» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019

Автор: Кашарокова Оксана Ахмедовна, студент
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Задачи использования лингвистических словарей на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся 6-8 классов.

Статья просмотрена: 389 раз
Дата публикации: 8.05.2019

ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6-8 КЛАССОВ

Кашарокова Оксана Ахмедовна

студент

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

 

Аннотация. На уроках русского языка используются все разновидности школьных лингвистических словарей. Задачи их применения разнообразны. Активное  обращение учащихся к словарям способствуют повышению уровня грамотности детей.

Ключевые слова: словарь, словарный запас, виды лингвистических словарей.

 

Не требует доказательств утверждение, что любой словарь является не просто отражением отдельного исторического периода в развитии языка, но и отражением истории, культуры и быта народа.

В современном мире по грамотной, насыщенной и красивой речи можно многое сказать о культуре и образовании. Богатый словарный запас слов говорит о высоком уровне интеллектуального развития человека. Формирование у учащихся умения пользоваться в процессе обучения словарями является важным компонентом по обогащению их словарного запаса[1].

Необходимо постепенно вырабатывать у учеников потребности в использовании словаря в учебной деятельности, способности искать и находить в них нужную информацию для решения учебных задач, как в рамках образовательного процесса, так и во внеурочной деятельности, должно стать нормой современной школы.

Вопросы использования словарей в учебно-познавательной деятельности школьников стали рассматриваться в методике обучения русскому языку лишь в последние два десятилетия. Идея целесообразности подобной работы получила свое развитие в работах М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, А.А. Бондаренко, Н.М. Неусыповой, Н.П. Пикаловой, Н.М.Лавровой.

Для нынешнего этапа обучения русскому языку свойственна ориентация на развитие учащегося как полноценной личности, владеющих всеми формами речи. Работа со словарями помогают школьникам правильно  произносить и писать слова. С помощью словарей они расширяют свой кругозор. Действительно, современные школьники  не могут обойтись без систематической работы со словарями. Данная работа направлена на решение множества задач обучения. Она предупреждает возможные ошибки в письменной и  устной речи учащихся. Благодаря регулярной работе со словарями обогащается словарный запас, повышается уровень орфографической грамотности и языковой культуры школьников[3].

Существует множество словарей, с которыми  школьники на уроках русского языка должны познакомиться и научиться работать Традиционно выделяют следующие группы словарей:


  • толковый,
  • фразеологические и сборники крылатых слов,
  • этимологические,
  • орфографические и орфоэпические,
  • словообразовательные,
  • иностранных слов,
  • синонимов,
  • антонимов,
  • омонимов,
  • паронимов,
  • идеографические,
  • трудностей,
  • редких и устаревших слов,
  • диалектные.

На уроках работа со словарем проходит в двух направлениях. Первое- учащиеся используют словарь как историко-культурный или специальный справочник. Второе - словарь используется как учебник русского языка. И.И.Срезневский считал необходимым научить учеников  пользоваться словами и выражениями, обращая внимание на оттенки значений слов, добиваться от учеников того, чтобы «не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам слов». К.Д.Ушинский считал, что учителям на уроках русского языка необходимо организовывать работу таким образом, чтобы ученик научился сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы.

Для формирования у учащихся орфографической зоркости и наблюдательности, запоминание формы слова, можно использовать упражнения, включающие в себя пословицы, загадки. ребусы, предложения и тексты[2].

Для эффективного использования лингвистических словарей необходимо соблюдение определенных методических условий: учащиеся должны иметь представление о разновидностях лингвистических словарей; хорошо знать алфавит, чтобы с легкостью найти в словаре нужное слово; уметь образовывать от любого изменяемого слова  его исходную форму[4].

Грушников П.Л., Баранов М.Т. предлагают содержание работы с конкретными лингвистическими словарями:


  • работа с толковым словарем ориентирована на ознакомление школьников с лексическим значением новых для них слов или слов, которые они не понимают либо понимают неправильно (таратайка, шкодливый, эксперимент, сущий и др.);
  • работа с орфоэпическим словарем направлена на усвоение норм орфоэпии, произношения отдельных слов, соблюдения в словах нормативного ударения, например: щавель, ракушка, коклюш и др.
  • работа с орфографическим словарем направлена на усвоение школьниками правописания слов с непроверяемыми орфограммами (канитель, сызнова и др.).

Для того чтобы  ученики научились работать со словарями, учителям рекомендуется  использовать специальные упражнения, которые включают в себя: 


  • выбор словаря для решения определенной учебной задачи;
  • подбор слов для грамматического разбора;
  • поиск нужного слова в словаре;
  • ориентировка в словарной статье по пометам;
  • проверка по словарю написания, произношения нужного слова;
  • подбор синонима, антонима для точного выражения мысли и др.

В работу со словарями должны быть включены увлекательные и интересные задания, построенные на основе заранее продуманного плана. Это могут быть следующие элементы
:

  • опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову);
  • составить этимологический кроссворд, ребус;
  • игра-беседа по теме «Мои первые словари»;
  • ролевая игра «Составляем словари»;
  • тематические уроки «Словари – наши друзья и помощники», «Словари – сокровища национального языка».

Таким образом, работа с лингвистическими словарями на уроках и во внеклассной деятельности способствует повышению грамотности школьников, обогащению их словарного запаса, делает речь богаче и выразительнее, способствует  усвоению понятий, развивает память, внимание, мышление, воображение, у учеников формируется интерес к изучению языка.



Список литературы:

  1. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. - М.: ТетраСистемс, 2003.— 288 с.
  2. Калинин А.В. Лексика русского языка: учеб. пособие по специальности "Журналистика"- М.: Изд-во Москва, 1978. — 231 с.
  3. Косолапкова. А.А. Обобщающий урок «В гостях у словарей».//Русский язык в школе, 1992 - № 2
  4. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – М.:«Просвещение», 1987. —128 с.
  5. Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики. - М.: Изд. Москва, 1977. — 168 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: