» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Якушев Алексей Юрьевич, магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Административно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка в Калужской области

Статья просмотрена: 843 раз

УДК 342

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Якушев Алексей Юрьевич

магистр

 РАНХ и ГС при Президенте РФ (Брянский филиал)

 

Аннотация. Статья посвящена административно-правовому статусу уполномоченного по правам ребенка в Калужской области. Целью данной научной статьи, является раскрыть административно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка в Калужской области.

Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка; конституционно-правовой статус ребенка; право; закон; Правительство Калужской области, Законодательное собрание Калужской области, Президент Российской федерации; гражданин.

 

Ребенок относится к одной из категорий населения, которая является наиболее уязвимой и беззащитной, как в социально-экономическом, так и в нравственно-психологическом отношении. Именно поэтому он нуждается в особой поддержке и защите, поскольку более подвержен негативному воздействию со стороны различных субъектов. Ребенок не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как взрослый человек, ввиду специфики правосубъектности, недостаточности жизненного опыта, зависимости от родителей или иных лиц их заменяющих. Интерес государства к проблеме прав ребенка выражается в принятии ряда документов.

Одним из таких документов является Указ Президента от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», акцентирующий внимание, что в основе разработанной государственной политики по улучшению положения детей в нашей стране лежит Конвенция о правах ребенка, согласно которой дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конституции России  и Федеральному Закону Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенок имеет равные права со всеми гражданами. Но по ряду причин, в том числе, что в силу возраста ребенок, не в состоянии самостоятельно их отстоять.  Миронов О.О. писал, что «фундаментальные права ребенка  - само право на жизнь, права на нормальное питание и здоровье, право иметь полноценную семью, мать и отца». [12, с. 125].

В силу многих обстоятельств, права детей в России постоянно нарушаются. Ежегодно, по статистике: от насилия в семье погибает  около 3 тысяч детей, отчимы или отцы насилуют девочек, избивают, унижают и должен быть бескомпромиссный человек, который жестко будет поднимать эти вопросы. Нужен кто-то, чтобы анализировать всю информацию, касающуюся детей, чтобы следить за нарушениями, докладывать парламенту и президенту и генерировать систему обеспечения прав ребенка. По сути, получается, что при отсутствии действенного института и системы защиты ребенка, дети остаются беззащитными. Поэтому, именно с этой целью Президент Российской Федерации от 01 сентября 2009 г. № 986 издал Указ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». В Российской Федерации и во всех её субъектах был учрежден институт уполномоченных по правам ребенка, который призван защищать права ребенка. Не вызывает сомнение, что введение института уполномоченного по правам ребенка, а также другие меры реализуемые государством в сфере защиты детства и материнства, своевременно и полностью оправдано, что, несомненно, подтверждает актуальность данной статьи. Цель научной статьи -  раскрыть административно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка в Калужской области. Прежде, чем рассмотреть сущность института Уполномоченного по правам ребенка и его административно-правовой статус, остановимся немного на истории его становления.

По мнению А. А. Куликовой: «Становление института Уполномоченного по правам ребенка в России прошло уже несколько этапов,  - каждый из которых характеризовался определенной нормотворческой деятельностью. При этом, с самого начала, должность уполномоченных по правам ребенка учреждались на уровне субъектов Российской Федерации, в то время как на федеральном уровне такая должность не только не была учреждена, но даже не предпринимались шаги…». [11, с. 192]

С 1998 года происходило становления и развития института уполномоченного по правам ребенка в России. Пройден сложный путь становления, признания и утверждения новой для Российской Федерации модели защиты прав, свобод и законных интересов детей. Институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а так же подконтрольные ему институты уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации продемонстрировали свою состоятельность в качестве особого института, осуществляющего контроль над соблюдением прав, свобод и законных интересов детей и проводящей работу по восстановлению их нарушенных прав. В настоящее время должность детского омбудсмена занимает Анна Юрьевна Кузнецова.

Отмечая результативность работы Уполномоченных по правам детей за последние годы, можно сделать вывод о том, что именно сегодня назрела необходимость решения вопроса конституционно-правового закрепления статуса Уполномоченного по правам ребенка в Основном Законе России, формулирования конституционно-правовыми средствами его значимой роли в обществе в области обеспечения и защиты прав детей.
Уполномоченный по правам ребенка должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством. Только тогда он сможет стать действенным контролирующим органом, ведущим борьбу с нарушениями прав детей со стороны государства и его служащих. Изменение правовой регламентации статуса детского омбудсмена позволит решать и практические задачи – придание новых импульсов раз вития институтов в механизме защиты прав детей и создания условий для их полноценного развития.

Свою историю институт Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области начал отсчёт с февраля 2011 года. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области (далее - Уполномоченный) осуществляется в соответствии с основными задачами, установленными ст. 3 Закона Калужской области от 25.02.2011 № 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Калужской области», а также в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761. Стратегии действий в 4 интересах детей в Калужской области на 2012-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 10.10.2012 № 517, и с учетом Концепции демографической политики Калужской области на период до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Калужской области от 27.02.2008 № 69.[8, с. 5]

Целью деятельности Уполномоченного является обеспечение государственной защиты прав ребенка, их соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами на территории Калужской области. В существующей системе защиты прав детей, Уполномоченный дополняет формы защиты прав и законных интересов детей, не подменяя при этом государственные структуры. Тесно взаимодействует с органами законодательной, исполнительной власти, с правоохранительными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, решая совместно с ними возникающие проблемы. Суть административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области заключается в том, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен государственным органам и  лицам, замещающим государственные должности.

Указанное Положение  определяет порядок деятельности Службы Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области, ее статус, компетенцию, а также иные вопросы деятельности; служит правовой и организационно-управленческой основой ее формирования и организации. Служба Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области является необходимым компонентом для защиты прав, свобод и законных интересов ребенка и придания приоритетного значения проблемам детей в Калужской области.  Целью Службы Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области является юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.  Служба Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области регулируется определенными задачами, направленными на эффективную работу данного органа.

Ежегодно проводится доклад Уполномоченного по правам ребенка, который подлежит обязательному официальному опубликованию в областной газете.  В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный по правам ребенка вправе выступить с докладом на очередном заседании Законодательного Собрания Калужской области. Уполномоченный по правам ребенка вправе обратиться в Законодательное Собрание Калужской области с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина и проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях. [9, c. 3].

По результатам рассмотрения ежегодного и специальных докладов Уполномоченного по правам ребенка руководители органов исполнительной власти Калужской области в пределах своей компетенции принимают меры по устранению выявленных нарушений, обеспечению и усилению защиты прав и свобод человека и гражданина в порядке, установленном законодательством.

Для оказания содействия Уполномоченному по правам ребенка в осуществлении его полномочий в городах и районах Калужской области могут создаваться общественные приемные и назначаться общественные помощники. Положение об общественных приемных и общественных помощниках Уполномоченного по правам ребенка утверждается Законодательным Собранием Калужской области.  При Уполномоченном по правам ребенка может создаваться экспертный совет из лиц, владеющих нужными познаниями в сфере прав и свобод человека и гражданина. Положение об экспертном совете и его персональный состав утверждаются Уполномоченным по правам ребенка.  Поддержание на должном уровне административно–правового статуса Уполномоченного по правам ребенка гарантируют нормы охранительного характера, которые закреплены как на федеральном, так и на региональном уровне.[14, с. 4].

Устанавливая охранительные нормы, КоАП РФ предусматривает, что вмешательство в деятельность уполномоченного при Президенте России по правам ребенка, с целью повлиять на его решение, влечет наложение административного штрафа в объеме от одной тысячи до двух тысяч рублей. При этом, несоблюдение должностными лицами законных притязаний уполномоченного при Президенте России по правам ребенка, влечет наложение административного штрафа в объеме от двух тысяч до трех тысяч рублей. Закон Калужской области  «Об административных правонарушениях», к тому же, также устанавливает, что воспрепятствование работы Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в объеме от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Законодательством предвидено не только установление правового института уполномоченного по правам ребенка, его административно-правового статуса, но и защита его деятельности. При всем этом воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам ребенка выражается в противоправных действиях (бездействиях) должностного лица и легитимного представителя ребёнка, осуществление которых несовместимо с законной деятельностью уполномоченного по правам ребенка. По мнению Сергеевой В.В. «Субъектами административного правонарушения являются органы и должностные лица, а также законные представители ребёнка, не исполняющие законные требования уполномоченного по правам ребенка, уклоняющиеся от их исполнения либо иным образом препятствующие его деятельности».[15, с. 675-679].  Законом кроме того предвидено, что дела о таких правонарушениях рассматривают мировые судьи.

Очевидно, что институт Уполномоченного по правам ребенка дал возможность воплотить новые перспективы в формировании независимого механизма контроля за реализацией прав детей в России на государственном и региональных уровнях.  Накопленный опыт по охране прав и законных интересов детей определит и предстоящее развитие института уполномоченного по правам ребенка в современной России. Важно отметить, что главная роль института уполномоченного по правам ребенка состоит в привлечении постоянного внимания к правам, свободам и законным интересам детей самых широких слоев общества, и в первую очередь государственно-властных структур. [10, с. 159-170].

Анализ нормативно-правовых источников, научной и публицистической литературы, позволил установить, административно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка в Калужской области   устанавливается законодательством Калужской области и представляет собой юридически закреплённую совокупность его прав, обязанностей, гарантий и ответственности. Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области, обладая обширными полномочиями, в состоянии реально влиять на соблюдение прав ребёнка, их признание и соблюдение различными органами всех ветвей власти, а также другими организациями и гражданами. Институт уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации и его субъектах, в том числе и в Калужской области, стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей. Заняв свою нишу в сложившейся системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, он не подменяет другие субъекты в данной сфере, а действует в тесном контакте с ними, генерируя их деятельность в государственной системе обеспечения безопасности детей.

Таким образом, с момента принятия Конвенции о правах ребенка в 1989 году прошло более двадцати лет. Тем не менее, интерес к этому документу во всем мире не угасает. В настоящее время Конвенция является наиболее широко признанным международным документом по вопросам прав человека.

Особую актуальность Конвенция приобретает для России. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

На сегодняшний день проблему нарушения прав детей в обществе нельзя назвать полностью решенной. Политику по этому вопросу необходимо развивать и дальше, пересмотром и дополнением уже действующего законодательства, ужесточить наказание за насильственные действия над детьми, чаще проводить мероприятия по профилактике детского насилия среди взрослых, родителей и персонала, задействованного в сфере работы с детьми.

Считаем, что нынешнему составу Госдумы РФ нужно принять Концепции: государственной семейной политики до 2025 года и духовно-нравственного воспитания и защиты детей.

 



Список литературы:

  1. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44\25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  2. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
  3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  5. Закон РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  6. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
  7. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка».
  8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2015 г. «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калужской области в 2015 г».
  9. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Калужской области «О деятельности органов местного самоуправления Калужской области, выполняющих полномочия по опеке и попечительству, по защите прав несовершеннолетних» - Калуга, 2015.
  10. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право. 2006. №4.
  11. Куликова А. А. Защита прав ребенка / А. А. Куликова. - М.: Эксмо, 2005. - 192 с.
  12. Права человека: сборник документов / сост. О. О. Миронов. - М.: Экзамен, 2007. - 125 с.
  13. Нечаева А.М. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика // Защита прав ребенка в современной России. Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 2004. - С. 3-15.
  14. «Российская газета» от 11 сентября 2011 года.
  15. Сергеева В. В. Административно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 675-679.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: