» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019
Автор: Литвиненко Анна Андреевна, Студентка 3 курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Некоторые приемы активизации познавательной деятельности младших школьников
Дата публикации: 16.05.2019
УДК 37
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ
АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Литвиненко
Анна Андреевна
студентка 3 курса группы
30
Ставропольский
государственный педагогический институт, г. Ессентуки
Аннотация.
Активизация познавательной деятельности учащихся — одна из особо важных проблем
современной педагогики, так как, процесс развития активности,
самостоятельности, инициативности является требованием современной педагогики и
определяет то направление, в котором необходимо совершенствовать и улучшать
учебно-воспитательный процесс.
Ключевые
слова: познавательная деятельность; активизация; приемы; информационные
технологии; младший школьный возраст.
На сегодняшний день одним из важных вопросов,
которые предстоит решить в педагогической практике, является вопрос об
активизации познавательной деятельности обучающихся, так как познавательная
активность (а именно, познавательный интерес) считаются весьма значимыми в
учебной деятельности.
Познавательная деятельность — это целостность
эмоционального восприятия, абстрактного мышления и практической деятельности.
Она исполняется на каждом жизненном шагу, во всех без исключения разновидностях
деятельности и общественных отношений, обучающихся (эффективная и социально
нужная деятельность, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая
деятельность, взаимодействие), а кроме того посредством исполнения разных
наглядно - практических действий в учебном процессе, а именно - экспериментирование,
проектирование, разрешение экспериментальных вопросов. Однако только лишь в
ходе обучения изучение обретает точное формирование в особенной, свойственной
только, лишь человеку учебно-познавательной деятельности, либо учении.
Познавательная деятельность неосуществима в
отсутствии появления познавательных мотивов, так как они стимулируют человека к
деятельности.
Вопросом активизации познавательной деятельности
занимались такие ученые, как: А.А. Вербицкий, В.М. Вергасов, А.М. Матюшкин,
М.И. Махмутов, Р.А. Низамов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, Г.
Лозанов, Г.А. Китайгородская, И.Ю. Шехтер, Б.А. Лапидус, А.Л. Бердичевский и
др.[4].
Исследование педагогической и методической
литературы указывает на присутствие спорных подходов к вопросу. Учёные
оценивают проблему активизации познавательной деятельности в рамках
контекстуального подхода (А.А. Вербицкий), с точки зрения проблематичного
обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), коллективной учебно-познавательной
работы педагога и ученика (Г.И. Щукина), применения технических средств
обучения (В.В. Петрусинский), в ходе лекции (Р.А. Низамов) [4].
Одним из важных вопросов считается формирование, с
помощью конкретных компонентов обучения (способов, форм, приемов), обстоятельств,
содействующих стремительному включению ученика в ход обучения.
Работа над активизацией познавательной деятельности
— означает создавать положительный подход учеников к учебной деятельности, совершенствовать
их рвение к наиболее углубленному постижению исследуемых объектов [5].
Весь учебный процесс, который складывается из его
временных единиц – уроков, предполагает собой, с точки зрения организации,
поочередную, закономерную, регулярно усложняющуюся и совершенствующуюся
познавательную деятельность обучающихся, нацеленную под руководством педагога
на разрешение вопросов в определенной сфере предметных знаний.
Развитие и формирование познавательных интересов —
элемент широкой проблемы обучения всецело выработанной личности. В случае если
установить данную проблему наиболее непосредственно, в таком случае её возможно
сконструировать таким образом: должен быть подход, с содействием которого
возможно, достигая полного освоения обучающимися школьного плана, гарантировать
формирование их познавательных потенциалов, никак не допуская при этом
перегрузки.
Обстоятельства, соблюдение которых способствует
развитию, воспитанию и становлению познавательного интереса младших школьников:
1. Опора на интенсивную мыслительную
деятельность обучающихся.
Главной основой для формирования познавательных сил
и способностей обучающихся, равно как и для формирования, истинно
познавательного интереса, считаются:
- ситуации решения познавательных задач,
- ситуации активного поиска, догадок, размышления,
- ситуации мыслительного напряжения,
- ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
2. Учебный
процесс следует осуществлять на рациональном уровне формирования обучающихся.
В ходе
обучения доводится иметь дело с тем, чтобы регулярно учить учеников множеству
умений и способностей, в непрерывном усложнении тренировочной работы, в
овладении все наиболее трудными и наиболее безупречными умениями, дозволяющими
разрешать наиболее сложные вопросы познания, складывается сущность развивающего
обучения, постоянно усиливающего познавательные силы, заинтересованность и
желания ученика [7].
3. Создание
подходящей психологической атмосферы познавательной деятельности обучающихся.
Благоприятное взаимодействие в учебном процессе. Рвение к общению с друзьями, с
педагогом само по себе способно являться интенсивным аргументом учения и в тот
же момент содействовать становлению познавательного интереса.
В
настоящий период эффективнейшим средством развития познавательных интересов
младших школьников считаются творческие задачи, дидактические игры,
проблематичные задачи, интегрированные упражнения и мультимедийные
демонстрации.
Основа
становления познавательных интересов младших школьников — их творческая
деятельность. Творческая работа формирует эмоции ребенка. Исполняя процесс
творчества, ученик ощущает всю палитру позитивных впечатлений, равно как от
хода работы, так и от полученного результата. Творческая деятельность формирует
личность детей, может помочь ему освоить нравственные и моральные нормы.
Цель
педагога начальных классов — установить правильный путь для каждого
обучающегося в его образовании и воспитании. А при условии стимулирования
личных усилий в овладении знаниями, то есть активизируя познавательную работу
обучающихся, вполне вероятно добиться значительных результатов в обучении [1].
Методы
и требования, способствующие формированию познавательной активности младшего
школьника:
- Предоставление внутреннего принятия ребенком цели будущей деятельности, т. е. предоставление осмысления того, зачем необходимо это выполнять, на какой планируемый результат нацеливаться.
- Исключение поверхностного оценивания результатов предшествующей деятельности и в момент актуализации познаний.
- Сочетание разных форм организации учебной деятельности, установление их места на всяком этапе обучения.
- Анализ результатов работы и использование выдуманных самим ребенком упражнений и заданий.
- Эмоциональная содержательность обучения, «встревоженность» самого преподавателя. Формирование доброжелательного психологического фона в работе преподавателя и учащихся.
- На каждом занятии младшим школьникам должно быть предоставлено право сформулировать собственную позицию к происходящему (становление рефлексии), с целью осознания важности достигнутого результата деятельности.
- Организация домашнего задания согласно принципу самостоятельности и способности, применения приобретенных знаний в общении с ровесниками.
Достигнуть
этих условий на занятии дает возможность использование информативных
технологий. Они обдают образным видом информации, доступных для младшего
школьника, создает у них познавательную активность, заинтересованность к учебе.
Младшему школьнику, с его наглядно-образным мышлением понятно только то, что
возможно одновременно проанализировать, узнать, либо дать оценку действию
объекта.
Эффективное
использование информативных технологий в ходе обучения подразумевает введение
обратной связи уже на стадии восприятия, а систематичный индивидуальный
контроль предоставляет возможность создавать правильный образ [6].
При
применении обучающих проектов заинтересованность ориентирована на особенно
значительные компоненты и акцентируется на создании образа, применяя
способности динамического изображения (мультипликация, перемещения,
использование персонажей, преобразование тона, объемов и т. д.). При этом
достаточно значительную роль представляют игровые ситуации, цветные,
графические и других модели, делающие легче процедуру восприятия. Путём
выделения отдельных деталей с помощью модификации расцветки, анимации,
местоположения сведений на экране, «растяжения», либо «сжатия» во времени
важных процессов и иных приёмов активизируется невольная интерорецепция.
Одним
из плюсов использования информативных технологий, является увеличение мотивации
обучения. И не только вследствие того, что сама по себе деятельность с
компьютером, зачастую содействует увеличению заинтересованности к обучению, но
и потому, что в процессе возможно корректировать учебные задачи согласно
степени сложности, при данном поощряя точные решения, что положительно влияет
на мотивацию обучения.
Существенное
вложение в исследование вопросов применения информативных технологий в обучении
младших школьников внесли: С.А. Бешенков, А.Г. Гейн, А.В. Горячев, В.В.
Давыдов, А.А. Кузнецов, Б. Сендов, Б. Хантер и др. В трудах Б.С. Гершунского,
В.В. Рубцова, О.Н. Тихомирова и др. рассматривались значимость и роль
информативных технологий в познавательной работе обучающихся [1].
Современный
урок с применением информативных технологий нагляден, красочен, информативен,
интерактивен, экономит время педагога и обучающегося. Он дает возможность
каждому младшему школьнику работать в личном темпе, а педагогу предоставляет
возможность оперативно контролировать и дать оценку результатам обучения.
Возможно
сделать следующие заключения: активизация познавательной деятельности
обучающихся — один из важных вопросов на современном этапе формирования
педагогической концепции и практики. Решая проблемы нашей школы: улучшение
качества преподаваемых предметов, обучения в учащихся стабильной тяги к познаниям,
педагога начальных классов стремятся искать пути становления активизации
познавательной деятельности у младших школьников, улучшать их познавательные
способности и самостоятельность. Становление активности, самостоятельности,
предприимчивости, творческого подхода к процессу — это условие самой жизни,
характеризующее во многом ту направленность, в которой необходимо улучшать
учебно-воспитательный процесс.
Таким
образом, информативные технологии имеют огромные способности для формирования
образовательного процесса, дают возможность осуществлять основы
дифференцированного и персонального подхода к учебе, мировые тенденции в
воспитании, способности выхода в единое мировое информативное пространство.
Использование информативных технологий дает возможность увеличить уровень
мотивации образовательной работы; предоставляет абсолютно новые способности для
творчества, приобретения и укрепления разных способностей, и, безусловно,
отвечает социальному заказу, который государство предъявляет к школе.
Список литературы:
- Акулич Т. В. Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационных технологий, М., 2017, С. 7-17.
- Жданович Н. В., Игнатович, В. Г. // Применение информационно - коммуникационных технологий в учреждениях образования / / Адукацыя і выхаванне. – 2013, С. 9-13.
- Морозова И. С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Штепина, И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162-165.
- Рабаданова А. А. Обучение познавательной деятельности студентов, М., 2015. C.5.
- Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности по математике / Кутузова И. В., Начальная школа, М., 2012.
- Тараканов А.В. Методика обучения информационным технологиям: учеб. пособие / А.В. Тараканов, К.В. Садова, Е.А. Крайнова. – Самара, гос. техн. ун-т, 2016, C.71.
- Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников / Власкина Ю. В., Начальная школа, М., 2017.
Комментарии: