» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019

Автор: Ершов Никита Андреевич, Козлова Анастасия Вячеславовна, Студенты 3 курса
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Проблемы повышения инвестиционной привлекательности региона на примере Свердловской области

Статья просмотрена: 873 раз
Дата публикации: 27.05.2019

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Козлова Анастасия Вячеславовна
Ершов Никита Андреевич
студенты 3 курса
научный руководитель: Квон Гульнара Магсумовна
доцент кафедры Региональной и Муниципальной Экономики и управления

Уральский Государственный Экономический Университет, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются проблемы повышения инвестиционной привлекательности  Свердловской области. В статье выделяются основные показатели, характеризующие уровень экономического развития региона, выделяются ключевые проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области.

Ключевые слова: Свердловская область, инвестиционная привлекательность, инвестиции, инвестиционный потенциал.

 

На текущий момент времени, Российская Федерация характеризуется как государство с низкой инвестиционной привлекательностью вследствие наличия высоких инвестиционных рисков среди которых неустойчивость экономики, высокий уровень коррупции и, одновременно с тем, низкой правовой культурой населения и т.д. Россия – многосубъектное государство, совокупность инвестиционной привлекательности её регионов, в конечном счете и формируют общую инвестиционную привлекательность страны. И хотя подавляющее большинство регионов характеризуются именно низкой привлекательностью (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской области и некоторых других) как для внутренних, так и для зарубежных инвесторов, на сегодняшний день, существует несколько основных регионов с прямо противоположной инвестиционной оценкой, среди которых: Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и ряд других. В число таких регионов можно смело отнести и Свердловскую область.

Данный регион характеризуется как один из наиболее развитых и населенных субъектов Российской Федерации. Как справедливо, на наш взгляд, заметил Голуб Д.Д. [2], в регионе сформированы все условия и предпосылки необходимые для успешной деятельности российских и иностранных инвесторов. В этой области активно развивается обширная инфраструктура стимулирования инвестиционной активности.

Для очерчивания проблем повышения инвестиционной привлекательности в данном субъекте РФ, представляется необходимым дать краткую, но емкую характеристику Свердловской области:

  1. ВРП за 2017 год в Свердловской области составил 2,02 триллиона рублей, из которых 36% приходится на промышленный сектор, 30,9% сконцентрировано в обрабатывающих производствах, а общий процент ВРП области от Российского составляет без малого 3%, структура ВРП региона отражена на графике 1.
  2. Индекс промышленного производства вырос с конца 2015 года на 11,9%, его динамика отражена на графике 2.
  3. Свердловская область также характеризуется как регион с высокими инвестициями в основной капитал, - 337,8 миллиардов рублей. Доля инвестиций крупных и средних организаций составляет 70,4%.
  4. Помимо вышеперечисленного, в Свердловской области достаточно много высококвалифицированных кадров вследствие традиционно высокого уровня и качества высшего образования.


График 1.
Структура валового регионального продукта Свердловской области в 2016 году, в %

 

График 2. Индекс промышленного производства Свердловской области

(в % к предыдущему году)

Исходя из представленной характеристики Свердловской области, можно выделить ключевые проблемы повышения инвестиционной привлекательности региона, к ним представляется относить:

  1. Общий «негативный» инвестиционный фон страны, который сформировался у иностранных инвесторов вследствие высокого индекса восприятия коррупции, а также агрессивной внешней политики России в международных отношениях.
  2. Удаленность региона от федеральных центров страны, - Москвы и Санкт-Петербурга, а также географическая удаленность от европейских государств, что создает дополнительные издержки на транспортировку тех или иных продуктов производства за рубеж (в случаях, когда рассматривается вопрос масштабирования производства).
  3. Невысокая, в сравнении со многими европейскими государствами, покупательная способность населения региона, а также окружающих его регионов.

На сегодняшний момент, Свердловская область занимает 5 место среди других субъектов Российской Федерации с характеристикой «высокий потенциал – умеренный риск»[2]. Помимо этого, Свердловская область занимает 2 место в рейтинге российских регионов по объемам промышленного производства и 3-е место по объемам коммерческих операций [3]. На текущий момент времени, в Свердловской Области действует Стратегия социально-экономического развития на период 2016-2030 гг., в рамках этой Стратегии региональные власти поставили ряд концептуальных целей, а именно:

  1. Повышение качества жизни населения.
  2. Повышение конкурентоспособности СО в глобальной экономике[1].

Кроме данного документа, в области действует Постановление Правительство Свердловской области от 17.11.2017 № 1002-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года"». Объем средств выделяемых на реализацию настоящей государственной программы представляется крайне внушительной суммой в 24,3 миллиарда рублей. В рамках этой программы сформулировано пять ключевых концептуальных целей:

  1. Обеспечить благоприятные условий для привлечение российских и иностранных инвесторов в экономику области.
  2. Повысить эффективность системы поддержки МСП в реальном секторе экономики региона.
  3. Сформировать условия, необходимые для устойчивого концентрированного экономического роста в определенных зонах области.
  4. Сформировать современную конкурентоспособную туристическую индустрию.
  5. Реализовать полномочия Министерства инвестиций и развития Свердловской области[3].

Ключевыми способами решения проблем, которые представятся актуальными в настоящем и будут актуальны в ближайшем будущем для Свердловской области и её экономики, включая «сектор инвестиций» на наш взгляд являются:

  1. Необходимость «перевооружения региональной экономики», т.е. внедрения новых инновационных технологий в реальный производственный сектор с целью создания и развития производств высокотехнологичной конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.
  2. Создание и развитие существующих условий в части межрегионального сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах.
  3. Создание и дальнейшее развитие инновационных кластеров на территории региона, так как внедрение кластерной политики и их создание приводит к увеличению долевой активности в бизнесе, повышению инвестиционного обеспечения, формированию эффективных экономических, информационных и интегративных систем[5].

Для реализации целей существующей государственной региональной программы № 1102 – ПП и для возможности справиться с надвигающимися экономико-инвестиционными вызовами будущего предполагается, что областному Правительству необходимо формировать определенный имидж региона, как региона с огромным технологическим, инвестиционным, научным, образовательным и инновационным потенциалом. Предполагается, что такой имидж должен создавать уверенность инвесторов в сохранении и преумножении их вложений. Помимо этого, важно осознавать тот факт, что регион, ровно также как и Российская Федерация является совокупностью его структурно-территориальных единиц – муниципалитетов. Это значит, что по совокупному состоянию развития инноваций и производства в муниципальных образованиях Свердловской области, можно судить об этих показателях уже в рамках области в целом. Представляется, что в данном ключе, для муниципалитетов и производств на их территории крайне важна поддержка региональной власти, - собственно еще одно направление, в котором необходимо работать областному Правительству для повышения инвестиционной привлекательности субъекта.

Свердловская область – это регион с колоссальным потенциалом, так как на ней сконцентрировано, фактически, все необходимое для устойчивого экономического развития, а значит и для повышения инвестиционной привлекательности: природные ресурсы, высококвалифицированные кадры, большой научный и инновационный потенциал, активная позиция региональных властей в поддержке инновационного предпринимательства и другое. Представляется, что в Свердловской области ведется активная и продуктивная работа со стороны региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности, думается, что необходимо и дальше придерживаться подобной позиции этом вопросе.



Список литературы:

  1. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы / Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ
  2. Голуб Д. Д. Инвестиционный потенциал Свердловской области // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 139-141. — URL https://moluch.ru/archive/152/43171/ (дата обращения: 15.04.2019).
  3. Постановление Правительства Свердловской области от 17.11.2014 N 1002-ПП(ред. от 27.09.2018)"Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года"
  4. Инвестиционный портал Свердловской области: [Электронный ресурс] // Правительство Свердловской области. URL: http://invest.midural.ru/region/obshhie-svedeniya/information/promyishlennost/ (Дата обращения: 15.04.2019).
  5. Макаров Н.В., Квон Г.М. Поддержка и развитие инновационных кластеров в России // Казанский вестник молодых учёных. 2017. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-i-razvitie-innovatsionnyh-klasterov-v-rossii-1 (дата обращения: 02.05.2019).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: