» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019

Автор: Наумова Мария Алексеевна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Классификация Специального инвестиционного контракта

Статья просмотрена: 286 раз
Дата публикации: 27.05.2019

УДК 33

КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНТРАКТОВ

Наумова Мария Алексеевна

студент

ОУ ВО «Южно-уральский институт управления и экономики»

Кондратов Максим Владимирович

старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»,

старший преподаватель

ОУ ВО «Южно-уральский институт управления и экономики», г. Челябинск

 

Аннотация. В статье рассмотрена классификация Специального инвестиционного контракта. Произведен обзор действующих специальных контрактов в Российской Федерации и их классификация.

Ключевые слова: СПИК, специальный инвестиционный контракт, государственно-частное партнерство, ГЧП, классификация проектов ГЧП.

 

В последнее время в России быстрыми темпами развивается институт государственно-частного партнерства, который является мощной платформой для реализации крупных инфраструктурных проектов.

В зарубежной и отечественной литературе [3] представлен большой спектр форм ГЧП, но нигде не встречается единообразной классификации ГЧП, в том числе СПИК. Это связано с индивидуальностью каждого проекта.

Авторами предложена классификация специального инвестиционного контракта в таблице 1.

Таблица 1.

Классификация

Вид СПИК

1.               По степени важности

Федеральный;

Региональный;

Муниципальный;

2.               По источникам финансирования

Федеральный;

Федеральный, региональный;

Федеральный, региональный, муниципальный

3.               По отраслям финансирования

Машиностроение,

Медбиофарма;

Металлообработка/металлургия;

Химия

4.               По объему инвестиций

До 1 млрд. руб;

1-10 млрд. руб;

Более 10 млрд. руб.

5.               По стадии реализации

На стадии инициации,

планируемый,

приостановленный,

реализуемый,

 реализованный

6.               По степени завершенности

Завершенный

Незавершенный

 

По степени значимости можно выделить объекты ГЧП федерального, межрегионального, регионального и местного значения.

Объекты соглашений ГЧП, в том числе СПИК, требуют различного уровня бюджетного финансирования. Крупные объекты, например, железнодорожные линии, автомагистрали, крупные промышленные зоны и т.д. финансируются за счет федерального и регионального бюджетов. Жилищно-коммунальное хозяйство, объекты здравоохранения (клиники, больницы) и т.д. финансируются за счет субъектов РФ и муниципальных бюджетов.  Рассмотрим уровни финансирования ГЧП со стороны государства. Объекты ГЧП финансируются за счет:

  1. Федерального бюджета (федеральных целевых программ, специальных федеральных фондов, бюджета и т.д.);
  2. Регионального бюджета (региональных целевых программ, специальных региональных фондов, бюджета и т.д.);
  3. Средств местного уровня (муниципальный бюджет):
  4. Смешанное финансирование. [2]

В России всего заключено 33 специальных инвестиционных контракта, из которых 4 проекта финансируются за счет федерального бюджета, а остальные 29 проектов имеют смешанное финансирование (Федеральный и региональный бюджет; федеральный, региональный и муниципальный бюджет).

Мы предлагаем классифицировать специальный инвестиционный контракт не только по объектам финансирования, как предлагает автор статьи Савченко  Я.В., а также по отраслям.

По отраслям СПИК классифицируется:

-          Машиностроение;

-          Медфиофарма;

-          Металлообработка/металлургия;

-          Химия.

Лидирующей финансирующей отраслью в России является «машиностроение». Из 33 заключенных специальных инвестиционных контрактов, на сегодняшний день, 18 СПИК заключили в отрасли машиностроения.

Объекты соглашений СПИК можно классифицировать по объему финансирования или инвестиций. Например, в России по объемам инвестиций СПИК делятся на следующие категории: до 1 млрд. руб, от 1 до 10 млрд. руб, и более 10 млрд. руб.

До 1 млрд. руб заключено 10 специальных инвестиционных контрактов, от 1 до 10 млрд. руб заключено 13 контрактов и более 10 млрд. руб заключено 11 контрактов.

С помощью этой таблицы, мы можем посмотреть, какие и на какую сумму в совокупности было всего заключено СПИК в нашей стране. Итак, мы можем сказать, что по степени важности все заключенные СПИК являются федеральными. Теперь рассмотрим по источникам финансирования, отрасли и объему инвестиций.

Итак, в нашей стране заключены федеральные СПИК:

  • По источникам финансирования: РФ, по отрасли машиностроения, по объему инвестиций до 1 млр.руб заключено 3 контракта; по объему инвестиций от 1 млрд. руб. о 10 млрд. руб. заключен 1 контракт. На общую сумму 5.1 млрд.руб.
  • По источникам финансирования РФ и субъект РФ, по отрасли машиностроения по объему инвестиций до 1 млр.руб заключено 3 контракта; по объему инвестиций от 1 млрд. руб. о 10 млрд. руб. заключено 5 контрактов и более 10 млр.руб. заключено 4 контракта. На общую сумму 143 млрд.руб.
  • По источникам финансирования РФ, субъект РФ, и муниципалитет по отрасли машиностроения по объему инвестиций до 1 млр.руб заключено 3 контракта; по объему инвестиций более 10 млр.руб. заключено 2 контракта. На общую сумму 61,4 млрд.руб.
  • По источникам финансирования РФ и субъект РФ, в отрасли химии по объему инвестиций до 1 млр.руб заключен 1 контракт и более 10 млр.руб. заключено 4 контракта. На общую сумму 195,4 млрд.руб.
  • По источникам финансирования РФ и субъект РФ, по отрасли медбиофарма по объему инвестиций до 1 млр.руб заключен 1 контракт; по объему инвестиций от 1 млрд. руб. о 10 млрд. руб. заключено 6 контрактов. На общую сумму 17,7 млрд.руб.
  • По источникам финансирования РФ и субъект РФ, по отрасли металлообработка/металлургия по объему инвестиций до 1 млр.руб заключен 1 контракт; по объему инвестиций от 1 млрд. руб. о 10 млрд. руб. заключен 1 контракт и более 10 млр.руб. заключен 1 контракт. На общую сумму 15,5 млрд.руб.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что экономика нашей страны сделала упор на тяжелую промышленность, а именно машиностроение. По сумме инвестиций в отрасль промышленности финансировали уже более 200 млрд. руб.

По степени завершенности мы разделили проекты на завершенные и незавершенные. К незавершенным, на сегодняшний момент, относятся все СПИК, заключенные в России.

Подытоживая весь накопленный опыт теоретических и практических исследований, мы можем сказать, что государственно-частное партнерство является определенным типом взаимовыгодного сотрудничества между государством, с одной стороны, и частными партнерами- с другой. Это сотрудничество основано на условиях соглашения, действующего ограниченный период времени, на основании разделения риска и софинансирования, для реализации социально-экономически значимых проектов.



Список литературы:

  1. Матаев Т.М. Формы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов // Государственно-частное партнерство. — 2015. — Том 1. — № 1. — с. 9-18
  2. Савченко Я.В. Классификация объектов и проектов государственно-частного партнерства. // «Известия УрГЭУ: Теория хозяйства» 2013. №5 (49). С-32.
  3. Смирнов Е.Б, Чурбанов А.Е. Концессионных соглашения в России в контексте международного опыта // Вестник ИНЖЭКОНа. 2007. №2. С- 3
  4. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: