» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019

Автор: Лидер Ольга Игоревна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Семья как ценность

Статья просмотрена: 350 раз
Дата публикации: 10.06.2019

УДК 159.99

СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ

Лидер Ольга Игоревна

студент

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

 

Аннотация. В данной статье рассматривается институт семьи как центр формирования личности ребенка. В ходе данной работы было проведено исследование, которое отражало отношение ребенка к институту семьи, важность семейных традиций и ценностные ориентации ребенка. Наиболее важным аспектом работы были систематизация знаний о роли и ценности семьи для современного ребенка, а также коррекционная работа с учащимися, в результате которой у детей создавалась целостная картина восприятия семьи как главного социального института в их жизни. 

Ключевые слова: семья, ценность, психологические факторы, внутрисемейные отношения, гендерное восприятие ценностей.

 

Семья – первостепенный институт воспитания ребенка, в котором формируются и реализуются отношения ребенка с внешним миром. Основу семейных традиций составляют идеи, нормы, опыт семьи, которые направлены на укрепление отношений и взаимопонимания между всеми членами семьи [2].

Не вызывает сомнения тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности семейной педагогики и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспитание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и экономическими трудностями, с другой — безусловно, нежеланием родителей активно заниматься воспитанием детей, уделять им внимание и относиться серьезно к их маленькой, но очень важной жизни [2].

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей [3].

Семью как одну из составляющих системы ценностей  изучают в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Блонский П.П., Эльконин Д.Б., К. Герген, Д. Шерман) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности – мотивами[1].

Цель исследования–определить значимость семьи для учащихся 8 классов среди основных ценностей подростков.

Участники исследования группа подростков 13-14 лет (8 класс школы №4 г. Алейска) в количестве 26 человек.

Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Так, у М.Рокича разработана методика «Ценностные ориентации», где он различает 2 класса ценностей (по 18). Мы же воспользуемся модифицированной методикой М.Рокича, автором которой является Е.Б.Фанталова.

По результатам исследования ценности по местам распределились в следующем порядке (по значимости):

·                 1-семья

·                 2-здоровье

·                 3-наличие верных и хороших друзей

·                 4-любовь

·                 5-интересная работа

·                 6-свобода

·                 7-материально обеспеченная жизнь

·                 8-уверенность в себе

·                 9-познание нового в мире природе, человеке

·                 10-активная, деятельная жизнь.

Так, наиболее значимые ценности занимают 1-3 места, менее важные – заняли 4-7 места и малоценные по значимости 8-10 места.

Девочками первые места были отведены таким ценностям (в % от всей группы) как «семья» (60), «здоровье» (50), «наличие верных друзей» (48).

Лидирующие позиции  у мальчиков занимают теже ценности,что и у девочек, «наличие верных друзей» (53), «здоровье» (55), «семья» (65).

В результате исследования можно сделать вывод, что семья для ребенка является неотъемлемой частью их жизни и занимает 1 место среди других не малозначимых ценностей. Возможно, это связано с  переосмыслением жизненных ценностей всей нынешней молодежи, а также с социальными программами в нашей стране на улучшение демографического положения в стране, на сохранение и помощь молодым семьям[4].



Список литературы:

  1. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.
  2. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. // Экспресс-опыт. - 1999. - №1. - С. 34-36.
  3. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. - 1999. - №2. - С.50 - 52.
  4. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Нар.образование. – 2000. – №3. – С.117–120.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: