» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019
Автор: Ершов Никита Андреевич, Козлова Анастасия Вячеславовна, Студенты 3 курса
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Проблемы повышения инвестиционной привлекательности региона на примере Свердловской области
Дата публикации: 27.05.2019
ПРОБЛЕМЫ
ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Козлова
Анастасия Вячеславовна
Ершов Никита Андреевич
студенты
3 курса
научный руководитель: Квон Гульнара Магсумовна
доцент кафедры Региональной и Муниципальной Экономики и управления
Уральский
Государственный Экономический Университет, г. Екатеринбург
Аннотация. В
настоящей статье рассматриваются проблемы повышения
инвестиционной привлекательности Свердловской области. В статье выделяются
основные показатели, характеризующие уровень экономического развития региона,
выделяются ключевые проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности
Свердловской области.
Ключевые слова:
Свердловская область, инвестиционная привлекательность, инвестиции,
инвестиционный потенциал.
На
текущий момент времени, Российская Федерация характеризуется как государство с
низкой инвестиционной привлекательностью вследствие наличия высоких
инвестиционных рисков среди которых неустойчивость экономики, высокий уровень
коррупции и, одновременно с тем,
низкой правовой культурой населения и т.д. Россия – многосубъектное
государство, совокупность инвестиционной привлекательности её регионов, в конечном
счете и формируют общую инвестиционную привлекательность страны. И хотя подавляющее
большинство регионов характеризуются именно низкой привлекательностью
(за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской области и некоторых других)
как для внутренних, так и для зарубежных инвесторов, на сегодняшний день,
существует несколько основных регионов с прямо противоположной инвестиционной оценкой,
среди которых: Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и ряд других. В число таких регионов
можно смело отнести и Свердловскую область.
Данный регион характеризуется как один из
наиболее развитых и населенных субъектов Российской Федерации. Как справедливо, на наш взгляд, заметил Голуб Д.Д. [2], в регионе сформированы все
условия и предпосылки необходимые для успешной деятельности российских и
иностранных инвесторов. В этой области активно развивается обширная инфраструктура
стимулирования инвестиционной активности.
Для очерчивания проблем повышения инвестиционной
привлекательности в данном субъекте РФ, представляется необходимым дать краткую,
но емкую характеристику Свердловской области:
- ВРП за 2017 год в Свердловской области составил 2,02 триллиона рублей, из которых 36% приходится на промышленный сектор, 30,9% сконцентрировано в обрабатывающих производствах, а общий процент ВРП области от Российского составляет без малого 3%, структура ВРП региона отражена на графике 1.
- Индекс промышленного производства вырос с конца 2015 года на 11,9%, его динамика отражена на графике 2.
- Свердловская область также характеризуется как регион с высокими инвестициями в основной капитал, - 337,8 миллиардов рублей. Доля инвестиций крупных и средних организаций составляет 70,4%.
- Помимо вышеперечисленного, в Свердловской области достаточно много высококвалифицированных кадров вследствие традиционно высокого уровня и качества высшего образования.
График 1. Структура валового регионального продукта Свердловской
области в 2016 году, в %
График 2. Индекс промышленного производства
Свердловской области
(в % к предыдущему году)
Исходя из представленной характеристики Свердловской
области, можно выделить ключевые проблемы повышения инвестиционной привлекательности
региона, к ним представляется относить:
- Общий «негативный» инвестиционный фон страны, который сформировался у иностранных инвесторов вследствие высокого индекса восприятия коррупции, а также агрессивной внешней политики России в международных отношениях.
- Удаленность региона от федеральных центров страны, - Москвы и Санкт-Петербурга, а также географическая удаленность от европейских государств, что создает дополнительные издержки на транспортировку тех или иных продуктов производства за рубеж (в случаях, когда рассматривается вопрос масштабирования производства).
- Невысокая, в сравнении со многими европейскими государствами, покупательная способность населения региона, а также окружающих его регионов.
На сегодняшний момент, Свердловская область занимает
5 место среди других субъектов Российской Федерации с характеристикой «высокий потенциал
– умеренный риск»[2]. Помимо этого,
Свердловская область занимает 2 место в рейтинге российских регионов по объемам
промышленного производства и 3-е место по объемам коммерческих операций [3]. На текущий момент времени, в Свердловской
Области действует Стратегия социально-экономического развития на период
2016-2030 гг., в рамках этой Стратегии региональные власти поставили ряд
концептуальных целей, а именно:
- Повышение качества жизни населения.
- Повышение конкурентоспособности СО в глобальной экономике[1].
Кроме данного документа, в области действует
Постановление Правительство Свердловской области от 17.11.2017 № 1002-ПП «Об утверждении
государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности
Свердловской области до 2024 года"». Объем средств выделяемых на
реализацию настоящей государственной программы представляется крайне внушительной
суммой в 24,3 миллиарда рублей. В рамках этой программы сформулировано пять ключевых
концептуальных целей:
- Обеспечить благоприятные условий для привлечение российских и иностранных инвесторов в экономику области.
- Повысить эффективность системы поддержки МСП в реальном секторе экономики региона.
- Сформировать условия, необходимые для устойчивого концентрированного экономического роста в определенных зонах области.
- Сформировать современную конкурентоспособную туристическую индустрию.
- Реализовать полномочия Министерства инвестиций и развития Свердловской области[3].
Ключевыми способами решения проблем, которые
представятся актуальными в настоящем и будут актуальны в ближайшем будущем для Свердловской
области и её экономики, включая «сектор инвестиций» на наш взгляд являются:
- Необходимость «перевооружения региональной экономики», т.е. внедрения новых инновационных технологий в реальный производственный сектор с целью создания и развития производств высокотехнологичной конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.
- Создание и развитие существующих условий в части межрегионального сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах.
- Создание и дальнейшее развитие инновационных кластеров на территории региона, так как внедрение кластерной политики и их создание приводит к увеличению долевой активности в бизнесе, повышению инвестиционного обеспечения, формированию эффективных экономических, информационных и интегративных систем[5].
Для реализации целей существующей
государственной региональной программы № 1102 – ПП и для возможности справиться
с надвигающимися экономико-инвестиционными вызовами будущего предполагается,
что областному Правительству необходимо формировать определенный имидж региона,
как региона с огромным технологическим, инвестиционным, научным,
образовательным и инновационным потенциалом. Предполагается, что такой имидж должен
создавать уверенность инвесторов в сохранении и преумножении их вложений.
Помимо этого, важно осознавать тот факт, что регион, ровно также как и
Российская Федерация является совокупностью его структурно-территориальных единиц
– муниципалитетов. Это значит, что по совокупному состоянию развития инноваций и
производства в муниципальных образованиях Свердловской области, можно судить об
этих показателях уже в рамках области в целом. Представляется, что в данном ключе, для муниципалитетов и
производств на их территории крайне важна поддержка региональной власти, -
собственно еще одно направление, в котором необходимо работать областному Правительству
для повышения инвестиционной привлекательности субъекта.
Свердловская область – это регион с
колоссальным потенциалом, так как на ней сконцентрировано, фактически, все необходимое
для устойчивого экономического развития, а значит и для повышения инвестиционной
привлекательности: природные ресурсы, высококвалифицированные кадры, большой научный
и инновационный потенциал, активная позиция региональных властей в поддержке инновационного
предпринимательства и другое. Представляется, что в Свердловской
области ведется активная и продуктивная работа со стороны региональных властей
по повышению инвестиционной привлекательности, думается, что необходимо и
дальше придерживаться подобной позиции этом вопросе.
Список литературы:
- Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы / Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ
- Голуб Д. Д. Инвестиционный потенциал Свердловской области // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 139-141. — URL https://moluch.ru/archive/152/43171/ (дата обращения: 15.04.2019).
- Постановление Правительства Свердловской области от 17.11.2014 N 1002-ПП(ред. от 27.09.2018)"Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года"
- Инвестиционный портал Свердловской области: [Электронный ресурс] // Правительство Свердловской области. URL: http://invest.midural.ru/region/obshhie-svedeniya/information/promyishlennost/ (Дата обращения: 15.04.2019).
- Макаров Н.В., Квон Г.М. Поддержка и развитие инновационных кластеров в России // Казанский вестник молодых учёных. 2017. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-i-razvitie-innovatsionnyh-klasterov-v-rossii-1 (дата обращения: 02.05.2019).
Комментарии: