» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019

Автор: Борисова Алина Алексеевна , студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние проявлений агрессии и примирения на повышение социального статуса подростков

Статья просмотрена: 142 раз
Дата публикации: 1.05.2019

ВЛИЯНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ И ПРИМИРЕНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ

Борисова Алина Алексеевна

студентка 4 курса

Елабужский институт

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

 высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга

 

Аннотация. В статье рассматриваются агрессия и примирение как факторы повышения социального статуса подростков. Цель исследования: выявить агрессию и примирение как факторы повышения социального статуса среди одноклассников в подростковом возрасте.

Для достижения поставленной цели нами были реализованы следующие задачи: 1. изучить особенности проявления агрессии и примирения в подростковом возрасте; 2. организовать эмпирическое исследование влияния проявления агрессии и примирения на повышение социального статуса среди одноклассников подросткового возраста; 3. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.

Настоящим исследованием автор показал, что не существует различий проявлений агрессивности и примиренияу подростков с различным уровнем социального статуса в ученическом коллективе, так как в ходе исследования не выявились достоверные различия проявлений склонности к напористости, склонности к неуступчивости, склонности к подозрительности, позитивной агрессивности, негативной агрессивности, обобщенного показателя конфликтности, проявления сотрудничества, проявления миролюбия и проявления агрессии. Практическая значимость исследования заключается в том, что поднимаются проблемы проявления агрессии и примирения как факторов повышения социального статуса среди одноклассников подросткового возраста. Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в подростковом и старшем школьном возрасте.

Ключевые слова: агрессия, социальный статус, примирение, конфликт, подростковый возраст.

 

За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности, нарушения социализации и правонарушений подростков (Г.С. Абрамова, М.А. Алемаскина, Н.П. Аникеева, С.А. Беличева, М. Битянова, А.Д. Глоточкин, И.В. Дубровина, Е.Я. Иванов, А.Г. Ковалев, Я.Л. Коломинский, В.Т. Кондрашенко, Г.М. Миньковский, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков, К.К. Платонов, Е.Э. Смирнова и др.) [3, С. 109-112].

Актуальность темы заключается в том, что неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются основной причиной нарушения общения со сверстниками, а агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте. Целью исследовательской работы являлось выявление агрессии и примирения как факторов повышения социального статуса среди одноклассников в подростковом возрасте. В соответствии с целью была выдвинута следующая гипотеза о том, что для подростков с высоким социальным статусом характерен высокий уровень агрессивности и низкий уровень примирения, а для подростков с низким социальным статусом характерен высокий уровень проявления примирения и низкий уровень агрессивности.

Нами было организовано эмпирическое исследование агрессии и примирения как факторов повышения социального статуса среди одноклассников в подростковом возрасте при помощи следующих методик:

1. Социометрическая методика, которая предназначена для изучения взаимоотношений в малых группах. Получив результаты исследования можно сделать вывод о том, что у 63% подростков низкий социальный статус (38 человек), так как они имеют наименьшее число полученных выборов. Испытуемые, у которых число полученных выборов достигает максимального количества, получили высокий социальный статус, их составили 37% подростков (22 человека).

2. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), которая предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности иагрессивности как личностных характеристик. В результате проведения данной методики были получены следующие данные, представленные в таблице 1:

Таблица 1. Результаты методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).

Уровень

СКВ

СКНН

СКО

СКН

СКБ

СКМ

СКНМД

СКП

Высокий

15 (25%)

18 (30%)

14 (23%)

18 (30%)

15 (25%)

15 (25%)

15 (25%)

19 (32%)

Средний

25 (42%)

26 (43%)

24 (40%)

29 (48%)

31 (52%)

23 (38%)

26 (43%)

20 (33%)

Низкий

20 (33%)

16 (27%)

22 (37%)

13 (22%)

14 (23%)

22 (37%)

19 (32%)

21 (35%)

Примечание: СКВ – склонность к вспыльчивости; СКНН – склонность к наступательности, напористости; СКО – склонность к обидчивости; СКН – склонность к неуступчивости; СКБ – склонность к бескомпромиссности; СКМ – склонность к мстительности; СКНМД – склонность к нетерпимости к мнению других; СКП – склонность к подозрительности.

Полученные результаты можно объяснить тем, что высокий уровень по шкалам «склонность к наступательности, напористости», «склонность к неуступчивости», «склонность к подозрительности» были выявлены у большинства подростков, что говорит об их ярко выраженности. Это можно объяснить тем, что одной из наиболее характерных особенностей подростка является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости»одросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы окружающие считались с его мнениями. Он считает себя достаточно взрослым, а также претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле: он чувствует себя физически более зрелым, отдает себе отчет в том, что его знания, навыки и умения становятся значительно более обширными.

Также по данной методике нами был определен общий показатель конфликтности, а также позитивная и негативная агрессивность подростков. В результате чего, были получены следующие данные, представленные в таблице 2:

Таблица 2. Результаты методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).

Уровень

Позитивная агрессивность

Негативная агрессивность

Обобщенный показатель конфликтности

Высокий

10 (17%)

4 (7%)

4 (7%)

Средний

39 (65%)

43 (72%)

54 (90%)

Низкий

11 (18%)

13 (21%)

2 (3%)

Полученные результаты можно объяснить тем, что у большинства испытуемых была выявлена позитивная агрессивность. Это связано с тем, что большинству подростков присуще такое поведение, которое помогает им добитьсяжелаемой цели, но при этом наносит незначительный дискомфорт другим. К позитивнойагрессивности относятся такие качества как: напористость, наступательность, неуступчивость, которые помогают в достижении цели. Данный результат объясняется тем, что в подростковом возрасте создаются неплохие условия для формирования целеустремленности, деловитости, предприимчивости, умения налаживать контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Эти качества развиваются во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток: учение, труд, общение, игра.

3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (нами были взяты 2 шкалы: сотрудничество и приспособдение), которая предназначена для диагностики поведения личности в конфликтной ситуации. В результате проведения методики, были получены следующие данные, представленные в таблице 3:

Таблица 3. Результаты диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса

Уровень

Сотрудничество

Приспособление

Высокий

14 (23%)

21 (35%)

Средний

33 (55%)

19 (32%)

Низкий

13 (22%)

26 (43%)

Полученные результаты можно объяснить тем, что у большинства подростков выявлено приспособление, как поведение личности в конфликтной ситуации. Противоречие, вызвавшее конфликт, как бы снимается с помощью уступок со стороны индивида со стилем приспособления. Это связано с тем, что подростки ориентированы на сохранение социальных отношений, поскольку ведущий вид деятельности в подростковом возрасте – общение со сверстниками.

4. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко, которая предназначена для определения ведущей стратегии защиты в общении с партнерами результате проведения методики, были получены следующие данные, представленные на рисунке 1:

Рис.1. Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко.

Полученные результаты можно объяснить тем, что у большинства подростков миролюбие является доминирующей стратегией психологической защиты в общении. Это связано с тем, что у подростков преимущественно преобладает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного – примирения. Также подросткам свойственны приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое «Я».

Для проверки гипотезы нашей задачей является выявить отличия проявления агрессивности и примирения у подростков с различным уровнем социального статуса в ученическом коллективе. Для этого мы воспользовались методом математико-статистической обработки результатов, а именно t-критерием Стьюдента, который направлен на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. В результате чего, нами был сделан следующий вывод:

  • склонность к наступательности, напористости подростков с высоким социальным статусом и склонность к наступательности, напористости подростков с низким социальным статусом не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия данного типа агрессивности у обучающихся. Следовательно, можно говорить о том, что склонность к наступательности, напористости как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
  • склонность к неуступчивости подростков с высоким социальным статусом и склонность к неуступчивости подростков с низким социальным статусом не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия данного типа агрессивности у обучающихся. Следовательно, можно говорить о том, что склонность к неуступчивости как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
  • склонность к подозрительности подростков с высоким социальным статусом и склонность к подозрительности подростков с низким социальным статусом не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия данного типа агрессивности у обучающихся. Следовательно, можно говорить о том, что склонность к подозрительности как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
  • позитивная агрессивность подростков с высоким социальным статусом и позитивная агрессивность подростков с низким социальным статусом не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия данного типа агрессивности у обучающихся. Следовательно, можно говорить о том, что позитивная агрессивность как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
  • негативная агрессивность подростков с высоким социальным статусом и негативная агрессивность подростков с низким социальным статусом не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия данного типа агрессивности у обучающихся. Следовательно, можно говорить о том, что негативная агрессивность как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
  • обобщенный показатель конфликтности подростков с высоким социальным статусом и обобщенный показатель конфликтности подростков с низким социальным статусом не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия данного типа агрессивности у обучающихся. Следовательно, можно говорить о том, что обобщенный показатель конфликтности как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом выявлен относительно в равной степени.
  • проявление сотрудничества подростков с высоким социальным статусом и проявление сотрудничества подростков с низким социальным статусом не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия предрасположенности к конфликтному поведению у обучающихся. Следовательно, можно говорить о том, что сотрудничество как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
  • проявление приспособления у подростков с высоким социальным статусом ниже, чем проявление приспособления подростков с низким социальным статусом, поскольку статистически были выявлены различия предрасположенности к конфликтному поведению у обучающихся. Таким образом, примирение как у подростков с низким социальным статусом выше, чем у подростков с высоким социальным статусом.
  • проявление миролюбия подростков с высоким социальным статусом и проявление миролюбия подростков с низким социальным статусом не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия данной стратегии защиты в общении подростков. Следовательно, можно говорить о том, что миролюбие как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.
  • проявление агрессии подростков с высоким социальным статусом и проявление агрессии подростков с низким социальным статусом не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия данной стратегии защиты в общении подростков. Следовательно, можно говорить о том, что агрессия как у подростков с высоким социальным статусом, так и у подростков с низким социальным статусом проявляется относительно в равной степени.

В связи с тем, что в ходе исследования не выявились, достоверные различия проявлений агрессивности и примирения, то наша гипотеза о том, что для подростков с высоким социальным статусом характерен высокий уровень агрессивности и низкий уровень проявления примирения, а для подростков с низким социальным статусом характерен высокий уровень проявления примирения и низкий уровень агрессивности, не нашла своего подтверждения, цель достигнута, задачи реализованы.



Список литературы:

  1. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С.21-26.
  2. Кириленко И.Н. Психологические детерминанты агрессивного поведения подростков // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 2. – С. 201-203.
  3. Прокофьева Н.С., Бобченко Т.Г. Межличностные конфликты в подростковом возрасте // Молодой ученый. – 2017. – №37. – С. 109-112.
  4. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. –2014. – № 1. – С. 81.
  5. Семенюк Л.М. Проявление агрессивности в поведении подростков // Открытая школа. – 2016. – № 3. – С. 43-46.
  6. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С. 26-32.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: