» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019

Автор: Короткова Полина Валентиновна, старший преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Игровой метод как способ изучения лексики английского языка в вузе

Статья просмотрена: 429 раз
Дата публикации: 3.06.2019

УДК 378; 372.881.111.1

ИГРОВОЙ МЕТОД КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Короткова Полина Валентиновна

старший преподаватель

Морозова Наталия Юрьевна

старший преподаватель

Московский политехнический университет, г. Москва

 

Аннотация. Практический опыт показывает, что формирование лексической компетенции находится в спектре актуальных задач психолого-педагогических и филологических наук. Игровые технологии, используемые при обучении лексике иностранного языка, представляют один из основных способов интенсификации процесса обучения, улучшают его продуктивность, повышают эффективность. Игровые технологии обучения могут быть оптимизированы различными способами: использованием технических средств, компьютерных программ, проектированием языкового портфолио т.д., в связи с чем могут быт реализованы в контексте практически любой образовательной технологии.

Ключевые слова: иностранный (английский) язык, лексика и лексическая компетенция, игровой метод, студенты вуза, иноязычная коммуникативная компетенция.

 

Структура современного образовательного процесса учреждения высшего образования, приобретающего соответствие требованиям универсализации профессиональной среды и поликультуризации социума, ориентирует образовательный процесс на регулирование принципами инновационно-технологических стратегий освоения учебных дисциплин, в том числе и иностранного языка, изучение которого становится не только необходимым элементом профессионального мастерства и конкурентоспособности профессионала, но и аспектом успешной профессиональной самореализации личности. Спектр инновационно-технологических стратегий освоения иностранного языка (в нашем случае, английского) представлена сегодня технологиями проектирования, методами компетентностно-ориентированного и профессионально-контекстного подходов, а также модульно-блочными технологиями, технологиями развития критического мышления через чтение и письмо и мн. др. среди которых технология игр занимала и продолжает занимать одно из значимых мест. Такой статус игрового метода в изучении иностранного языка обусловлен его педагогическим потенциалом в формировании высокого уровня познавательного интереса и познавательной активности обучающихся, что предопределяет соответствующие возможности приобретения иноязычного коммуникативного творческого опыта саморазвития и самореализации будущего профессионала [1].

Как известно, формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза связано с освоением основных языковых навыков, основу формирования которых составляет операбельная лексическая база обучающегося.

В связи с этим, в данном исследовательском направлении следует особое внимание уделять формированию именно лексической компетенции, опосредующей эффективность и продуктивность изучения иностранного языка.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы статьи, касающейся использования игрового метода как способа изучения лексики иностранного языка в вузе.

Необходим отметить, что методологическая роль игрового метода при формировании лексической компетенции возрастает, так как в ее рамках актуализируется не просто знание иностранного языка, но и происходит формирование навыка использования реальной коммуникации и компетенции, способствующей проявлению эффективности практической стороны владения языковыми навыками. Это говорит о том, что использование в практике преподавания иностранного языка игровых технологий способствует повышению эффективности обучения и продуктивности усвоения лексического строя речи, что, соответственно, повышает уровень сформированности лексической компетенции субъектов образовательного процесса [2; 4].

Характер восприятия и употребления в речи иноязычных лексических единиц достаточно тесно связан с процессами формирования, оформления и выражения мысленных форм средствами лексического запаса языка. Данная особенность специфики психических процессов находит свою прямую востребованность в контексте реализации игрового метода.

Игровой метод как эффективный способ изучения лексики языка и используемые в их рамках игровые приемы при обучении способствуют закреплению ранее полученных знаний, а также формированию речевых умений и навыков. При этом использование различных видов языковых и речевых игр при обучении лексике является одним из путей интенсификации образовательного процесса, увеличения объема пассивного и активного лексического запаса, а также уровня владения языком. Игра является и действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность субъектов образовательного процесса, позволяет сделать данный процесс привлекательным и интересным, даже если он является и контекстно-профессионально ориентированным (т.е. направлен на освоение узкоспециализированной лексики или языка специальности). В этом плане игровой метода выступает достаточно мощным стимулом к овладению языком [2; 3].

Наиболее важным фактором игровой технологии при формировании лексической компетенции являются ее элементы (игровые методы, приемы, упражнения), удовлетворяющие потребность субъектов образовательного процесса в новизне изучаемого языкового материала, в разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных элементов игровых технологий обучения способствует закреплению в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности обучающихся, развивают их речевую инициативу.

Языковые и речевые компоненты (игры) игровых технологий при обучении лексике английского языка можно разделить по следующим аспектам: интегрированные фонетические, способствующие успешному усвоению лексики; собственно лексические; интегрированные грамматические, способствующие эффективности обучения лексике.

Данные компоненты также можно разделить по видам деятельности в процессе освоения английского языка: игры для обучения чтению, аудированию, говорению, коммуникативные игры, смешанные игры, к которым отнесем музыкально-дидактические, подвижные игры, а также приобретающие профессионально-акцентированную популярность деловые игры, позволяющие на этапе начальной профессиональной самореализации формировать профессиональное иноязычное портфолио. Данные виды игр используются для повышения эффективности и продуктивности обучения лексике языка.

Таким образом, считаем необходимым еще раз отметить, что игровой метод, будучи относимым к традиционному педагогическому наследию, не утрачивает в современное время своей методической популярности. Подвергаясь воздействию инновационных технологических преобразований, он [игровой метод] становится наиболее многоаспектным, широко востребованным и продуктивным [3].

Формирование лексической компетенции обучающихся выражается не в количестве выученных лексических единиц, а в реализации творческого жизненного языкового опыта, в связи с чем особое внимание преподавателя придается использованию эффективных образовательных технологий, среди которых, безусловно, важны игровые. Это позволяет сосредоточить внимание на лексических единицах, правильном их прочтении и употреблении их в речи.



Список литературы:

  1. Онищенко, Ю. В. Игровые методы обучения иностранному языку в вузе / Ю. В. Онищенко // Язык и культура. – 2015. – № 17. – С. 27-34.
  2. Павленко, В. Г. Применение кейс-метода при обучении английского языка в неязыковом вузе / В. Г. Павленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 534-538.
  3. Семина, В. В. Использование геймификации в процессе обучения бизнес-английскому студентов вузов / В. В. Семина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2017. – № 2. – С. 306-314.
  4. Чечель, С. В. К вопросу об использовании игровых приёмов в обучении лексике британского и американского вариантов английского языка / С. В. Чечель, О. Е. Иванова // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 4-2. – С. 320-327.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: