» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019
Автор: Лидер Ольга Игоревна, студент
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Детские словообразовательные окказионализмы в мультимедиа индустрии
Дата публикации: 10.06.2019
УДК 81
ДЕТСКИЕ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В МУЛЬТИМЕДИА ИНДУСТРИИ
Лидер
Ольга Игоревна
студент
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Аннотация. В данной статье рассматривается словотворчество детей в возрасте 4-7 лет. В ходе работы было проведено исследование на группе детей в количестве 50 человек, в результате которого были выявлены основные словообразовательные модели, которые дети используют в речи, а также их лексические значения.
Ключевые
слова: словообразовательная модель, потенциальные слова, группа
детей, творческая сила ребенка, окказионализмы, детский тип речи, медиа индустрия.
Словотворчество
составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это
явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников,
А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.),
так и за границей (К. и В. Штерны,
Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими
исследователями — лингвистами и психологами, показывают, что первые
годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества.
Актуальность
исследования определяется возросшим в современное время вниманием к детскому
словообразованию как потенциальному источнику пополнения состава русского
языка. Словотворчество ребенка является ключевым компонентом к пониманию
особенностей развития детской психики, изучению детского мышления, а также
способом адаптации ребенка в социуме.
Как проявляется словотворчество
в речи ребенка? Рассмотрим на примерах, которые были обнаружены в ходе
исследования детей в возрасте 4-7 лет.
- Отморозка (сущ). – лз.: печь в машине. Отглагольное существительное (отморозить – морозить) – продуктивная модель (суф. К): пробежка – пробежать, бежать.
- Кофечай (сущ). – лз: чайный напиток, но для того чтобы ребенок чувствовал себя взрослым он ассоциирует чай с кофе. Сложение двух основ.
- Слепыш (сущ). – лз.: человек, имеющий плохое зрение, в уменьшительно-ласкательной форме. Модель продуктивная: малыш, крепыш (суф. –ыш-.)
- Чернушка (сущ). – лз.: черная курица. По аналогии названия животного в сказках : лягушка- квакушка. Суффикс –ушк-
- Букарашка (сущ). – лз.: насекомое. Продуктивная модель образования существительного с помощью суффикса –к-, обозначающего предмет, лицо.
- Всамделишний (прил). – лз.: то, что случается на самом деле, в реальности. Синтетическая форма образования.
- Тулисманы (сущ). – лз.: жители г. Тула. Модель: основа названия города + исманы: бусурманы.
- Отдохных (сущ). – лз.: дни недели, на которых человек собирается отдыхать (сб, вс). Татьяна Александровна, хороших вам отдохных! Модель: отдохных – отдыхать. Аналогия: выходных.
- Родинолюбец (сущ). – лз.: патриот. Как называют человека, который любит свою Родину, язык, культуру? – Родинолюбец. Модель: сложение + суф. –ец- (лицо).
Проанализировав словотворчество
детей (4-7 лет), можно сделать следующие выводы:
- При образовании новых форм слов дети основываются на продуктивные модели русского языка (суффиксы: -ист-, -тель-, -щик-)
- Некоторые модели слов образуются ребенком на основе ассоциаций с предметом, действием (отдохных – дни, когда отдыхают), а также происходит синтез слов. Ребенок сращивает в одно слово, слова, близкие по звучанию.
- Многие слова, образованные детьми вполне можно рассматривать как потенциальные слова в русском языке
- Самыми распространенными моделями были: основа слова + суффикс (суффиксальный) и сращение, сложение двух слов, основ.
Стилизация под детский тип речи
на сегодняшний день так же активно используется в мультимедиа индустрии.
Названия различных проектов для детей (компаний по производству мультфильмов,
игрушек, развивающих игр, книг, лейблов и торговых марок продукции для детей)
часто схожи с детскими окказионализмами, например:«МиcЗякаДизяка» (компания по производству мультфильмов для
детей от 0 до 3 лет), «Тусаcджуса» (соки и нектары),
«Чупаcчупс» (карамель на палочке), «Фрутелла» (жевательные конфеты), «Растишка»
(йогурты).
Так,
компания Летуаль выпустила детский
бренд «МорикиДорики». Во
время проведения эксперимента дети дали следующую трактовку данному бренду: «морики» - это морские
обитатели. А «дорики» - обыгрывание (стишок, считалочка).
В настоящее время детские
окказионализмы стали популярны среди интернет-пользователей.
Такие слова как: позязя (= пожалуйста), дя (= да), низя (= нельзя), Бозе мой (= Боже мой), малыф (=
малыш), одуван (= одуванчик), уря
(= ура), не плакай(= не плачь), хоясе (= хорошо).
Список литературы:
- Бубнов А.В. Русский язык в контексте современных проблем семантики и окказиональности (на материале авторской художественной речи ребёнка) / А.В. Бубнов. – 2015г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16811 свободный. Загл. с экрана: (дата обращения: 20.03.2019).
- Дмитриева В.А. Особенности «детского» типа речи в начале 21 века. / В.А. Дмитриева. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detskogo-tipa-rechi-v-nachale-xxi-veka свободный. Загл. с экрана: (дата обращения: 25.03.2019).
- Доброва Г.Р. Детские словообразовательные окказионализмы: что важнее для ребенка лексическое или словообразовательное значение. / Г.Р. Доброва. – 2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/detskie-slovoobrazovatelnye-okkazionalizmy-chto-vazhnee-dlya-rebenka-leksicheskoe-ili-slovoobrazovatelnoe-znachenie свободный. Загл. с экрана: ( дата обращения: 25.03.2019).
Комментарии: