» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019

Автор: Набиева Заррина Махсуджоновна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Подростки склонные к риску

Статья просмотрена: 65 раз
Дата публикации: 2.05.2019

ПОДРОСТКИ СКЛОННЫЕ К РИСКУ

Набиева Заррина Махсуджоновна

студентка 4 курса

Елабужский институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подростков , склонных к риску. Цель исследования: выявить особенности подростков склонных к риску.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать понятия «характер», «характерологические особенности», «риск» и «склонность к риску» в современной психологии;
  2. изучить особенности характерологических особенностей подростков склонных к риску;
  3. организовать эмпирическое исследование взаимосвязи характерологических особенностей и склонности к риску в подростковом возрасте;
  4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.

Ключевые слова: рисковое поведение, подростки

 

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
  • тестирование.

Опросник склонности к риску А.Г. Шмелева.

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течение всей жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы поведения. И в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее, подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного, – это возраст, когда формирование характера приобретает центрально место в общем процессе развития

  1. подростковый возраст является эволюционно обусловленным процессом и предполагает решение индивидом определенных задач развития, без которых невозможно полноценное взросление и адекватное взрослое поведение;
  2. психологические и социальные аспекты поведения и реагирования подростков детерминированы биологическими процессами, протекающими в мозге и нейроэндокринной системе в данный период, и с трудом поддаются осознанному когнитивному контролю;
  3. до успешного завершения подросткового периода подросток очень уязвим с точки зрения несоразмерности своих эмоциональных и когнитивных реакций и подвержен многим мучительным переживаниям, которые типичны для целого ряда психических расстройств и расстройств личности;
  4. успешное прохождение данного этапа развития весьма затруднительно без сопутствующего вмешательства взрослых.

Здесь возникает вопрос о том, какое собственно поведение следует считать рисковым, в чем оно заключается. Это поведение в современном обществе определяется социальными факторами. Большинство исследователей под проявлениями рискового поведения, типичного для городских подростков, понимают вождение автомобиля на высокой скорости и под действием психоактивных веществ, раннее начало сексуальной жизни без использования средств контрацепции, нелегальное использование наркотиков, хулиганство, антисоциальные проявления, частое нарушение закона, насилие и ношение оружияри этом все исследователи сходятся во мнении, что повышенная склонность к риску обычно проявляется не в одном каком-то виде поведения, а в нескольких одновременно, т.е. негативные тенденции кластеризуются .

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что:

  • у 65% испытуемых (49 человек) выявлена высокая склонность к риску;
  • у 35% опрошенных (26 человек) выявлена средняя склонность к риску;
  • низкая склонность к риску не выявлена ни у одного испытуемого.

Полученные данные можно объяснить тем, что у большинства испытуемых выявлена высокая склонность к риску, это можно объяснить тем, что внутренняя предрасположенность индивидуума к риску часто рассматривается, как врожденная характеристика личности. Эта предрасположенность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимается ли индивидом ситуация как перспективная или как угрожающая. Также исследователи выделяют тот факт, что при определенной предрасположенности к риску и условиях поддерживающих эту предрасположенность может сформироваться устойчивая склонность к риску, которая со временем становится чертой личности. Подобная черта предполагает оценку субъектом своего прошлого опыта, с точки зрения чувства «Я рискую», результативности своих действий в ситуации шанса.

Цель исследования, которая заключалась в выявлении характерологических особенностей подростков склонных к риску, была достигнута, задачи реализованы.



Список литературы:

  1. Андреюк В.Ю., Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Школьная дезадаптация в форме систематических пропусков занятий: факторы риска и психосоциальная реабилитация // Дефектология. - 2009. - № 5. - С. 39-47.
  2. Ворошилин С.И. Аддиктивное рисковое поведение как проявление снижения инстинкта самосохранения // Суицидология. - 2013. - № 1. - С. 61-68.
  3. Дьячкова М.Г., Мордовский Э.А. Аддиктивное поведение молодежи и подростков как социальное явление // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. http://www.science-education.ru/100-r5006, № статьи 0421100037/0341.
  4. Евдокимов А.Г. Физиологические критерии склонности к рискованному поведению у лиц молодого возраста : автореф. дис. ... канд. мед. наук; РУДН. - Волгоград, 2010. - 21 с.
  5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: