» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Конева Елена Анатольевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние физических нагрузок на психофизиологическое состояние студентов

Статья просмотрена: 555 раз

УДК 212

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ

Конева Елена Анатольевна
Крыловский Алексей Юрьевич
Козлова Дарья Александровна

Тиканов Алексей Олегович

Мантуло Дарья Сергеевна
студент
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул

Лобыгина Наталья Михайловна
доцент кафедры физической культуры и здорового образа жизни

Алтайский государственный медицинский университет
г. Барнаул, Россия

 

Аннотация: В данной статье мы постарались изучить взаимосвязь между физическими нагрузками на выносливость и динамикой психофизиологического состояния студентов Алтайского государственного медицинского университета на основании данных, полученных в тестах на зрительно-моторные реакции, акустико-моторные реакции и темпинг-теста. И также рассмотрели возможности применения полученных данных на практике в оптимизации процесса обучения.

Ключевые слова: тренировки, студенты, реакции, лабильность.

 

Введение: Ведущая роль коры головного мозга, подкорковых образований и их взаимодействия в регуляции всех функций организма при мышечной деятельности общеизвестна. Важное значение имеют данные о воздействии систематической тренировки, направленной на развитие выносливости, на функциональное состояние ЦНС [1].

С педагогической точки зрения большой интерес представляет вопрос о том, не оказывает ли такая тренировка отрицательного влияния на параметры лабильности и реактивности корковых структур, на функциональную подвижность нервно-мышечного аппарата и быстроту двигательных реакций, то есть на состояние важнейших компонентов, определяющих скорость.

Определение сдвигов, происходящих в нервной системе студентов, имеет большое значение в современной интенсификации процесса обучения. Сдвиги удается уловить при отсутствии заметных изменений в деятельности системы кровообращения [2].

Целью данного исследования мы поставили нахождение корреляции между регулярным выполнением упражнений на выносливость, а именно прыжки через скакалку 15 мин. и занятия на степ доске 20 мин. по 2 раза в неделю, с улучшением психофизиологических реакций организмов студентов.

Задачи:

1) Набор групп для исследования. 1-я экспериментальная и 2-я контрольная, проходил из студентов специальной медицинской группы (СМГ), т.е. имеющих определенные ограничения при занятиях физической культурой, 3-я из основной группы, т.е. здоровых и не имеющих особых ограничений в нагрузках.

 2)Проведение первичных замеров психофизиологических показателей в начале 2-го семестра 2016-2017 учебного года.

3) Проведение повторного сбора данных в конце 2-го семестра 2016-2017 учебного года.

4) Статистический анализ полученных данных.

5) Подведение итогов и формулировка выводов.

Материалы и методы: определение функциональной подвижности анализаторов (двигательного, зрительного, слухового)[3], с помощью тестов на условно рефлекторные реакции на компьютерном приложении "Дуэль" (зрительно- и аудио-моторные реакции(ЗМР, АМР)) [4] и темпинг-теста на листах бумаги [5], статистический анализ.

Результаты: Одним из показателей функционального состояния коры головного мозга служит величина латентного периода депрессии при воздействии повторных световых и звуковых раздражений.

О лабильности или инертности корковых процессов судят по длительности последействия световых или звуковых раздражений. Уменьшение длительности говорит о высокой подвижности нервных процессов и наоборот.

Таблица 1. Динамика показателей зрительно-моторных реакций студентов за период эксперимента (М±m)

Группы

Данные в начале эксперимента (мсек)

Данные в конце эксперимента(мсек)

Темпы роста

1)эксперимент. n=17чел.

240,00±7,01

216,25±5,78

-11%

2) контрольнаяn=17чел.

258,82±9,11

247,65±2,48

-4%

3) здоровыеn=17чел.

243,53±6,30

226,18±3,27

-7%

 

Согласно полученным данным в таблице (№1) ,можно заметить, что во всех группах за время проведения эксперимента среднее время реагирования на зрительный раздражитель сократилось, но больше всего это заметно в группах выполняющих упражнения, а именно в экспериментальной и здоровой, (-11%) и (-7%) соответственно, и рост лишь на (-4%) в контрольной группе.

 

 

Таблица 2. Динамика показателей акустико-моторных реакций (на 80дБ) студентов за период эксперимента (М±m)

Группы

Данные в начале эксперимента(мсек)

Данные в конце эксперимента(мсек)

Темпы роста

1)эксперимент. n=17чел.

206,56±8,11

170,63±7,48

-18%

2) контрольная n=17чел.

227,65±6,52

205,77±7,70

-10%

3) здоровые n=17чел.

217,35±6,08

185,29±3,46

-16%

 

В таблице (№2) мы так же отмечаем более интенсивный рост в 1-й и 3-й группах. (-18%) в экспериментальной и (-16%) в группе со здоровыми студентами, и меньше всего в контрольной группе (-10%).

Таблица 3 Динамика показателей темпинг-теста студентов за период эксперимента (М±m)

Группы

Данные в начале эксперимента (кол-во точек за 5 сек.)

Данные в конце эксперимента(кол-во точек за 5 сек.)

Темпы роста

1)эксперимент. n=17чел.

28,29±0,94

32,47±0,95

14%

2) контрольная n=17чел.

29,55±0,70

31,28±0,54

5%

3) здоровые n=17чел.

30,28±0,53

32,27±0,53

6%

В таблице 3 резко выделяется экспериментальная группа, показав результат улучшения нервно-мышечного проведения на (14%), притом что во 2-й и 3-й группах результаты улучшения практически равны (5%) и (6%) соответственно. Что как мы считаем можно объяснить активизацией спящих потенциалов организмов студентов СМГ.

Если сравнивать таблицы (№1) и (№2), темпы роста психофизиологических показателей были не одинаковыми. При практически равных исходных показателях 3МР и АМР (на 80дБ) в группах, лучшая динамика выявлена в экспериментальной группе, где темпы роста 3МР составили 11% (Р<0,05). Динамика темпов роста 3МР и АМР между сравниваемыми 1-й и 2-й группами достоверно значима (Р<0,05). Исследование позволяет сделать вывод, что экспериментальная методика, направленная на развитие выносливости, не снижает корковой лабильности, а наоборот повышает.

Изучение функционального состояния нервно-мышечного аппарата студентов проводилось с помощью теппинг-теста. Результаты исследования показали, что в начале эксперимента исходные данные в наблюдаемых группах различались незначительно. Лучший средний показатель функциональной подвижности за 5 секунд наблюдался в группе здоровых студенток - 30,28±0,53 точки, во 2-й группе - 29,55±0,7 и самый низкий результат был в 1-й группе - 28,29±0,94 точки (Таб1).  Однако в конце учебного года в 1-й группе мы получили самый высокий показатель темпов роста - 14% (Р<0,05), во 2-й контрольной группе - 5% (Р<0,05). Различие темпов роста между наблюдаемыми группами было достоверно(Р<0,01).

Организмы студентов занимавшихся упражнениями на выносливость характеризуется повышенной лабильностью, и способностью быстрее организовывать свою деятельность на более высоком качестве, что скорее всего связано с совершенствованием функций ЦНС, за счет увеличения числа временных связей отвечающих за мышечную деятельность. Наибольшее значение здесь придается адаптационно-трофическим влияниям коры головного мозга, опосредованные вегетативной иннервацией. Трофическая функция нервной системы находит отражение в функциональном состоянии систем и органов через симпатическую и парасимпатическую иннервации и влиянии мозжечка.

Выводы: Таким образом, улучшение работоспособности ЦНС, связанное с уменьшением латентного периода скорости ЗМР, АМР (на 80дБ) и двигательной способности студенток, наблюдалось преимущественно в экспериментальной  группе. Что подтверждает наличие положительной взаимосвязимежду физическими нагрузками, направленными на повышение общей выносливости организма и качеством психофизиологических реакций студентов.Причиной скорее всего является с повышением уровня тренированности и расширения возможностей организма, совершенствования реакций, увеличения энергетических потенциалов, усиления течения трофических процессов; увеличения активности ферментных систем мозговой ткани. В результате повышения активности ферментов при работе полноценнее используются энергетические вещества, они быстрее восстанавливаются в состоянии покоя. Под влиянием тренировок в мышцах повышается содержание энергетических веществ: гликогена, креатинфосфата и жироподобных веществ. Содержание аденозинтрифосфорной кислоты в мозговой ткани не меняется, но одно и то же количество ее большее число раз вступает в реакцию в единицу времени.[6] Что позволяет студентам меньше уставать и быстрее восстанавливаться после серьезных нервных и психических нагрузок, постоянно возникающих в процессе обучения. Таким образом, необходимо явное увеличение физических упражнений и программ в курсе физической культуры, направленных именно на развитие выносливости и усиление запасных функций организма, необходимых для повышения резистентности студентов к эмоциональному и интеллектуальному перенапряжению.



Список литературы:

  1. Батуев A.C. Корково-подкорковое обеспечение моторных программ и их реализация // XV съезд Всесоюзного физиол. общ-ва им. И.П. Павлова: Тез.докл. Т. 1. Кишинев, 1987. -Л.: Наука, 1987. -С. 122-123.
  2. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетическое исследование. -JL: Наука, 1985. -144 с.
  3. Бертулис A.B., Гутаускас А.И. Время опознания формы цветовых стимулов // Физиология человека. -1982. -Т. 8, №6. -С. 919-923.
  4. Киселев С.Ю., Гизуллина A.B., Сурнин В.А. Компьютерные методики изучения времени сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста // Журн. высш. нервн. деят. -1996. -Т. 46, вып. 1. -С. 188-189.
  5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. -Киев: ПАН ЛТД, 1994. -284 с.
  6. Смирнов, В. М. Физиология центральной нервной системы / В. М. Смирнов, В. Н. Яковлев. – М.: Академия, 2002. – 153 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: