» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Макоева Элина Гисовна, Магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Система межбюджетных отношений России: проблемы и противоречия

Статья просмотрена: 815 раз

УДК  33; 2964

СИСТЕМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

МАКОЕВА ЭЛИНА ГИСОВНА

Магистрант кафедры финансы Кабардино-Балкарского

Государственного Аграрного Университета им. В.М. Кокова, г. Нальчик

 

Аннотация. Существующая социально-экономическая неоднородность России актуализирует вопросы устранения проблем и противоречий системы межбюджетных отношений.

В статье представлены проблемы и противоречия системы межбюджетных отношений на современном этапе. Изложены основные формы предоставления межбюджетных трансфертов. Выявлены причины сокращения межбюджетных трансфертов за последние три года, а также сформированы меры по совершенствованию системы межбюджетных отношений в России.

Ключевые слова: система межбюджетных отношений, межбюджетные трансферты, социально-экономическое развитие, дотации, субсидии, субвенции.



Одной из главных проблем российской экономики была и остается неоднородность социально-экономического пространства России, которая сдерживает развитие регионов и страны в целом.


Колоссальный разрыв в развитии регионов усложняет разработку единой для всех регионов социально-экономической политики. Такая неоднородность приводит к экономическому кризису и социальным конфликтам. Именно поэтому, одной из главных задач государства является уменьшение различия уровня социально-экономического развития регионов РФ.

В условиях экономического кризиса 1992-1998гг. сопровождавшегося падением производства почти на 50% неравномерность развития конкретных регионов значительно увеличилась. Одним из главных событий начала 2000-х гг. было  – проведение реформы межбюджетных отношений в Российской  Федерации.  Итогом  данной  реформы было  формирование  пакета  нормативно-правовых актов. Помимо этого, установлены дифференцированные расходные обязательства различных уровней бюджетной системы источники доходов бюджетной  системы,  и  права  по  их  регулированию. Итогом  проведенных  замен  должно было стать  расширение бюджетной независимости субъектов РФ на законодательном уровне [5].


Данная реформа предполагала закрепление определенных расходных и доходных полномочий за различными уровнями власти таким образом, чтобы расходы соответствовали доходам. Но на современном этапе наблюдается совершенно другая тенденция, объемы финансирования сокращаются, а расходные обязательства увеличиваются.

В настоящее время система межбюджетных отношений России претерпевает ряд проблем:

·                    сильный рост полномочий регионов переданных из федерального уровня, при недостаточном федеральном финансировании. К числу новых полномочий субъектов относятся: образование, здравоохранение, содействие занятости населения, социальная  защита  населения,  градостроительство, лесные, водные и земельные отношения,  животный мир и охота;

·                    недостаток налоговых полномочий региональных и местных уровней власти. На федеральном уровне устанавливаются порядок исчисления, налоговая база, а также максимально допустимый уровень ставки для региональных и местных налогов;

·                    чрезмерная централизация при определении соотношения налоговых поступлений в федеральную казну и бюджеты регионов. На данный момент на местах остается не более 20% от собранных налогов;

·                    сокращение трансфертов субъектам федерации;

·                    большое количество «дотационных» регионов;


·                    выделение межбюджетных трансфертов на покрытие текущих расходов без разработки стратегии долгосрочного развития. 


Таким образом, делегирование бюджетных и налоговых  полномочий, распределение  доходов среди регионов не содействует поддержанию экономического равновесия территорий, а заметно увеличивает несовместимости.


Эффективно разработанная система в области межбюджетных отношений способна стимулировать развитие наиболее проблемных территорий страны. К перечню таких систем можно отнести – систему межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты    это  средства  одного  бюджета бюджетной  системы  РФ, перечисляемые  другому  бюджету  бюджетной системы  РФ. 

В  настоящее  время  бюджетным  законодательством  предусматривается  выделение  следующих межбюджетных трансфертов:

·                    дотации  на  выравнивание  бюджетной  обеспеченности  муниципальных  образований;

·                    дотации  на  поддержку  мер  по  обеспечению  сбалансированности  местных бюджетов;

·                    субсидии для софинансирования целевых расходов местных бюджетов;

·                    субвенции,  предназначенные  для финансирования  переданных  государственных полномочий;

·                    другие межбюджетные трансферты [1].

В 1994 году были заложены базовые принципы системы межбюджетных отношений, которые затем нашли отражение в Бюджетном кодексе


РФ. С момента появления и фактически до настоящего времени трансфертный механизм подвергается многочисленной критике. Критика сводится к тому, что система трансфертов разделила регионы на доноров и реципиентов, т.е. одни субъекты бюджетной системы реализуют свои интересы, ущемляя интересы других субъектов. Фактически это тормозит развитие обеих сторон. В таблице 1 представлен объем межбюджетных трансфертов за несколько лет.


Таблица 1 - Объемы  предоставленных  из  федерального  бюджета  межбюджетных  трансфертов за  период  2014–2017 гг., млнуб.

Наименование трансферта

годы

2014

2015

2016

2017

Дотации

747 124,30

659 378,40

657 368,70

689 557,50

Субсидии

397 446,90

361 633,10

298 471,50

357 935,60

Субвенции

338 536,30

329 378,80

321 755,40

325 154,10

Иные межбюджетные трансферты

94 282,90

205 892,20

173 686,70

255 976,70

Всего

1 577 390,50

1 556 282,50

1 451 282,30

1 628 623,90

*Составлено на основе данных с официального сайта Министерства финансов РФ


Из таблицы видно, что за последние три года межбюджетные трансферты сократились по всем статьям кроме статьи «Иные межбюджетные трансферты». Сокращение  межбюджетных  трансфертов было  обусловлено, дефицитом бюджета в 2015-2017 гг.. Это было связано с неблагоприятной экономической ситуацией в стране.

Основными  факторами,  влияющими  на  уменьшение  трансфертов  в сравнении 2014 года с 2017 годом, являются:

·                    интеграция  Республики  Крым  и  города  Севастополя  в  финансовую систему Российской Федерации. Республика Крым и Севастополь в 2014 году получили 55 млрд. рублей, чтобы сбалансировать их собственные бюджеты.

·                    предоставление  с  2015  года  новых  субсидий  в  рамках  ФЦП «Социально-экономическое  развитие  Республики  Крым  и  города Севастополя до 2020 года»;

·                    предоставление  с  2015  года  субвенции  по  оказанию  отдельных  мер социальной  поддержки  граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации,  в сумме 14,9 млрд. рублей;

·                    продолжение  предоставления  субвенций  на  осуществление полномочий  по  обеспечению  жильем  отдельных  категорий  граждан, установленных  федеральным  законом  о  ветеранах,  а  также  в  соответствии  с Указом  Президента  Российской  Федерации  об  обеспечении  жильем ветеранов  Великой  Отечественной  войны  1941–1945  годов  в  связи  со снятием  ограничений  по  постановке  на  учет  нуждающихся  в  улучшении жилищных  условий ветеранов;

·                    предоставление  новых  межбюджетных  трансфертов,  в  том  числе  на компенсацию  потерь  в  доходах  от  акцизов  на  нефтепродукты,  учитываемых при формировании региональных дорожных фондов. Продажа нефти и газа является главной доходной статьей бюджета, соответственно экономика России напрямую зависит от этих показателей [2].

Из существующей системы трансфертов наиболее часто применяются дотации. Он является наиболее привлекательным для регионов так как, выделяется на безвозмездной и безвозвратной основе. Но данный вид трансфертов не эффективен, из-за отсутствия конкретных целей расходования.  На рисунке 1 представлены регионы, которые получат наибольший объем дотаций в 2017 году.

Республика Саха (Якутия) является одним из получателей наибольшего объема дотаций. Это связано с важностью освоения новых месторождений полезных ископаемых в данном регионе.


В  2017 году  регионами-донорами  стали  города Москва, Московская область, Республика Татарстан, Ленинградская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области,  Ханты-Мансийский  автономный  округ,  Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа.

Наибольший объем субсидий бюджетам субъектов федерации  в  2016 году был выделен для реализации следующих государственных программ:

·                    Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013–2020 гг.;

·                    Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 гг.;

·                    Государственная программа «Развитие транспортной системы».

В 2016 г. наибольший объем субвенции было направлено:

·                    на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;

·                    выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций  (прекращением  деятельности, полномочий физическими лицами);

·                    социальные выплаты безработным гражданам.

Таким образом, можно сделать вывод, что в существующем виде система межбюджетных отношений неэффективна. При совершенствовании бюджетной системы необходимо направить наибольшие усилия на развитие регионов, так как именно там формируется экономический потенциал государства. Необходимо построение федеративного  государства  основанного  на самостоятельности  субъектов  Федерации  в решении  социально-экономических  вопросов. 


Для  совершенствования  системы межбюджетных отношений  необходимо:

·                    создание фонда объединяющего все виды дотаций, средства из  которого будут направляться исключительно на выравнивание вертикальной несбалансированности бюджетной системы региона;

·                    жесткий мониторинг использования узкоспециализированных трансфертов (субсидий);

·                    сокращение практики передачи на региональный уровень  федеральных полномочий.


 



Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ : (с изм. и доп.). – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
  2. Бюджет для граждан к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов». Официальный сайт Министерства Финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru
  3. Изабакаров, И. Г. Бюджетная система Российской Федерации Текст / И. Г. Изабакаров, Ф. И. Ниналалова. – М. : Вузовский учебник, 2014. – 235 с.
  4. Ильин В. Бюджетный кризис регионов как отражение неэффективности отжившей модели экономики Электронный ресурс // Экономист. 2014. № 12.
  5. О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований: федеральный закон РФ от 29.12.2004 г. № 199. ФЗ (ред. от 27.05.2014) // Российская газета. 5 декабря. С. 3-15.
  6. Сятчихин С. В. Межбюджетные отношения в России на современном этапе Электронный ресурс // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 25. с. 47-51.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: