как на «карающую длань», а как на компетентного советчика по сложным вопросам, своевременно помогающего предотвратить возможные нарушения закона. На эти обстоятельства, обращено внимание, в частности, в Кодексе этики и служебного поведения прокуроров; [10];

·                    обязателен при взаимодействии учет конкретной ситуации, сложившейся в регионе, анализ причин, которые обусловили то или иное поведение должностных лиц;

·                    в то же время прокуроры при взаимодействии должны исключать панибратство, неоправданный либерализм и всепрощение. В случае выявления нарушений позиция прокурора всегда быть тверда и основана на законе. Если требуются меры прокурорского реагирования, то они должны быть задействованы в полной мере невзирая на лица и их чины.

Таким образом, взаимодействие региональных прокуроров с органами законодательной и исполнительной власти неразрывно связано с функциями прокуратуры, прежде всего, с ее главной функцией – осуществлением надзора за законностью. В то же время при таком взаимодействии прокуроры активно реализуют и иные возложенные на них функции. Например, участие в правотворческой деятельности, защиты прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и др.

Взаимодействие прокуратуры с органами законодательной и исполнительной основывается на Конституции РФ, федеральном законодательстве, законодательстве субъекта РФ, а также ведомственных актах, среди которых особое значение имеют приказы Генерального прокурора РФ. Формы и методы взаимодействия прокуратуры с органами законодательной и исполнительной власти разнообразны, определяются конкретной ситуацией, спецификой органа взаимодействия, особенностями решаемых прокурорами задач и иными обстоятельствами.

 



Список литературы:

Правовые акты:

1.             Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 №2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 9. 2015. Ст. 1389.

2.             Указ Президента РФ от 10.08.2000 №1486 (ред. от 18.01.2010) «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2000.  № 33. Ст.3356.

3.             Собрание законодательства РФ. 2009. №7. Ст.776.

Специальная литература:

4.             Винокуров А.Ю. Правовая регламентация «общенадзорных» полномочий прокурора нуждается в совершенствовании // Актуальные вопросы организации деятельности прокуратуры: избранные статьи. – М., 2012. С.56.

5.             Гизятов Р.А. К вопросу об организации и методике информационно-аналитической работы в прокуратуре района // Организация работы прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур: сб. материалов семинаров по обмену опытом: вып. 6 / под общ. ред. Э.Б. Хатова; Акад. Ген. прокуратуры  Рос. Федерации. - М., 2012. С. 8.

6.             Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. - М.: Эксмо, 2017.  С.46.

7.             Семенов А.С. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности // Обеспечение законности в Российской Федерации: материалы научной конференции (Москва, 15 марта 2012 г.). - М.: МосГУ. 2012. С.113-114.

8.             Чурин И. Законность нормативных правовых актов как критерий оценки эффективности надзорной деятельности// Законность. 2014. №1. С.32.

Электронные ресурсы:

9.             Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [сайт]. URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 08.05.2017).

10.         Приказ Генерального прокурора РФ от 25.03.2011 г. № 79 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации» // Законность. № 5. 2011.

 



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: