» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019
Автор: Трошина Арина Евгеньевна, студент
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Генезис образа старца в поэзии О.Э. Мандельштама
Дата публикации: 10.06.2019
УДК
882
ГЕНЕЗИС
ОБРАЗА СТАРЦА В ПОЭЗИИ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА
Трошина
Арина Евгеньевна
студент
АлтГПУ, г.
Барнаул
Аннотация.
Актуальность
работы в том, что этой теме посвящено мало научных работ, статей, данные образы
мало разобраны и мало включены в общий контекст творчества
О.Э. Мандельштама.
Данная
тема изучалась на основе биографии, анализа стихотворений Мандельштама, за счет
привлечения общелитературного контекста и включения данных образов в общую
систему, привлекались также работы О. Ронен, Л. С.
Клейн, воспоминания Н. Я. Мандельштам.
Ключевые
слова: старение, увядание, патриарх, лирика.
Феномен
долголетия интересует людей с давних пор. Согласно Библии, древние жили длинную
и долгую жизнь. Так, Адам жил 130 лет, Сиф-105 лет, Енос-90 лет, Моисей жил 80
лет, а Аарон-83 года. Это явление отмечалось в искусстве по-разному, нашло свой
отклик оно и в творчестве О.Э.Мандельштама.
Нас будут интересовать созданные поэтом
образы старцев, сопутствующие им атрибуты, мотивы, связанные с увяданием.
Стихотворение
« Мне стало страшно жизнь отжить»[6]
относится к ранней лирике О.Э. Мандельштама (написано не позднее 5
августа 1910 года), однако мотив увядания звучит с первых строк: «…жизнь
отжить». Во втором терцете отчетливо звучат религиозные мотивы-«крест»,
«живая душа», называется имя ветхозаветного старца Моисея. «Я» поэта сравнивает
себя с ним, проводит параллель. Как известно, Моисей- избавитель
израильтянского народа от власти
египетского фараона, его же устами говорил Бог.
Лирическое «я» растворяется во всем окружающем, опознает мир уже не столько
органами чувств- зрением, слухом, осязанием,
обонянием, сколько ощущает его на интуитивном уровне.
Страх- исчезнуть в пустоте. Во втором терцете отчетливо звучат
религиозные мотивы-«крест», «живая душа», называется
имя ветхозаветного старца Моисея. «Я» поэта сравнивает себя с ним, проводит
параллель. Как известно, Моисей- избавитель израильтянского народа от власти египетского фараона, его же устами
говорил Бог. Что может означать стих: « Исчезнуть в облаке Синая»?
Синай-это гора, на которой Моисей получил от Бога десять заповедей: « И
сказал Господь Моисею: вот Я приду к
тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как я буду говорить с тобою, и поверил
тебе навсегда», «… были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал
весь народ, бывший в стане»[2]. Для лирического героя Мандельштама очутиться в
«облаке Синая», значит-
приблизиться к Богу, подобно старцу Моисею, произречь
новые истины .
Лирическое «я» растворяется во всем
окружающем, опознает мир уже не столько органами чувств- зрением, слухом, озязанием, обонянием, сколько ощущает его на интуитивном
уровне- «…содроганья теплых птиц// Улавливаю через сети», ему становится
доступно существование вне времени и
пространства- «…и с истлевающих страниц// Притягиваю
прах столетий». Звучит мотив повелевания
временем-рядом оказываются и прошлое (истлевание),
и настоящее («содроганья…птиц»), и будущее («бытия узорный дым»), а «я»
стихотворения выступает связующей нитью
между всеми этими временами, он может существовать в любом из них.
Синтез
мотивов увядания, старцев и их атрибутов представлен в стихотворении «Уничтожает пламень» (1915). Жизнь
«суха», она оказывается в одном ряду с такими вещами как «дерево», «камень»,
«огонь». Очевидно звучание религиозных
мотивов: лирическое «я», подобно Иисусу Христу, добровольно принимает «уничтожение»
его жизни. Мотив рыболовства, который начинает звучать во втором катрене, тоже
отсылает нас к фигуре Христа, который может рассматриваться как очередной
старец. Значение последнего катрена наталкивает на мысли о старце Ное. Процесс строительства образно перекликается с постройкой Ноева ковчега, причем следует заметить, что сооружен он был
тоже из дерева.
Образ
литературного старца Приама выступает в стихотворении «За то, что руки твои не сумел удержать…» (1920). Лирическое «я»
чувствует, как оживает город в предчувствии трагедии. Возникает контраст между
ожившим городом и бездействующим, неразвивающимся образом царя Трои.
Мандельштам не изменяет образ старца, оставляет его таким, каким он показан в поэме Гомера
«Илиада».
Отображены поэтом и особенности
действительного литературного старца Г. Р. Державина – в «Стихах о русской поэзии»(1932). Мандельштамом условно проведена
параллель с образом Державина в поэзии А. С. Пушкина. Своеобразно в
стихотворении восприятие мудреца через мотивы юности, свежести, молодости.
Мотив
патриаршества отчетливо звучит в стихотворении «Ламарк»[6] (1932 год). Оно
отсылает нас к видной фигуре XVIII века Жану Батисту Ламарку, основоположнику
первой эволюционной теории. В
стихотворении Мандельштама Ламарк охарактеризован точно и лаконично: «неуклюжий, робкий патриарх».
Поэт не себя отождествляет с патриархом, а выводит дополнительную фигуру. В
стихотворении ощутимы параллели с «Божественной комедией» Данте. Условно можно
разделить стихотворение на две части: в первой-Ламарк-это
мудрый старец, «за честь природы фехтовальщик», а во второй части его фигура
отождествляется с фигурой Бога. Отношения к этому стихотворению были различные:
некоторые считали, что Мандельштам вмешался не в свою область и многое спутал,
но большинство одобряли стихотворение, считали его гениальным.
Список литературы:
- Александрийский, Климент. Педагог / Климент. Александрийский. –: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. – 292 c.
- Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: канонические: в русском переводе с параллельными местами и приложением. — Барнаул: День, 1999. — 1024 с.
- Данте А. Божественная комедия / Пер.с итал. М. Лозинского. СПб. : Кристалл: Респекс, 1999. — 703 с.
- Клейн Л.С. Бесплотные герои: Происхождение образов Илиады. СПб.: Художественная литература, 1992. – 192 с., ил.
- Мандельштам Н. Я. Воспоминания. Книга третья. YMCA-Press ,1987.
- Мандельштам, О. Э. О. Мандельштам. Собрание сочинений в четырех томах / О. Э. Мандельштам. – М. : АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР, 1993 – 1999.
- Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 т. Т. 4. М.: ГИХЛ, 1959—1962.
- Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. М.: ГИХЛ, 1959—1962.
- Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. СПб.: Гиперион, 2002. — 240 с.
Комментарии: