» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019
Автор: Наквасина Светлана Николаевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Сравнение уровней выраженности ситуативной и личностной тревожности в юношеском возрасте
Дата публикации: 1.05.2019
УДК 159.92
СРАВНЕНИЕ
УРОВНЕЙ ВЫРАЖЕННОСТИ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Наквасина
Светлана Николаевна
студент
Богатова София Юрьевна
студент
Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург
Аннотация. Статья
посвящена проблеме сравнения уровней выраженности ситуативной и
личностной тревожности в юношеском возрасте. На основании факта увеличения
требований к личности в юношеском возрасте мы провели исследование уровней
выраженности ситуативной и личностной тревожности у 25 лиц юношеского возраста
при помощи теста «Исследование тревожности» Ч.Д.
Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Нами выявлено, что уровень личностной
тревожности испытуемых статистически достоверно превышает уровень ситуативной
тревожности.
Ключевые слова:
тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, юношеский
возраст.
В юношеском возрасте достигается оптимум развития интеллектуальных и физических сил. Также данный период является временем наиболее активного развития нравственных и этических чувств, становления и стабилизации характера. Однако к лицам юношеского возраста предъявляется множество требований, им приходится принимать новые социальные роли (студент, работник, муж, жена, отец, мать и др.), которые ранее были ему не знакомы. Все вышеуказанные факторы могут способствовать повышению тревожности у лиц юношеского возраста.
Тревожность
в определенной мере присуща всем людям, и она является необходимым условием
активности и развития личности. Тревожность, обусловленная
страхом возможной неудачи, оценки со стороны значимых лиц или сверстников,
является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума
перед лицом общественных требований и установок. Однако высокий уровень
тревожности не способствует гармоничному и всестороннему развитию личности, а
наоборот, вызывает нарушение адаптации, негативные личностные изменения и
различные психосоматические нарушения [1, с. 161; 2, с. 2344].
Ч.Д. Спилбергер выделил два вида тревожности: ситуативную и
личностную. Ситуативная
тревожность понимается как состояние, возникающее в стрессовых ситуациях и
проявляющееся субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством,
нервозностью.
Личностная
тревожность – это склонность воспринимать практически все ситуации как
угрожающие и реагировать на них состоянием сильной тревоги. Высокая личностная
тревожность может быть причиной развития невротического конфликта,
возникновения эмоционального срыва и психосоматического заболевания [3, с. 89].
Цель
исследования: сравнить уровни выраженности ситуативной и
личностной тревожности в юношеском возрасте.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические
(анализ, синтез, обобщение, сравнение); эмпирические (метод тестирования: тест
«Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера, адаптированный на русский язык
Ю.Л. Ханиным); методы количественной и качественной обработки данных с
использованием методов математической статистики (критерий t-Стьюдента для
зависимых выборок). В
качестве испытуемых выступили 25 лиц юношеского возраста (7 юношей и 18
девушек) в возрасте от 18 до 22 лет (средний возраст – 19,52).
На первом этапе исследования нами было проведено экспериментальное
изучение уровней выраженности ситуативной и личностной
тревожности у испытуемых. Низкая ситуативная тревожность выявилась у 8% (2
чел.), средняя – у 64% (16 чел.) и высокая – у 28% (7 чел.). Низкая личностная
тревожность выявилась у 4% (1 чел.), средняя – у 36% (9 чел.) и высокая – у 60%
(15 чел.). Средний уровень выраженности ситуативной
тревожности по выборке составил 40,48 баллов (соответствует среднему уровню
выраженности), средний уровень выраженности личностной
тревожности – 47,16 баллов (соответствует высокому уровню выраженности).
Полученные
данные свидетельствуют о том, что испытуемые склонны воспринимать широкий
спектр ситуаций как угрожающие, однако на текущий момент они не находятся в
стрессовых ситуациях, благодаря чему ситуативная тревожность характеризуется
средним уровнем выраженности.
Статистическое
сравнение уровней выраженности ситуативной и личностной тревожности при помощи критерия t-Стьюдента показало, что между ситуативной и личностной
тревожностью испытуемых существует различие на очень высоком уровне
статистической значимости (t = 5,594; р≤0,001), при этом уровень выраженности
личностной тревожности (М = 47,16) превышает уровень выраженности ситуативной
тревожности (М = 40,48). Данный результат подтверждает выводы, сделанные нами
при первичной обработке результатов исследования.
Таким
образом, в результате сравнения уровней выраженности ситуативной и личностной
тревожности в юношеском возрасте мы выявили, что уровень личностной тревожности
испытуемых статистически достоверно превышает уровень ситуативной тревожности.
Это может свидетельствовать о том, что испытуемые склонны воспринимать широкий
спектр ситуаций как угрожающие, однако на текущий момент они не находятся в
стрессовых ситуациях.
Список литературы:
- Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. – СПб., 2001. – С. 156-165.
- Молоканов А. В., Кондратьева О. А. Исследование ситуативной тревожности студентов I курса факультета психологии в период экзаменационной сессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2341–2345. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970795.htm.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер. – Москва // Тревога и тревожность: хрестоматия: [учебное пособие] / сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99.
- Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте //Вопросы психологии. –1978. – №6. – С.94-106.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: пер. с англ. /Общая редакция Г.В. Бурменской. – М.: Прогресс-Универс, 1993. – 480с.
Комментарии: