» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019

Автор: Кабанова Лада Владимировна, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Феноменология и гендерные особенности проявления решительности

Статья просмотрена: 513 раз
Дата публикации: 8.05.2019

УДК 159.9

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ

Кабанова Лада Владимировна

студентка 4 курса, факультета  психологии и педагогики

научный руководитель Льдокова Галия Михайловна

кандидат психологических наук, доцент

Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга

 

Аннотация. В статье рассматривается феноменология и гендерные особенности проявления решительности. Настоящим исследованием автор показал, что уровень решительности маскулинных подростков и подростков, у которых не был выявлен данный гендерный признак, не различен, а также проявление решительности не различно по половому признаку.

Ключевые слова: пол, гендер, подростковый возраст, решительность, гендерные особенности.

 

На сегодняшний день широко изучаемой проблемой в различных областях научного знания является проблема гендерных различий. Интерес к изучению данного вопроса со стороны общества существенно возрос во многом вследствие веками выстроенной иерархии взаимоотношений между мужским и женским полом, в рамках которой мужчина занимает главенствующее, а женщина – подчиненное положение – с одной стороны, а с другой – новым условиям взаимодействия мужчин и женщин в современном мире [5, С. 49]. При этом целесообразно отметить, что неравенство полов одобряется самим обществом и выражается в виде соблюдения общепринятых норм и правил, а также гендерных ролей, которые приписаны как мужчине, так и женщине, а также гендерных стереотипов, которые оказывают сильное влияние на общую ситуацию в целом. Исходя из этого, формируются гендерные различия, которые проявляются в социально-психологических характеристиках, которые заключаются в отличительных особенностях мужчин и женщин по поведенческому, социальному, ментальному и эмоциональному аспектам. В соответствии с этим, одним из важных аспектов любого психолого-педагогического исследования является фактор пола. Однако можно констатировать неразработанность проблемы гендерных различий в разных сферах психологии, в частности волевой [4, С. 733].

Целью исследовательской работы являлось исследование гендерных особенностей проявления решительности в подростковом возрасте, а также исследование отличий проявления решительности по половому признаку.

В соответствии с целью, были выдвинуты следующие гипотезы исследования: 1. у маскулинной личности подростка наиболее выражена решительность, чем у фемининной; 2. подростки мужского пола более решительны, чем подростки женского пола.

Нами был проведен теоретический анализ понятий «гендер», «гендерные особенности» и «решительность» в современной психологии в современной психологии. Было выявлено, что гендер – совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Гендерные особенности – это особенности, связанные с признаками половой принадлежности. Решительность – это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением (навыком) самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их. А также нами были изучены особенности гендерных проявлений и развитие решительности у подростков.

Нами было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи гендерных особенностей и проявления решительности в подростковом возрасте при помощи следующих методик: Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI), который предназначен для диагностики состояний и свойств личности; методика «Самооценка волевых качеств» Н.Е. Стамбуловой для оценки уровня развития волевых качеств, а именно смелости и решительности; тест – «Решительны ли вы?», который направлен на выявления степени решительности. Из проведенного нами исследования, нами был сделан следующий вывод:

·                    у 32% испытуемых мужского пола (15 человек), в большей степени выявлен гендерный признак – маскулинность, а у 15% учащихся мужского пола (7 человек), данный признак выявлен в меньшей степени; у 23% испытуемых женского пола (11 человек) в большей степени выявлен гендерный признак – маскулинность, а у 30% учащихся женского пола (14 человек), данный признак выявлен в меньшей степени. Полученные результаты можно объяснить тем, что у большинства мальчиков выявлен гендерный признак маскулинность, а у большинства девочек данный признак выражен в меньшей степени. Это говорит нам о том, что индивидуальные свойства, стереотипы массового сознания и социальные нормы, как и представления о реальности, желательном и должном, никогда не совпадают. Поэтому существуют не только разные каноны маскулинности и фемининности, но и разные парадигмы их изучения, которые фактически взаимно дополняют друг друга.

·                    у испытуемых мужского пола высокий уровень смелости и решительности наблюдается у 9% (4 человека), средний уровень смелости и решительности был выявлен у 19% (9 человек) и низкий уровень смелости и решительности – у 19% испытуемых (9 человек); у испытуемых женского пола высокий уровень смелости и решительности не был выявлен, средний уровень смелости и решительности был выявлен у 23% (11 человек) и низкий уровень смелости и решительности – у 30% испытуемых (14 человек). Полученные данные можно объяснить тем, что только у мальчиков был выявлен высокий уровень решительности, низкий и средний уровни решительности в большей степени выявлен у девочек. Исходя из полученных результатов, можно предположить о том, что смелость и решительность являются качествами настоящего мужчины. Мальчики в большей степени склонны мыслить аналитически и ценят рациональные подходы к решению любых ситуаций. Девочки же более осторожны в принятии решений и зачастую долгое время сомневаются перед выбором.

·                    у 9% испытуемых мужского пола (4 человека) был выявлен 1 тип, также у 21% испытуемых женского пола(10 человек) был выявлен данный тип. 1 тип характеризуется не особой решительностью личности, однако таких людей нельзя назвать нерешительными. Они действуют не всегда достаточно активно и быстро, но только потому, что считают – дело того не стоит. У 30% испытуемых мужского пола (14 человек) был выявлен 2 тип, также у 27% испытуемых женского пола(13 человек) был выявлен данный тип. 2 тип характеризуется безусловной решительностью. Такие люди часто пренебрегают вещами, которые считают мелкими, незначительными. У 9% испытуемых мужского пола (4 человека) был выявлен 3 тип, также у 4% испытуемых женского пола(2 человека) был выявлен данный тип. 3 тип характеризуется тем, что такие личности боятся не только принимать решения, но даже обдумывать их, страшась приближающихся событий. Психологическое состояние людей данного типа нельзя назвать стабильным, благополучным, поскольку зачастую они ожидают критики собственных действий, чем похвалы. Полученные данные можно объяснить тем, что у большинства испытуемых мужского пола выявлена безусловная решительность. Это можно объяснить тем, что поведение мальчиков подростков отличается своеобразным проявлением мужественности во всех аспектах жизни, как в повседневной, бытовой, так и в социальной. В связи с тем, что у большинства мальчиков выявлен гендерный признак маскулинность, то можно предположить, что они обладают следующими качествами: командование, непоколебимость, уверенность, концентрированность, целеустремленность, доминантность, смелость, чувство свободы, уравновешенность, сфокусированность, решительность.

Для проверки гипотезы исследования, которая заключалась в предположении о том, что у маскулинной личности подростка наиболее выражена решительность, чем у фемининной, был использован – t-критерий Стьюдента. В результате чего, нами был сделан следующий вывод: нет отличий в степени проявления решительности у маскулинных учащихся и у учащихся, у которых не был выявлен данный гендерный признак, так как при критических значениях p≤0,05; p≤0,01 tКр (2,01; 2,69), наши полученные эмпирические значения t (0,2) и t (0,8) находятся в зоне незначимости. Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что у маскулинной личности подростка наиболее выражена решительность, чем у фемининной не нашла своего подтверждения, поскольку статистически не были выявлены отличия уровня решительности маскулинных учащихся и учащихся, у которых не был выявлен данный гендерный признак.

Для проверки гипотезы исследования, которая заключалась в предположении о том, что подростки мужского пола более решительны, чем подростки женского пола нами был использован – t-критерий Стьюдента. В результате чего, нами были сделаны следующие выводы:

·                    проявление смелости и решительности в исследуемой группе подростков не имеет отличий, так как при критических значениях p≤0,05; p≤0,01 tКр (2,01; 2,69), наше полученное эмпирическое значение t (1,8) находится в зоне незначимости. Это можно объяснить тем, что у подростков мужского и женского пола развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Они значительно чаще сами ставят перед собой определенные цели, сами планируют свою деятельность и нередко проявляют значительную настойчивость, выдержку, решительность и даже мужество в процессе достижения этих целей.

·                    отличий в степени проявления решительности мальчиков и девочек не было выявлено, так как при критических значениях p≤0,05; p≤0,01 tКр (2,01; 2,69), наше полученное эмпирическое значение t (1,8) находится в зоне незначимости. Это можно объяснить тем, что решительность в первую очередь качество человека (рассудительность, осторожность, предусмотрительность, целеустремленность, ответственность), которая выражается в виде способности самостоятельно принимать и исполнять решения в самых ответственных ситуациях. В отличие от смелости, решительность проявляется осознанно, следовательно, это разумное проявление человеческой воли.

Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что подростки мужского пола более решительны, чем подростки женского пола не нашла своего подтверждения, так как статистически не были выявлены отличия проявления решительности по половому признаку.



Список литературы:

  1. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: Педагогика, 2017. – 182 с.
  2. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // Проблемы психологии воли. – 2011. – №19. – С. 7-9.
  3. Каширская И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации. – СПб.: Питер, 2013. – 262 с.
  4. Ланина Н.В. Тенденции гендерного развития современной молодежи // Ананьевские чтения – 2018: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2018. – С. 733–734.
  5. Радина Н.К., Терешенкова Е.Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков. // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 49-59.
  6. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. – М.: Вариант; Невский простор, 2015. – 368 с.
  7. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. – СПб., 2015. – 326 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: