» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019

Автор: Литвиненко Анна Андреевна, Студентка 3 курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Некоторые приемы активизации познавательной деятельности младших школьников

Статья просмотрена: 407 раз
Дата публикации: 16.05.2019

УДК 37

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Литвиненко Анна Андреевна

студентка 3 курса группы 30

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

 

Аннотация. Активизация познавательной деятельности учащихся — одна из особо важных проблем современной педагогики, так как, процесс развития активности, самостоятельности, инициативности является требованием современной педагогики и определяет то направление, в котором необходимо совершенствовать и улучшать учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: познавательная деятельность; активизация; приемы; информационные технологии; младший школьный возраст. 

 

На сегодняшний день одним из важных вопросов, которые предстоит решить в педагогической практике, является вопрос об активизации познавательной деятельности обучающихся, так как познавательная активность (а именно, познавательный интерес) считаются весьма значимыми в учебной деятельности.

Познавательная деятельность — это целостность эмоционального восприятия, абстрактного мышления и практической деятельности. Она исполняется на каждом жизненном шагу, во всех без исключения разновидностях деятельности и общественных отношений, обучающихся (эффективная и социально нужная деятельность, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, взаимодействие), а кроме того посредством исполнения разных наглядно - практических действий в учебном процессе, а именно - экспериментирование, проектирование, разрешение экспериментальных вопросов. Однако только лишь в ходе обучения изучение обретает точное формирование в особенной, свойственной только, лишь человеку учебно-познавательной деятельности, либо учении.

Познавательная деятельность неосуществима в отсутствии появления познавательных мотивов, так как они стимулируют человека к деятельности.

Вопросом активизации познавательной деятельности занимались такие ученые, как: А.А. Вербицкий, В.М. Вергасов, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Р.А. Низамов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, Г. Лозанов, Г.А. Китайгородская, И.Ю. Шехтер, Б.А. Лапидус, А.Л. Бердичевский и др.[4].

Исследование педагогической и методической литературы указывает на присутствие спорных подходов к вопросу. Учёные оценивают проблему активизации познавательной деятельности в рамках контекстуального подхода (А.А. Вербицкий), с точки зрения проблематичного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), коллективной учебно-познавательной работы педагога и ученика (Г.И. Щукина), применения технических средств обучения (В.В. Петрусинский), в ходе лекции (Р.А. Низамов) [4].

Одним из важных вопросов считается формирование, с помощью конкретных компонентов обучения (способов, форм, приемов), обстоятельств, содействующих стремительному включению ученика в ход обучения.

Работа над активизацией познавательной деятельности — означает создавать положительный подход учеников к учебной деятельности, совершенствовать их рвение к наиболее углубленному постижению исследуемых объектов [5].

Весь учебный процесс, который складывается из его временных единиц – уроков, предполагает собой, с точки зрения организации, поочередную, закономерную, регулярно усложняющуюся и совершенствующуюся познавательную деятельность обучающихся, нацеленную под руководством педагога на разрешение вопросов в определенной сфере предметных знаний.

Развитие и формирование познавательных интересов — элемент широкой проблемы обучения всецело выработанной личности. В случае если установить данную проблему наиболее непосредственно, в таком случае её возможно сконструировать таким образом: должен быть подход, с содействием которого возможно, достигая полного освоения обучающимися школьного плана, гарантировать формирование их познавательных потенциалов, никак не допуская при этом перегрузки.

Обстоятельства, соблюдение которых способствует развитию, воспитанию и становлению познавательного интереса младших школьников:

1.         Опора на интенсивную мыслительную деятельность обучающихся.

Главной основой для формирования познавательных сил и способностей обучающихся, равно как и для формирования, истинно познавательного интереса, считаются:

  • ситуации решения познавательных задач,
  • ситуации активного поиска, догадок, размышления,
  • ситуации мыслительного напряжения,
  • ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.

2.         Учебный процесс следует осуществлять на рациональном уровне формирования обучающихся.

В ходе обучения доводится иметь дело с тем, чтобы регулярно учить учеников множеству умений и способностей, в непрерывном усложнении тренировочной работы, в овладении все наиболее трудными и наиболее безупречными умениями, дозволяющими разрешать наиболее сложные вопросы познания, складывается сущность развивающего обучения, постоянно усиливающего познавательные силы, заинтересованность и желания ученика [7].

3.         Создание подходящей психологической атмосферы познавательной деятельности обучающихся. Благоприятное взаимодействие в учебном процессе. Рвение к общению с друзьями, с педагогом само по себе способно являться интенсивным аргументом учения и в тот же момент содействовать становлению познавательного интереса.

В настоящий период эффективнейшим средством развития познавательных интересов младших школьников считаются творческие задачи, дидактические игры, проблематичные задачи, интегрированные упражнения и мультимедийные демонстрации.

Основа становления познавательных интересов младших школьников — их творческая деятельность. Творческая работа формирует эмоции ребенка. Исполняя процесс творчества, ученик ощущает всю палитру позитивных впечатлений, равно как от хода работы, так и от полученного результата. Творческая деятельность формирует личность детей, может помочь ему освоить нравственные и моральные нормы.

Цель педагога начальных классов — установить правильный путь для каждого обучающегося в его образовании и воспитании. А при условии стимулирования личных усилий в овладении знаниями, то есть активизируя познавательную работу обучающихся, вполне вероятно добиться значительных результатов в обучении [1].

Методы и требования, способствующие формированию познавательной активности младшего школьника:

  • Предоставление внутреннего принятия ребенком цели будущей деятельности, т. е. предоставление осмысления того, зачем необходимо это выполнять, на какой планируемый результат нацеливаться.
  • Исключение поверхностного оценивания результатов предшествующей деятельности и в момент актуализации познаний.
  • Сочетание разных форм организации учебной деятельности, установление их места на всяком этапе обучения.
  • Анализ результатов работы и использование выдуманных самим ребенком упражнений и заданий.
  • Эмоциональная содержательность обучения, «встревоженность» самого преподавателя. Формирование доброжелательного психологического фона в работе преподавателя и учащихся.
  • На каждом занятии младшим школьникам должно быть предоставлено право сформулировать собственную позицию к происходящему (становление рефлексии), с целью осознания важности достигнутого результата деятельности.
  • Организация домашнего задания согласно принципу самостоятельности и способности, применения приобретенных знаний в общении с ровесниками.

Достигнуть этих условий на занятии дает возможность использование информативных технологий. Они обдают образным видом информации, доступных для младшего школьника, создает у них познавательную активность, заинтересованность к учебе. Младшему школьнику, с его наглядно-образным мышлением понятно только то, что возможно одновременно проанализировать, узнать, либо дать оценку действию объекта.

Эффективное использование информативных технологий в ходе обучения подразумевает введение обратной связи уже на стадии восприятия, а систематичный индивидуальный контроль предоставляет возможность создавать правильный образ [6].

При применении обучающих проектов заинтересованность ориентирована на особенно значительные компоненты и акцентируется на создании образа, применяя способности динамического изображения (мультипликация, перемещения, использование персонажей, преобразование тона, объемов и т. д.). При этом достаточно значительную роль представляют игровые ситуации, цветные, графические и других модели, делающие легче процедуру восприятия. Путём выделения отдельных деталей с помощью модификации расцветки, анимации, местоположения сведений на экране, «растяжения», либо «сжатия» во времени важных процессов и иных приёмов активизируется невольная интерорецепция.

Одним из плюсов использования информативных технологий, является увеличение мотивации обучения. И не только вследствие того, что сама по себе деятельность с компьютером, зачастую содействует увеличению заинтересованности к обучению, но и потому, что в процессе возможно корректировать учебные задачи согласно степени сложности, при данном поощряя точные решения, что положительно влияет на мотивацию обучения.

Существенное вложение в исследование вопросов применения информативных технологий в обучении младших школьников внесли: С.А. Бешенков, А.Г. Гейн, А.В. Горячев, В.В. Давыдов, А.А. Кузнецов, Б. Сендов, Б. Хантер и др. В трудах Б.С. Гершунского, В.В. Рубцова, О.Н. Тихомирова и др. рассматривались значимость и роль информативных технологий в познавательной работе обучающихся [1].

Современный урок с применением информативных технологий нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время педагога и обучающегося. Он дает возможность каждому младшему школьнику работать в личном темпе, а педагогу предоставляет возможность оперативно контролировать и дать оценку результатам обучения.

Возможно сделать следующие заключения: активизация познавательной деятельности обучающихся — один из важных вопросов на современном этапе формирования педагогической концепции и практики. Решая проблемы нашей школы: улучшение качества преподаваемых предметов, обучения в учащихся стабильной тяги к познаниям, педагога начальных классов стремятся искать пути становления активизации познавательной деятельности у младших школьников, улучшать их познавательные способности и самостоятельность. Становление активности, самостоятельности, предприимчивости, творческого подхода к процессу — это условие самой жизни, характеризующее во многом ту направленность, в которой необходимо улучшать учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, информативные технологии имеют огромные способности для формирования образовательного процесса, дают возможность осуществлять основы дифференцированного и персонального подхода к учебе, мировые тенденции в воспитании, способности выхода в единое мировое информативное пространство. Использование информативных технологий дает возможность увеличить уровень мотивации образовательной работы; предоставляет абсолютно новые способности для творчества, приобретения и укрепления разных способностей, и, безусловно, отвечает социальному заказу, который государство предъявляет к школе.



Список литературы:

  1. Акулич Т. В. Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационных технологий, М., 2017, С. 7-17.
  2. Жданович Н. В., Игнатович, В. Г. // Применение информационно - коммуникационных технологий в учреждениях образования / / Адукацыя і выхаванне. – 2013, С. 9-13.
  3. Морозова И. С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Штепина, И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162-165.
  4. Рабаданова А. А. Обучение познавательной деятельности студентов, М., 2015. C.5.
  5. Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности по математике / Кутузова И. В., Начальная школа, М., 2012.
  6. Тараканов А.В. Методика обучения информационным технологиям: учеб. пособие / А.В. Тараканов, К.В. Садова, Е.А. Крайнова. – Самара, гос. техн. ун-т, 2016, C.71.
  7. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников / Власкина Ю. В., Начальная школа, М., 2017.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: