» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019

Автор: Колокина Евгения Михайловна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Стимулирование инновационной деятельности организаций в России

Статья просмотрена: 291 раз
Дата публикации: 27.05.2019

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

Колокина Евгения Михайловна

студент, магистрант, кафедра экономики организации производства,

ФГБОУ «БГТУ им. В.Г. Шухова», г. Белгород

 

Инновации сегодня являются символом времени. Движение по волнам технического прогресса происходит за счет инновационных процессов, которые обеспечивают кардинальные изменения как в про­изводстве, так и в социуме. Человечество всегда развивалось благодаря постоянному усовершенствованию накопленного опыта и воплощалось в новые материалы, орудия труда, энергетические машины, товары, знания и многое другое. Доказательством тому являются промышлен­ные революции и перевороты.

Таким образом, инновации всегда являлись ключевыми факторами и ядром технологического уклада в обществе. Особое ускорение и масштабность, инновационные процессы приобрели в XX в., вследствие чего возникла теория инноватики.

Инноватика - это отдельная отрасль знаний, охватывающая широ­кий круг вопросов: от создания новых знаний до трансформации их в новшества и нововведения, а затем распространения и использования новаций с целью получения прибыли. Базовой категорией инноватики является понятие «инновации» [4].

Термин «инновация» стал использоваться в переходной экономике России как русский вариант слова «innovation», что в дословном пере­воде означает «новшество», «нововведение», «новаторство». Й. Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных процессов. Он рассматривал нововведения как изменения в технологии и управлении, как новые комбинации использования ресурсов. В свою очередь, инно­вация представляет собой процесс внедрения новшества с целью изме­нения объекта управления и получения научно-технического, экономи­ческого и социального эффекта [2].

Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации [2].

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России предусматривается перевод экономики на инновационный тип развития, формирование конкурентоспособной национальной инновационной системы, эффективных региональных инновационных систем, создание наукоемких инновационных предприятий и организаций и поддержка их инновационной деятельности [6]. Инновационная деятельность представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого предприятия под влиянием различных рыноч­ных факторов постоянно вносят изменения в производимые продукты и процессы, собирают и накапливают новые знания и опыт в целях повы­шения своего инновационного потенциала [2].

Результаты деятельности инновационного предприятия определя­ются как внешней, так и внутренней средой, которые совместно оказы­вают многофакторное влияние на его инновационную активность.

Совокупность факторов внешней среды можно разделить на две группы с точки зрения прямого и косвенного влияния.

1. Прямое и непосредственное влияние оказывают:

  • действующее законодательство и учреждения государственного регулирования;
  • поставщики сырья, материалов, оборудования, энергии и дру¬гих ресурсов;
  • потребители продукции;
  • конкуренция и конкуренты, занимающиеся выпуском однотип¬ной продукции и товаров-заменителей;
  • торговые, финансовые, транспортные и прочие посредники.

2. Косвенное, но достаточно сильное воздействие на работу пред­приятия оказывают:

  • состояние экономики в целом;
  • научно-технический прогресс;
  • политические, демографические, природные и культурные факторы;
  • принципы хозяйствования.

Каждый из названных факторов может оказывать как положитель­ное, так и негативное влияние. Создание благоприятной внешней среды - это, прежде всего, макроэкономическая проблема, решение которой зависит от воли государства и действия рыночных сил [4]. Позиция каждого национального государства предопределяется как внутренней ситуацией в стране, так и вызовами глобальной цивили­зации, чему посвящаются специальные исследования. Принципиальное значение имеет государственная научно-техническая и инновационная политика - совокупность государственных решений, влияющих на ин­новационный процесс в предпринимательской среде [6].

Основные меры инновационной политики в Российской Федера­ции:

  • государственная финансовая помощь предприятиям через предоставления грантов, субсидий, ссуд и т.п. на развитие инновационных продуктов, технологий и услуг;
  • финансирование программ или проектов, разработанных для усиления кооперации и взаимодействия участников инновационного процесса;
  • меры, направленные на облегчение доступа к знаниям, в том числе о специфике национальной инновационной системы;
  • законодательное обеспечение инновационной деятельности;
  • финансирование и иные формы поддержки инновационной инфраструктуры, таких ее элементов, как технопарки, венчурные фирмы, бизнес-инкубаторы, инновационные центры и др. [4].

В состав инновационной инфраструктуры входят такие компонен­ты, как венчурные фирмы, инкубаторы бизнеса, инженерные центры (научно-технологические парки) и т.д.

Научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур призваны осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), организовывать освоение и произ­водство новой продукции и услуг. Временные творческие научные кол­лективы или центры создаются для решения определенных крупных и оригинальных научно-технических проблем. По выполнении постав­ленной задачи эти коллективы или центры распускаются или реоргани­зуются [3].

Государственные научные центры (ГНЦ) - особый тип государственных научных организаций, механизм деятельности которых при­зван обеспечить согласование, с одной стороны, стратегически долгосрочных приоритетов государства в развитии важнейших направлений науки и техники, а с другой, - экономических и социальных интересов конкретных субъектов научно-технической деятельности. В последние годы особое внимание уделяется развитию кластеров [3].

Главной характеристикой современных кластеров становится инновационная ориентированность, которая определяет их конкурентоспособность. Инновационный кластер - объединение различных орга­низаций (промышленных компаний, высших учебных заведений, технопарков и бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских центров и лабораторий, банковских и небанковских кредитных организаций, инвестиционно-инновационных компаний, венчурных фондов, бизнес-ангелов, органов государственного управления, общественных органи­заций и т.д.), позволяющее использовать преимущества внутрифирмен­ной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения [5].

В современной экономике кластеры становятся одной из наиболее эффективных форм интеграции финансового и интеллектуального капи­тала, обеспечивающей необходимые конкурентные преимущества. Формирование инновационных кластеров способствует эффективной интеграции интеллектуальных и финансовых ресурсов как внутри, так и за пределами кластера[1].

Взаимодействие внутри инновационного кластера осуществляется посредством вертикальных (цепи покупок и продаж), а также горизонтальных связей (дополнительные изделия и услуги, использование по­добных специализированных процессов, технологий или институтов). Именно от взаимодействий внутри инновационного кластера, от спо­собности его участников эффективно использовать внутренние и моби­лизовать внешние ресурсы зависит конкурентоспособность всего инно­вационного кластера [1].

Таким образом, научно-практическое отечественное стимулирова­ние инновационного процесса в промышленно-хозяйственной деятель­ности осуществляется различными путями. Наиболее эффективным яв­ляется привлечение иностранных компаний и резидентов для формиро­вания инновационной политики, которая должна стимулировать инно­вационный спрос (появление потребителей инновационной продукции) и создавать условия для формирования устойчивой базы генерирования инновационных продуктов [4].



Список литературы:

  1. Взаимодействие малого и крупного бизнеса // Институт пред¬принимательства и инвестиций. - М., 2003
  2. Выборнова В.В. Перспективы развития предпринимательской деятельности в России: монография/ В.В. Выборнова, Л.Г. Романович, К.И.Логачев, В.Ю. Чистюхин. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2011.-129с.
  3. Горфинкель В.Я., проф. Швандар В.А. Экономика предприя¬тия: учебник для вузов / Горфинкель В.Я. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007. - 670с.
  4. Зарецкий А.Д. Иванова Т.Е. Промышленные технологии и инновации: Учебник для вузов.2-е изд. Стандарт третьего по¬коления. -СПб.: Питер, 2018.-480 с.
  5. Кутьин В.М. Территориальная экономическая кластеризация (классификация) регионов России: социально-географический аспект // Безопасность Евразии. - 2003 - №1
  6. Татаркин А.И., Важенин С.Г., Берсенев В.Л., Важенина И.С. Территориальная конкуренция в экономическом простран¬стве. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011 г.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: