» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Корнилова Мария Владимировна, магистрант
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Социальный портрет учителя: идеальная модель и реальность

Статья просмотрена: 397 раз

УДК 316

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ: ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНОСТЬ

Корнилова Мария Владимировна

Магистрант

 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

г. Архангельск

 

Аннотация. Время не стоит на месте; развивается общество, культура, технологии, изменяется нормы морали и права. В таких условиях изменяется статус и личность педагога. И в связи с этим возникают вопросы, какой он, современный учитель, каким его хотят видеть ученики, общество? Каковы его основные черты и задачи в период стремительных инновационных процессов, происходящие в мире? В данной статье раскрываются ответы на эти вопросы.

Ключевые слова: учительство, социальный портрет учителя.

 

Присущий современной цивилизации динамизм и противоречивый характер перехода к информационному обществу в значительной мере изменяют социальные функции учительства, характер и цели его деятельности.

Являясь субъектом и одновременно объектом всего комплекса политических и экономических трансформаций современного российского общества, учительство может стать социальной силой, способной оказывать влияние на формирование наиболее востребуемых в новой социокультурной ситуации человеческих качеств: высокую мобильность, конкурентоспособность, нравственность и гражданскую ответственность, конструктивность и динамизм.

Однако противоречие заключается в том, что новое поколение общества - предполагаемые носители новых ценностей, смыслов и качеств в условиях современного школьного образования находятся под влиянием и воздействием в основном «старого» учительского корпуса, не столько в смысле возраста (хотя и возрастной фактор необходимо учитывать), сколько в смысле усвоенных стереотипов и представлений советских времен.

Учительство –  наиболее крупный отряд современной российской интеллигенции, играющий важную роль в жизни общества, его регионов. Оно осуществляет функции социализации подрастающего поколения, передачи ему накопленных человечеством знаний, норм, традиций, ценностных ориентаций, развития творческих потенций.  Результаты реализации многообразных функций во многом зависят от социального положения учителя, его квалификации, опыта, нравственных ценностей.

Изменение социокультурных условий обусловливает формирование новой профессиональной ментальности учителя, которая формируется сегодня в течение жизни одного поколения. Перераспределение социальной ответственности в поколениях, своеобразный кризис власти и авторитета старшего поколения учительства приводит к сложным проблемам адаптации его к новым социокультурным условиям, которые усугубляются низким социальным статусом и положением учительства в обществе. Учительство вынуждено сегодня менять свои профессиональные установки и ценностную ориентацию.

Таким образом, необходимо осознание, осмысление и выделение новых функций и особой социальной роли учительства в условиях, продолжающихся развиваться, с одной стороны, духовного кризиса, а с другой - процессов информатизации общества и глобализации всех сфер его жизни [2].

В социологической науке известны несколько подходов в определении понятия «учительство». В основе того или иного подхода лежат представления об обществе, его социальной структуре, вытекающие из общей методологической позиции их авторов.

Так, например, один из исследователей социальной структуры советского общества Ф.Р.Филиппов определял учительскую интеллигенцию «как социально-профессиональный отряд специалистов, большинство из которых составляют женщины с высшим образованием. Оба названных обстоятельства (пол и образование) наряду со спецификой характера педагогического труда определяют социальный облик и основные черты образа жизни педагогической интеллигенции».

В коллективной монографии «Социальное развитие советской интеллигенции» учительство рассматривается как один из социально-профессиональных отрядов советской интеллигенции. Специфика его положения определена участием учителей как служащих социалистического общенародного государства, обязанных обеспечить его интересы в формировании общеобразовательных предпосылок коммунистического строительства.

В.В.Тумалев трактует учительство, как «социально-профессиональную страту, имея в виду, что профессия — это основной признак принадлежности к ней», как «специфическую часть общества, профессионально реализующую наиболее значимые социальные и культурно-личностные, общественные цели в процессе развития людских ресурсов и производительных сил».

Несмотря на различие подходов в определении понятия учительства, очевидностью проявляются и некоторые общие моменты, характерные для его социологической интерпретации. Во-первых, учительство рассматривается как элемент (отряд, группа, страта) социальной структуры общества, выполняющий в этом обществе важные социальные функции; во-вторых, учительство рассматривается как составная часть интеллигенции, являющаяся носителем социальных и культурологических черт этой социальной группы.

При характеристике места учительства в социальной структуре общества плодотворным представляется подход, предложенный В.А.Ядовым. Как известно, ключевой, основополагающей категорией социологического анализа В.А.Ядов предложил считать «социальную общность». Под социальной общностью понимается такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах их деятельности. Выделение понятия «социальная общность» позволяет успешно соединить макро- и микросоциологический подходы, учитывает и субъектно-деятельную компоненту социального, и всеобщие формы социальной организации.

Учительство является важнейшим компонентом, ведущим звеном школы, выразителем ее функций и сущностных качеств. Особенность, своеобразие учительства (как и интеллигенции в целом) состоит в том, что его труд — труд умственный, сложный, "высококвалифицированный", то есть требующий специальных профессиональных знаний, умений, навыков, специальной подготовки. Поскольку эта деятельность требует владения комплексом специальных знаний и имеет специфический, отличный от других видов умственной деятельности характер - учительство представляет собой отдельную социально-профессиональную общность, достаточно однородную. Группообразующие свойства, качества учительства связаны со спецификой его труда как основной социальной характеристикой. Специалисты выделяют следующие социальные аспекты этого труда: это один из наиболее сложных видов человеческой деятельности, требующих сочетания целого ряда развитых интеллектуальных, волевых, нравственных, психических и физических качеств личности, соответствующей квалификации; труд учительства является чрезвычайно ответственным видом деятельности, так как связан с формированием личности человека и перспективой развития общества; это активная творческая деятельность, имеющая четко выраженный поисковый, познавательный характер, деятельность, требующая постоянного саморазвития, совершенствования педагогического мастерства; труд учительства требует больших нервных, интеллектуальных и физических затрат, много сил и времени педагога. Продолжительность рабочего дня учителя значительно превышает трудовую нагрузку большинства других категорий работников; это труд наставнический и предъявляет повышенные требования к социальному, моральному и даже внешнему облику учителя; труд учительства требует уважения к себе и зашиты со стороны общества и государства; с одной стороны, носит коллективный характер, так как реализуется в тесном взаимодействии и контакте с коллегами, а с другой стороны - это труд глубоко личностный, индивидуальный; соединение этих двух сторон - сложнейшая проблема учительского труда.

Ещё одной важной проблемой и особенностью учительского труда, является его направленность на другую социальную группу - учащихся, в результатах и личности которых происходит реализация деятельности и личности самого учителя. Именно в этом состоит уникальность учительского труда и его важнейшее противоречие, так как учащийся - ребенок сам является субъектом собственной деятельности и, в определенной степени, к школьному возрасту уже "продуктом" семейного воспитания.

Учительство как социальная общность, обладая высокой степенью социальной однородности и деятельности, имеет вместе с тем, свою структуру, в результате анализа которой могут быть определены некоторые тенденции развития российского учительства.

Существует несколько критериев структурирования учительства. Условно называемый «горизонтальный срез» позволяет выделить группы учителей: городских и сельских государственных и негосударственных школ.

Если рассматривать структуру учительства по первому показателю - социально— территориальному делению, то выводы по соотношению городских и сельских учителей можно делать лишь на основании количества городских и сельских школ и численности в них учащихся [2].

Структура идеального типа современного учителя

Казаковой И.Р. была предпринята попытка построения идеального типа современного учителя. При разработке модели она использовала категория «идеального типа» М.Вебера.

При создании идеального типа как идеально-типической конструкции, согласно М. Веберу, «исследователь руководствуется в конечном счете «интересом эпохи», которая и задает ему направленность взгляда»

«Идеальный тип» конструируется как теоретическая схема. Однако, в социологическом исследовании, как считает М. Вебер, необходимо постоянно иметь в виду отклонения конкретной реальности от теоретической конструкции. «Установить степень и характер такого отклонения - непосредственная задача социологии».

Таким образом, основанием для построения «идеального типа» являются социальные ожидания и потребности общества в качественно новом типе учителя. Он тесно связан с социокультурной средой. Поэтому ключ к оценке того или иного идеального типа заложен в его соответствии социальным запросам.

Учитель, выполняя свою социальную роль, выступает в двух ипостасях: «государственного чиновника» и «социального работника». В качестве последнего он призван удовлетворять потребности в общем образовании как общества в целом, так и различных социальных общностей - профессиональных, национальных, региональных, семейных, а также индивидуальных потребностей учащихся. С другой стороны, государство через учителя, оплачиваемого им служащего, может осуществлять, направлять и корректировать процесс социализации. Противоречивость положения учителя в социальной структуре общества состоит в том, что учителя должны обеспечить не всегда и не во всем совпадающие друг с другом, а иногда и просто конфликтующие, государственные, общественные, групповые и индивидуальные интересы субъектов в образовательном процессе. В связи с этим можно говорить об учителе как человеке, который стремится найти компромиссы и выработать стратегию поведения в образовании, учитывающую различные группы интересов.

В Национальной доктрине образования РФ к современному учителю предъявляются следующие требования: «Современная профессиональная педагогическая деятельность требует учителя, ценностными установками которого являются приоритет личностного развития школьников, способность свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, готовность обслуживать не только инновационные процессы, но и процессы творчества в широком смысле.

Обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров предусматривает: рост социального статуса учителя, ориентацию на личность учителя, его субъективное развитие и саморазвитие, его способности к общему и профессиональному самообразованию... Создаются условия профессиональной гибкости, мобильности, конкурентоспособности специалиста- педагога».

В документах, правда, не указывается, какие условия создаются для того, чтобы учитель стал профессионально мобилен и конкурентоспособен. Однако определенный заказ государства на идеальный тип современного учителя в Национальной доктрине намечается.

В мировой и отечественной педагогике и психологии в течение нескольких десятилетий разрабатываются модели идеального учителя.

Так, японский педагог Томомучи Киучи, предлагает существенные, по его мнению, признаки и качества: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценностей воспитания, свобода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите.

Более подробный портрет идеального учителя дает разработчик инновационной педагогики В.А.Сластенин. Он считает, что современный педагог должен обладать умениями организационной и воспитательной работы, началами экономического образования, компьютерной грамотностью, высокой культурой, в том числе культурой мышления, хорошим знанием иностранного языка, быть инициативным и ответственным человеком, иметь потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний, способным к инновациям. Учитель должен быть открыт для экспериментов и одновременно оставаться толерантным в отношении сложившейся организации обучения. Идеальный учитель должен обладать высокими моральными качествами, любить своих учеников. Личностные качества идеального учителя должны находиться в гармонии с профессиональными знаниями и способностями. Он должен уметь самостоятельно приобретать информацию [2].

Личность и миссия педагога всегда играла важную роль в жизни общества. Ведь именно ему предоставляется возможность стать наставником для подрастающего о поколения, определить направление развития будущих творцов и созидателей общественной жизни. Но время не стоит на месте; развивается общество, культура, технологии, изменяется нормы морали и права. В таких условиях изменяется статус и личность педагога. И в связи с этим возникают вопросы, какой он, современный учитель, каким его хотят видеть ученики, общество? Каковы его основные черты и задачи в период стремительных инновационных процессов, происходящие в мире?

Некоторые ответы на эти вопросы можно попытаться найти в профессиональном стандарте педагога, который предъявляет к личности учителя и воспитателя определённые критерии и требования. Но этот документ рассчитан в основном на использование работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, а так, же для разработки должностных инструкций и квалификационной оплаты труда [1].

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Сразу после утверждения стандарта началось его обсуждение и апробация, к которой подключились 43 субъекта федерации. В них на базе образовательных учреждений созданы стажировочные площадки. Глава Минобрнауки Д. Ливанов поспешил успокоить учителей, что профстандарт будет вводиться после окончательной готовности и не станет сюрпризом для педагогического сообщества.

По этой причине внедрение основополагающего документа было отложено на два года. Чиновник подчеркнул, что к процедуре апробации желательно привлекать максимально возможное число практикующих педагогов и воспитателей, избегая при этом роста бюрократизации и «бумажной» работы. Оплата труда работников образовательных учреждений должна основываться на качестве выполнения требований стандарта, подчеркнул Д. Ливанов.

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика [4].

Чтобы, всё-таки, понять миссию и образ современного учителя стоит посмотреть в наше прошлое. Профессия педагога – самая древняя и самая востребованная. Невозможно представить развитие общества без передачи накопленных знаний от поколения к поколению. Историческая наука утверждает, что учителя уже были в древних государствах, таких как Вавилон, Ассирия, Шумер, примерно за 4 тыс. лет до нашей эры. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. Учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.

Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной. Ведь учитель были носителем не только знаний, передаваемых следующим поколениям, но и духовным воспитателем, и идеологическим проповедником.

В современном обществе задача учителя не изменилась. Он так же, как несколько веков, назад, должен нести своим ученикам знания и умения, воспитывать их сознательными, благоразумными членами общества. Идеал учителя – это личность, для которой смысл жизни в педагогике. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении…

Современный учитель – это высокий профессионал, прекрасно владеющий своим предметом, интеллигент, имеющий хорошую методическую подготовку, знающий хорошо возрастные особенности ученика, просто творческий человек. Современный педагог должен в совершенстве владеть приёмами как целеполагания, так и прогнозирования педагогических результатов; уметь адаптировать учебный материал к условиям различных классов. Применять разнообразные технологии в учебно-воспитательном процесса по своему предмету, быть готовым к интеграции преподаваемого предмета со смежными дисциплинами; понимать предпосылки философских и социально-образовательных знаний по изучаемому предмету и его роль и место в информационном мире.

Не маловажным требованием к современному учителю являются умения выполнять творческую и опытно-поисковую деятельность. Понимать сущность педагогических инноваций и уровней творческой деятельности учителя; уметь анализировать имеющиеся педагогические инновации, соотносить их с собственными интересами и достижениями, применять на практике; уметь обобщать и анализировать собственный опыт и на основе этого анализа строить свою дальнейшую работу.

В современных условиях важным показателем личности учителя является педагогическая культура её гуманистическая направленность, правильное речевое поведение, стиль и имидж. Классик педагогики Ян Амос Коменский считал должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Судя поэтому, можно сказать, что уже в 17 веке, учитель занимал высокую ступень в духовно- нравственном, моральном состоянии общества. Но уже тогда великий педагог, предупреждал учителя об его важной миссии в обществе и требовал с достоинством выполнять её. А государство и общество со своей стороны должно ценить и с уважением и заботой относиться к учителю.

Конечно, каждый этап развития общества предполагает новые формы и методы педагогического воздействия на ученика. Соответственно требуются учителя, соответствующие этому этапу. Но личность учителя, человека, несущего не только знания, но и осуществляющего великую социальную миссию – формирование будущего нравственного потенциала государства, очень значима. Исходя из выше сказанного, вполне точно можно составить социальный портрет современного педагога. Это в первую очередь гражданин своей страны, обладающий высокими профессиональными качествами и глубокой преданностью своей профессии. Это высоко устремлённая, энергичная, саморазвивающаяся личность с устоявшимися морально-этическими нормами поведения, способная креативно и толерантно принимать изменения, происходящие в обществе. Это мастер своего дела, имеющий широкую возможность творческой самореализации, при активной поддержке органов власти [1].

Портрет идеального учителя: реальность (социологический анализ)

В августе 2016 года социологи ВЦИОМ опросили 1600 человек из 130 населенных пунктов России. Россияне рассказали, как относятся к профессии учителя (статистическая погрешность не превышает 3,5%).

Большинство россиян (42%) считает, что профессия учителя не приносит достаточного материального достатка, свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Каждый третий респондент (32%) считает, что учителя не проигрывают в материальном плане. Лишь 15% респондентов уверены, что работая учителем, можно добиться финансового успеха.

При этом мнения россиян касательно престижа профессии разделились. Почти треть (37%) говорит о том, что учительская специальность — обычная, её нельзя назвать престижной или непрестижной. Такое же число респондентов утверждает, что сегодня учитель — однозначно непрестижная профессия. Лишь каждый пятый (21%) считает её престижной в наши дни.

Большинство россиян считает (41%), что школьные учителя удовлетворительно справляются со своими обязанностями. Высокого мнения о работе учителей придерживаются лишь 4%, они считают, что в среднем преподавание в школах ведётся отлично. В том, что учителя хорошо справляются со своими обязанностями, уверены 30%. Десятая часть респондентов недовольна уровнем учителей: 12% считают, что учителя работают плохо, а 2% думают, что очень плохо.

В том, что образование в России находится на хорошем уровне, уверены 14% опрошенных, 48% говорят об удовлетворительном, а 31% о плохом состоянии. Основными препятствиями для работы учителей россияне называют низкую зарплату (29%), большую нагрузку и избыток отчётности (12%), а также сложность школьной программы совместно с частыми реформами (7%) [5].

В сентябре того же года, в преддверии Дня учителя, ИОМ Анкетолог опубликовал опрос, в котором сотрудники института выяснили, какого учителя россияне считают идеальным. 

Учитель или учительница?

Как выяснилось в ходе исследования, большинству респондентов (56%) пол учителя не важен. В то же время 29% опрошенных предпочитают видеть учителя-женщину, а 15% - мужчину.

Возраст для респондентов оказался более важным критерием при выборе учителя, чем половая принадлежность. Так, 38% респондентов считают, что идеальный возраст для учителя находится в промежутке от 31 года до 40 лет. Вероятно, такие предпочтения связаны с устоявшимся представлением о том, что в среднем возрасте человек уже успел сформироваться как личность, смог приобрести нужный профессиональный опыт и теперь может транслировать знания другим.

При этом 31% опрошенных не считает возраст важным критерием, а в качестве идеального учителя видят молодых специалистов 23-30 лет лишь 5% опрошенных.

Менее всего для роли учителя подходят люди старше 51 года. Возможно, это связано с убеждением, что молодые специалисты склонны чаще использовать современные методики образования и следовать тенденциям времени, в то время как более опытные специалисты применяют консервативные и порой устаревшие методики.

Хороший человек и квалифицированный специалист

Респондентам предлагалось оценить, насколько важны те или иные личные качества для идеального учителя. На основе средних оценок для каждой характеристики (далее данный подсчет применим ко всем рейтингам) специалисты института составили список личных качеств, которыми должен обладать идеальный учитель, по мнению респондентов.

"ТОП-5" наиболее важных качеств для учителя: ответственность (4,78), справедливость (4,76), терпеливость (4,73), уравновешенность (4,72), честность (4,68)

Наименее важным оказалось чувство юмора (4,02). Поскольку профессия учителя считается одной из самых важных, такое распределение оценок вполне объяснимо: грамотно организовать учебный процесс и заинтересовать учеников скорее поможет терпеливость и ответственность, чем чувство юмора. 

Рейтинг важности профессиональных навыков:

1. Умение доступно донести информацию (4,8)

2. Глубокое понимание своего предмета (4,78)

3. Способность организовать учебный процесс (4,66)

4. Умение привить интерес к учебному процессу (4,63)

5. Понимание особенностей детской психики (4,52)

Такое распределение опять-таки можно объяснить спецификой работы учителя. Вряд ли возможно передать учащимся свои знания, если знания самого предмета изучения недостаточно глубоки. А поскольку педагог работает с детьми, ему важно понимать ребенка и знать, как заинтересовать его.

 В «черный список» качеств, которые совсем нежелательно иметь идеальному учителю, попали следующие характеристики:

1. Несправедливость, предвзятое отношение (4,57)

2. Некомпетентность (4,53)

3. Отсутствие интереса к предмету; неуравновешенность (4,49)

4. Неуважение к учащимся (4,47)

Наименее нежелательным качеством оказалась излишняя строгость, авторитарность (3,6). Вероятно, большинство респондентов считает, что «строгая учительница» отнюдь не помеха для успешного обучения. Главное, чтобы педагог был заинтересован в учениках и в своем предмете.

Как известно, профессия учителя полифункциональна. Респонденты оценили, насколько важны основные функции работы учителя. Результаты получились следующие.

Наиболее важными функциями опрошенные считают передачу знаний, а также формирование и стимулирование интереса к обучению (средняя оценка 4,66). Выявление и развитие способностей, склонностей ученика также занимает не последнее место в рейтинге основных функций (4,45). А вот воспитание и трансляция ценностей получили среднюю оценку важности 4,25. Полагаем, такое распределение связано с тем, что хоть школа и способствует социализации ребенка, но все-таки функция воспитания и помощи в усвоении базовых ценностей и норм в первую очередь отводится родителям и семье.

Ребенок проводит в школе практически столько же времени, сколько и дома. При этом он вынужден контактировать не только с остальными учениками, но и учителями. Поэтому учителю и ученику важно поддерживать тот формат отношений, в котором комфортно будут себя чувствовать обе стороны.

Как показывают результаты исследования, идеальный формат отношений между учеником и учителем, по мнению большинства респондентов, равноправное сотрудничество (56%). За поддержку товарищеских отношений между учеником и учителем выступает 22% опрошенных, за формат «ребенок-родитель» - 11%. Самым нежелательным оказался вариант «подчиненный-начальник». Вероятно, это связано с тем, что в случае открытого подчинения одной стороны другой, подчиненная сторона (в данном случае ученик) будет чувствовать себя некомфортно и эффективность усвоения знаний снизится, как и мотивация к обучению. В случае же равноправных уважительных отношений эффективность обучения вероятно возрастет.

По мнению респондентов, наиболее важными факторами, формирующими образ учителя, являются: профессиональные качества (4,75), личные качества (4,31), наличие высшего профессионального образования (3,94), участие учителя в программах повышения квалификации, тренингах (3,77), использование современных технологий при проведении уроков (3,71)

Если говорить в целом, то респондентам важно видеть в лице учителя современного высококвалифицированного педагога с положительными личными качествами. 

*Опрос проводился среди 354 респондентов, из которых 27% - мужчины, 73% - женщины [3].

Учитель является ключевой фигурой, определяющей реформу образования. Однако у учителя, преподавателя системы начального и среднего профессионального образования, множество проблем, особенностей, потребностей, о которых мало кто знает. От этого зависит дальнейшая модернизация образования, развитие всей системы образования.

Сфера образования в основных законодательных документах низведена до сферы услуг. Статус учителя фактически становится статусом работника сервисной сферы; духовный, воспитательный компонент общения с детьми исключается. Не случайно ставится вопрос об изменении статуса учителя – обсуждаются предложения по приданию учителю статуса государственного служащего. Речь может идти также о том, чтобы законодательно защитить право учителя на воспитание как на процесс духовно-нравственного характера, а не на процесс предоставления «воспитательных услуг».

Учителя также подняли вопрос о необходимости поддержки и помощи молодому учителю, введении института наставничества. В связи с этим требуется возрождение или укрепление в школе методической службы. Отмечается насущная необходимость института интернатуры для начинающих учителей.

При обсуждении статуса учителя педагоги отметили ряд других серьезных проблем: учителя находятся в состоянии постоянного страха, потому что опасаются, что органы управления образованием не встанут на их защиту в конфликтных ситуациях: «надо не только защищать права детей, но и говорить об их обязанностях; не только говорить об обязанностях учителей, но и защищать их права».

 



Список литературы:

  1. Гордиенко С. Н. Социальный портрет современного педагога [Текст] / С. Н. Гордиенко // Образование и наука в современных условиях : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 64–65. — ISBN 978-5-906626-70-7.
  2. Казакова Ирина Руфимовна. Социокультурный тип современного учителя : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Н. Новгород, 2004 148 c. РГБ ОД, 61:05-22/34
  3. Портрет идеального учителя. Институт Общественного Мнения «Анкетолог» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iom.anketolog.ru/2016/09/16/portret-ideal-nogo-uchitelya (дата обращения 23.07.2017).
  4. Профстандарты для педагогов в 2017 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2017god.com/profstandarty-dlya-pedagogov-v-2017-godu/ (дата обращения 23.07.2017)
  5. Россияне рассказали, как относятся к профессии учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/society/20160826/1475330725.html (дата обращения 23.07.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: