» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019
Автор: Марданова Сабина Равилевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности мужской и женской графомоторики
Дата публикации: 23.05.2019
УДК 159
ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ГРАФОМОТОРИКИ
Марданова
Сабина Равилевна
студент
Елабужский Институт Казанского Федерального Университета, г.
Елабуга
Аннотация. В
данной статье представлены результаты теоретического изучения особенностей
мужской и женской графомоторики. В ходе исследования решаются следующие задачи:
определяется понятие графомоторики в психологической литературе; выявляются
возможности исследования графомоторики в психологии; дается характеристика
половозрастных особенностей графомоторики у взрослых. Результаты, полученные в
ходе исследования, могут использоваться для
дифференциации подходов, используемых в работе психолога с мужчинами и
женщинами по вопросам саморазвития, построения эффективной коммуникации с
окружающими, профессионального роста.
Ключевые
слова: графомоторика, особенности графомоторики, мужчины, женщины.
Научное
исследование особенностей графомоторики имеет в качестве своего основания
закономерности и взаимосвязи деятельности мозга человека, его нервной системы,
психических процессов, общей моторики и подсознания – психомоторной связи.
Благодаря изучению особенностей графомоторики можно понять сильные и слабые
стороны человека, его потенциал, приобретенные и генетически обусловленные
особенности личности, характеристики темперамента, мотивации, интерпретировать
внутренние противоречия индивида. В соответствии с этим, актуальность изучения
особенностей мужской и женской графомоторики определяется тем, что получаемые с
ее использованием данные могут применяться практически в любой сфере, где
происходит межличностное взаимодействие – как в частной, так и в деловой жизни.
Результаты исследования графомоторики и ее половозрастных особенностей могут
быть использованы в целях личностного роста и саморазвития, для
диагностики личных и профессиональных взаимоотношений, в процессе
профессиональной ориентации; могут использоваться в качестве дополнительного
способа оценки личности.
Вместе
с тем, в современной научной литературе данные о половых различиях в сфере
графомоторики не слишком многочисленны и не охватывают все возрастные периоды,
вследствие чего возникают сложности с обобщением имеющихся научных подходов,
поэтому значимость проводимого исследования определяется также тем, что оно
позволяет углубить имеющиеся в современной психологи представления о половозрастных
особенностях графомоторной деятельности у взрослых.
Целью данной статьи является теоретическое
изучение особенностей мужской и женской графомоторики. Для достижения указанной
цели решаются следующие задачи: определяется понятие графомоторики в
психологической литературе; выявляются возможности исследования графомоторики в
психологии; дается характеристика половозрастных особенностей графомоторики у
взрослых.
Анализ
научной литературы по теме исследования позволяет определить графомоторику как
совокупность мелкомоторных движений пальцев и лучезапястного сустава, связанных
с движением предплечья, цель которых состоит в содействии смысловой корреляции
в письме. Развитая графомоторика включает в себя
легкость движений руки, развитость мелкой мускулатуры пальцев,
сенсорно-двигательную связь и координацию; развитость пространственной
двигательной координации; сформированность и скоординированность
зрительно-двигательных образов и представлений; развитость аналитического восприятия
и способности к воспроизведению символов, знаков или предметных изображений
поэлементно-целостным способом.
Графомоторные навыки индивида могут стать ценным источником
информации об особенностях его индивидуально-личностного развития, психических
состояниях, позволяют произвести целостную оценку личности. Анализ
особенностей графомоторики позволяет обнаружить доминирование интратенсивных или экстратенсивных реакций, агрессивность, неуверенность или чувствительность,
определить психомоторный тонус испытуемого,
эмоциональную стабильность/нестабильность, выявить доминирующую руку, изучить степень равновесия нервных процессов, наличие
патологических состояний, характерных черт аффективного раздражения, определить
уровень интеллекта испытуемых.
Вместе с тем, психологические исследования последних лет
демонстрируют существование половозрастных различий в особенностях
графомоторики мужчин и женщин. В частности, мужчины
имеют преимущество в решении графических задач пространственного характера, в
том числе в условиях визуально искаженного восприятия. Результаты графомоторной деятельности также различаются в
зависимости от половой принадлежности индивида, демонстрируя, что при
выполнении графомоторных задач, связанных с необходимостью написания текста женщины
чаще, чем мужчины, пишут с наклоном вправо, для них характерна более высокая
устойчивость почерка в целом; у женщин буквы крупнее, более связаны между собой
при написании слова, для них характерна большая сила нажима при письме [2, с. 166 – 167].
Графическая
диагностика, направленная на выявление половозрастных различий проявления
инверсивных отношений в иерархии моторных уровней, демонстрирует, что, с одной
стороны, женским рисункам более свойственны графические стереотипы, а, с другой
стороны, мужским рисункам присуще большее моторное разнообразие [3, с. 88].
Изучение
зависимости графических движений от половозрастной
принадлежности испытуемого позволило обнаружить
характерную для женщин большую экстратенсивность по сравнению с мужчинами, а также большее
количество ошибок при определении пространственных отношений [1].
Изучение точности графических движений рук в условиях
изменяющегося положения тела свидетельствует о существовании половозрастных
различий в разные возрастные периоды: до достижения
ребенком семи лет точность графических движений обеих рук выше у мальчиков, а
после десяти лет – у девочек, и их превосходство сохраняется, в среднем, до 30
лет. В Для взрослых мужчин характерны большие, чем у женщин, возрастные
колебания величины асимметрии графических движений рук, а также меньшая, по
сравнению с женщинами точность движений левой руки (во всех возрастных
периодах) и большая точность правой руки (до 19 лет). Выявлены и различия между
мужчинами и женщинами относительно доминирующей руки: для мальчиков 2 – 3 лет
характерна тенденция «правизны» в работе рук, в то время как с 19 до 26 – 30
лет у обоих полов наблюдается «левизна» руки, а после 26 – 30 лет у мужчин
продолжается возрастание «правизны» руки, в то время как у женщин происходит
исчезновение эффектов правизны и левизны графических движений рук [1].
Таким образом, в современной психологии и психодиагностике
накоплен целый ряд интересных фактов о половых различиях в графомоторике,
которые объясняются существованием глубинных различий между двумя полами.
Изучение половозрастных особенностей
графомоторики позволяет произвести выявление сходных и различных элементов,
характеризующих личность представителей обоих полов, способствуя дифференциации
подходов, используемых в работе психолога с мужчинами и женщинами по вопросам
саморазвития, построения эффективной коммуникации с окружающими,
профессионального роста.
Список литературы:
- Бендас Т.В. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2016. – 431 с.
- Веневцева Ю.Л., Путилин Л.В. Гендерные особенности почерка и их взаимосвязь с вегетативным и психофизиологическим статусом у студентов медицинского института // Вестник новых медицинских технологий. – 2018. - № 6. – С. 165 – 168.
- Севостьянов Д.А. Особенности мужской и женской графомоторики // Вопросы психологии. – 2017. - № 5. – С. 88 – 97.
Комментарии: