» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 2017

Автор: Печикина Диана Игоревна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Характеристика личностных качеств педагога.

Статья просмотрена: 877 раз

В настоящее время в системе образования происходят значительные изменения. Каждый учебный год начинается с введения новых правил и норм, чаще всего эти нововведения подразумевают в себе не только изменения в самом процессе обучения, но и в изменении подачи материала. Если выстроить логическую цепочку, то можно сделать вывод, что осуществление процесса обучения, а также его наилучшая реализация прямо пропорционально зависит от личностных качеств педагога.  В будущем я буду учителем математики и  изучение этого вопроса для меня крайне важно. В своей статье хочется разобраться в том, какими личностными качествами должен обладать учитель для наиболее качественной реализации процесса обучения.

Изучая исследования знаменитого российского и советского психолога Р.С.  Немова, можно выделить требования, предъявляемые к личности педагога.  Он разделил их на главные и второстепенные, устойчивые и изменчивые.

Главные требования – это требования, «без удовлет­ворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем», к ним относят:

1)                 любовь к детям и педагогической деятельности,

2)                 наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей,

3)                 широкая эрудиция, педагогическая интуиция,

4)                 высокоразвитый интеллект,

5)                 высокий уровень общей культуры и нравственности,

6)                 профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей.

Все эти качества могут быть у учителя врожденными, а могут быть и приобретенными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Но стоит отметить, если хотя бы одного из данных фактов не будет у учителя, то об успешной педагогической работе не может идти речи.

Второстепенные требования – это требования, «соответствие ко­торым не обязательно для педагога, но делает его личностью, спо­собной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность». К ним относятся:  общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др.

Эти качества так же важны, но обойтись без них педагог вполне может. Например, не очень артистичный молодой учитель математики, имеет прекрасные знания своего предмета, а главное умеет их лаконично и доступно передать их своим ученикам. Это является крайне важным в профессии педагога, нежели артистичность или веселый нрав.

Устойчивые требованияэто требования, «постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов».

Изменчивые требования -это требования, «обусловленные осо­бенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог»[2].

Сделав определенный анализ, можно сделать вывод, что совокупность главных и второстепенных педагогических качеств представляет собой индивидуальность педагога, тем самым характеризуя учителя как уникальною личность.

Любой человек может иметь определенные способности, так и педагог должен обладать педагогическими способностями. Педагогические способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, определяющие успех в овладении педагогической деятельностью.

Большинство моделей педагогических способностей подразделяются на четыре подгруппы:

1.                  системные модели;

2.                  структурные модели;

3.                  псевдопрогнозирующие;

4.                  прогностические модели.

К первой подгруппе относятся системные модели педагогических способностей. Для конкретизации данную модель педагогических способностей учителей средней школы можно рассмотреть, которые были изучены Ф.Н. Гоноболиным. Он выявил свойства индивидуальности, структура которых и составляет собственно главные компоненты педагогических способностей:

·                    способность делать учебный материал доступным для учащихся;

·                    понимание учителем ученика;

·                    педагогическое волевое влияние на детей;

·                    способность организовывать детский коллектив

·                    интерес к детям;

·                    содержательность и яркость речи;

·                    ее образность и убедительность;

·                    педагогический такт;

·                    способность связывать учебный предмет с жизнью;

·                    наблюдательность (по отношению к детям);

·                    педагогическая требовательность и т.п. [1]

Ко второй подгруппе относятся так называемые структурные модели педагогических способностей, гипотетически влияющих на эффективность преподавания. Так, В.А. Сластенин определял педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности и выделил четыре подуровня личностной организации учителя, включающих:

Ø                 перечень свойств и характеристик личности учителя;

Ø                 перечень требований к психолого-педагогической подготовке;

Ø                 объем и содержание академической подготовки;

Ø                 объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации [3].

Из данной структуры можно вывести такие главные составляющие педагогических способностей, как направленность; общие академические способности и частные дидактические способности.

К третьей подгруппе относятся так называемые псевдопрогнозирующие модели педагогических способностей, к ним можно отнести: коммуникативные, конструктивные, проективные и гностические способности.

К четвертой подгруппе относят прогностические модели педагогических способностей такие, как планиерование, программирование, целополагание.

На основании всего изложенного можно сделать вывод, о том, что личность педагога должна быть разносторонне развитой. Учитель должен обладать определенным перечнем способностей и качеств, без которых он не может полноценно осуществлять образовательно-воспитательный процесс.



Список литературы:

1.                  Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Просвещение, 1973 г.

2.           Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2.— М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

3.                  Сластенин В.А. и др. Педагогика.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: