» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 2017
Автор: Печикина Диана Игоревна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Характеристика личностных качеств педагога.
В настоящее время в системе образования происходят значительные изменения. Каждый учебный год начинается с введения новых правил и норм, чаще всего эти нововведения подразумевают в себе не только изменения в самом процессе обучения, но и в изменении подачи материала. Если выстроить логическую цепочку, то можно сделать вывод, что осуществление процесса обучения, а также его наилучшая реализация прямо пропорционально зависит от личностных качеств педагога. В будущем я буду учителем математики и изучение этого вопроса для меня крайне важно. В своей статье хочется разобраться в том, какими личностными качествами должен обладать учитель для наиболее качественной реализации процесса обучения.
Изучая исследования знаменитого российского и советского психолога Р.С. Немова, можно выделить требования, предъявляемые к личности педагога. Он разделил их на главные и второстепенные, устойчивые и изменчивые.
Главные требования – это требования, «без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем», к ним относят:
1) любовь к детям и педагогической деятельности,
2) наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей,
3) широкая эрудиция, педагогическая интуиция,
4) высокоразвитый интеллект,
5) высокий уровень общей культуры и нравственности,
6) профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей.
Все эти качества могут быть у учителя врожденными, а могут быть и приобретенными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Но стоит отметить, если хотя бы одного из данных фактов не будет у учителя, то об успешной педагогической работе не может идти речи.
Второстепенные требования – это требования, «соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность». К ним относятся: общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др.
Эти качества так же важны, но обойтись без них педагог вполне может. Например, не очень артистичный молодой учитель математики, имеет прекрасные знания своего предмета, а главное умеет их лаконично и доступно передать их своим ученикам. Это является крайне важным в профессии педагога, нежели артистичность или веселый нрав.
Устойчивые требования – это требования, «постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов».
Изменчивые требования -это требования, «обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог»[2].
Сделав определенный анализ, можно сделать вывод, что совокупность главных и второстепенных педагогических качеств представляет собой индивидуальность педагога, тем самым характеризуя учителя как уникальною личность.
Любой человек может иметь определенные способности, так и педагог должен обладать педагогическими способностями. Педагогические способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, определяющие успех в овладении педагогической деятельностью.
Большинство моделей педагогических способностей подразделяются на четыре подгруппы:
1. системные модели;
2. структурные модели;
3. псевдопрогнозирующие;
4. прогностические модели.
К первой подгруппе относятся системные модели педагогических способностей. Для конкретизации данную модель педагогических способностей учителей средней школы можно рассмотреть, которые были изучены Ф.Н. Гоноболиным. Он выявил свойства индивидуальности, структура которых и составляет собственно главные компоненты педагогических способностей:
· способность делать учебный материал доступным для учащихся;
· понимание учителем ученика;
· педагогическое волевое влияние на детей;
· способность организовывать детский коллектив
· интерес к детям;
· содержательность и яркость речи;
· ее образность и убедительность;
· педагогический такт;
· способность связывать учебный предмет с жизнью;
· наблюдательность (по отношению к детям);
· педагогическая требовательность и т.п. [1]
Ко второй подгруппе относятся так называемые структурные модели педагогических способностей, гипотетически влияющих на эффективность преподавания. Так, В.А. Сластенин определял педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности и выделил четыре подуровня личностной организации учителя, включающих:
Ø перечень свойств и характеристик личности учителя;
Ø перечень требований к психолого-педагогической подготовке;
Ø объем и содержание академической подготовки;
Ø объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации [3].
Из данной структуры можно вывести такие главные составляющие педагогических способностей, как направленность; общие академические способности и частные дидактические способности.
К третьей подгруппе относятся так называемые псевдопрогнозирующие модели педагогических способностей, к ним можно отнести: коммуникативные, конструктивные, проективные и гностические способности.
К четвертой подгруппе относят прогностические модели педагогических способностей такие, как планиерование, программирование, целополагание.
На основании всего изложенного можно сделать вывод, о том, что личность педагога должна быть разносторонне развитой. Учитель должен обладать определенным перечнем способностей и качеств, без которых он не может полноценно осуществлять образовательно-воспитательный процесс.
Список литературы:
1. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Просвещение, 1973 г.
2. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2.— М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Комментарии: