» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Фукалова Лариса Владимировна, преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение современных технологий обучения в среднем профессиональном образовании

Статья просмотрена: 313 раз

УДК 377

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Фукалова Лариса Владимировна

преподаватель

БУ «Югорский политехнический колледж», г.Югорск

 

Аннотация. Статья  о современных  тенденциях в системе среднего профессионального образования и использование в профессиональной деятельности преподавателя инновационных педагогических технологий.

Ключевые слова: компетенция, среднее профессиональное образование, педагогическая технология, веб-квест, скрайбинг.

 

В системе среднего профессионального  образования реализуются новые направления в организации учебного процесса: модернизация образовательной среды, переоценка основных функций и способов деятельности преподавателей и студентов.

В педагогической практике произошла смена пассивных методов обучения на активные и интерактивные методы работы с обучающимися на занятиях. Обязательным условием подготовки специалистов среднего звена и рабочих является использование в образовательном процессе таких форм как мозговой штурм, круглый стол, семинар, разбор конкретных ситуаций, деловая и ролевая игра, групповая дискуссия и др. Активные  и интерактивные методы используются в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся [4].

Использование современных технологий обучения позволяет обрести преподавателю новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.

В связи с этим, современному педагогу необходимо свободно ориентироваться в существующих образовательных технологиях, осуществлять их выбор с учетом условий, в которых придется работать.

В настоящее время в программах общепрофессионального цикла большое внимание уделяется результатам освоения: формирование у обучающихся универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов, общих и профессиональных компетенций [7].

Большое количество часов по учебному плану отводится на самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Поэтому образовательная организация среднего профессионального образования согласно требованиям федеральных государственных образовательных  стандартов  обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу,  формировать социокультурную среду и создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования  предъявляют высокие требования к современному выпускнику. Короткие сроки обучения, большие объёмы информации и жёсткие требования к практическому опыту, умениям, знаниям и компетенциям студента - вот современные условия образовательного процесса. Востребованность выпускников учреждений среднего профессионального образования на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные  педагогические  технологии [2].

На  занятиях учебной  дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда», которая включена в общепрофессиональный цикл и реализуемой по многим профессиям и специальностям колледжа, преподаватели используют  следующие современные образовательные  технологии:  технология  сотрудничества,  технология  развития  критического мышления,  проблемного  и личностно-ориентированного обучения и информационные  технологии, скрайбинг, веб-квест. Они способствуют более эффективному восприятию учебного материала  студентами, повышают интерес к изучаемым  дисциплинам и позволяют  накопить терминологический банк,   и формировать социально-коммуникативные,  профессиональные  умения и  навыки.

Элементами любой образовательной технологии являются педагогические методы (как способы взаимодействия преподавателя и обучающегося по достижению образовательной цели) и приёмы (как  способы воздействия преподавателя на обучающегося). Все используемые преподавателями  педагогические приёмы и технологии  опираются на идею развития личности  и личностных качеств  в социокультурной среде.

Наиболее новой, интересной, адаптивной современной технологией образования  является использование веб-квестов (в переводе с английского web [web] — веб, сеть, (всемирная) паутина; quest [kwest] – поиск) [6].

Веб-квест (webquest), разработчиком которого является профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Берни Додж [6], представляет собой  некое средство обучения, предполагающее применение  креативного  подхода, т.е.  проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, мониторинг  и  поиск.  С помощью веб-квеста  можно с лёгкостью проследить метапредметные результаты по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда», с возможными последующими их коррекцией и развитием, а именно:

·                    умение четко излагать свою точку зрения, выражать свои мысли;

·                    корректно участвовать в дискуссии;

·                    умение искать нужную информацию и отбирать её, критически оценивать;

·                    способность к учебно-познавательной деятельности;

·                    способность аналитически оценивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и т. д.

Кроме того, веб-квест может успешно выполнять и профессионально-ориентационную функцию: попробовав себя в какой-либо роли, студент может определиться с дальнейшим выбором рабочего места. Поскольку в технологии веб-квестов уже изначально заложен деятельностный подход, вполне понятно, что при выполнении заданий студенты не получают никаких готовых ответов, а самостоятельно решают поставленную перед ними задачу, что помогает:

·                    организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность;

·                    развивать творческое мышление и навыки решения проблем;

·                    осуществлять индивидуальный подход к обучаемым;

·                    тренировать мыслительные способности.

Скрайбинг (английская аббревиатура глагола to scribe – «начертить», «описать», «разметить») – довольно новое понятие, уже успевшее завоевать популярность в области презентаций для визуализации идей дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда». Это объясняется тем, что лаконичные, запоминающиеся рисунки смогли удержать на себе внимание студентов и оказались эффективными помощниками во многих видах деятельности, включая обучение. Являясь привлекательной новинкой, скрайбинг-технология увлекает не только потребителей информации, но и самих авторов презентаций.

Скрайбинг-технология сразу показала свое преимущество по сравнению с традиционными лекциями и докладами в информационном освещении любых аспектов человеческой деятельности. Причина популярности скрайбинга состоит в том, что наш мозг, который на 80% мыслит образно, легко считывает информацию, заложенную в рисунке [2].

Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию образования, презентациям и докладам, иных областей. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных делах.

В дальнейшем, наряду с классическими видами, в ходе изучения дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» могут быть использованы онлайн-скрайбинг и видеоскрабинг. Преимущество видеоскрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать неоднократно, поэтому этот вид деятельности вызывает у исполнителей особую заинтересованность.

Применяя скрайбинг, преподаватель может привлечь внимание студентов, обеспечив их дополнительной информацией, и выделить главные моменты при разборе той или иной темы. Во время скрайбинга мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.

Таким образом, использование технологии веб-квестов и скрайбинга, направленных на моделирование в учебном процессе профессиональной деятельности, способствуют развитию и реализации социальной и профессиональной компетентности, профессиональной мотивации и личностных смыслов будущего специалиста.

Веб-квест, являясь по своей сути практико-ориентированным, в полной мере подходит для изучения дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда». В связи с этим, содержание заданий должно быть направлено на демонстрацию модели поведения в конкретной ситуации рынка труда. Например, при формировании умения вести себя при собеседовании можно использовать задания, связанные с поиском информации по сбору информации о конкретном предприятии, этапа проведения собеседования и др. [8].

Так, например, для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»  задания могут содержать элементы экономических расчетов (начисление зарплаты сотрудникам, создание штатного расписания организации, создание ведомости учета остатков запчастей на складе, расчетов количества постов и др.), элементы планирования какой-либо деятельности в авторемонтном учреждении, а так же написание этапов адаптации к организации, определение этапов развития карьеры.

Использование скрайбинга в формировании профессиональных компетенций обучающихся, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает профессиональный запас, развивает речь, способствует передаче студентами знаний в соответствии с содержанием дисциплины и развивает творческое воображение.

В завершении необходимо отметить, что любой учебный материал (учебник, курс лекций, практикум для лабораторно-практических занятий и др.) представляет проект учебной,  учебно-профессиональной деятельности обучающегося. В качестве интегрирующей цели выступает подготовка обучающегося к будущей профессиональной деятельности. Результатом становится профессиональная компетентность выпускника.

Итак, сформулируем заключительные выводы:

Становление профессиональной компетентности – сложный, многоаспектный процесс, заключающийся во взаимосвязи внешних, управляемых действий, осуществляющихся в обучении и представляющих его практическую ориентацию, и внутренних личностных процессов, реализуемых в воспитании и предполагающих наличие активности, субъектности, способности личности к саморазвитию на основе профессиональных и духовно-нравственных ценностей.

Веб-квест и скрайбинг являются технологиями, направленными на практическое осуществление процесса становления профессиональной компетентности обучающегося.



Список литературы:

1.      Безюлева Г.В., Иванова Н.В., Никитин М.В., Шеламова Г.М. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. – М.: МПСИ; ФИРО, 2005. – 82 с.

2.     Булавкин А. А. Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 376–380.

3.     Вербицкий А.А. Проблемы модернизации высшего образования // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – 2014. - № 7. – С.17-23.

4.  Гаршина Ю. П. Практика использования современных образовательных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 90–94.

5.     Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компе­тенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. - Сама­ра: ЦПО, 2015.

6. Горбунова О.В. Использование технологии веб-квестов в образовательном процессе http://inshakovaox.jimdo.com/

7.             Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник [Текст]/Ю.Н. Лапыгин.- М.: Юрайт, 2015.- 248 с.

8.    Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.

9.             Перелыгина Е.А. Эффективное поведение на рынке труда: Учеб­ные материалы. - Самара: ЦПО, 2015.

10.    Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф Исаев., Е.Н. Шиянов - М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 576 с.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: