» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019
Автор: Лидер Ольга Игоревна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Семья как ценность
Дата публикации: 10.06.2019
УДК
159.99
СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ
Лидер Ольга Игоревна
студент
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Аннотация. В данной статье рассматривается институт семьи как центр формирования личности ребенка. В ходе данной работы было проведено исследование, которое отражало отношение ребенка к институту семьи, важность семейных традиций и ценностные ориентации ребенка. Наиболее важным аспектом работы были систематизация знаний о роли и ценности семьи для современного ребенка, а также коррекционная работа с учащимися, в результате которой у детей создавалась целостная картина восприятия семьи как главного социального института в их жизни.
Ключевые
слова: семья,
ценность, психологические факторы, внутрисемейные отношения, гендерное
восприятие ценностей.
Семья – первостепенный институт
воспитания ребенка, в котором формируются и реализуются отношения ребенка с
внешним миром. Основу семейных традиций составляют идеи, нормы, опыт семьи,
которые направлены на укрепление отношений и взаимопонимания между всеми
членами семьи [2].
Не
вызывает сомнения тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности
семейной педагогики и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за
воспитание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и
экономическими трудностями, с другой — безусловно, нежеланием родителей активно
заниматься воспитанием детей, уделять им внимание и относиться серьезно к их маленькой,
но очень важной жизни [2].
Семья –
это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и
важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети;
честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к
появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя
по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения
у своих детей [3].
Семью
как одну из составляющих системы ценностей
изучают в рамках общей психологии, психологии личности, социальной
психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Блонский П.П.,
Эльконин Д.Б., К. Герген, Д. Шерман) рассматривают проблему ценностей в связи с
источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности –
мотивами[1].
Цель
исследования–определить значимость семьи для учащихся 8 классов среди основных
ценностей подростков.
Участники
исследования группа подростков 13-14 лет (8 класс школы №4 г. Алейска) в
количестве 26 человек.
Исследователи
используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Так,
у М.Рокича разработана методика «Ценностные ориентации», где он различает 2
класса ценностей (по 18). Мы же воспользуемся модифицированной методикой
М.Рокича, автором которой является Е.Б.Фанталова.
По результатам исследования ценности по местам
распределились в следующем порядке (по значимости):
·
1-семья
·
2-здоровье
·
3-наличие верных и
хороших друзей
·
4-любовь
·
5-интересная работа
·
6-свобода
·
7-материально
обеспеченная жизнь
·
8-уверенность в себе
·
9-познание нового в
мире природе, человеке
·
10-активная,
деятельная жизнь.
Так, наиболее значимые ценности занимают 1-3 места,
менее важные – заняли 4-7 места и малоценные по значимости 8-10 места.
Девочками
первые места были отведены таким ценностям (в % от всей группы) как «семья» (60),
«здоровье» (50), «наличие верных друзей» (48).
Лидирующие
позиции у мальчиков занимают теже
ценности,что и у девочек, «наличие верных друзей» (53), «здоровье» (55),
«семья» (65).
В
результате исследования можно сделать вывод, что семья для ребенка является
неотъемлемой частью их жизни и занимает 1 место среди других не малозначимых
ценностей. Возможно, это связано с
переосмыслением жизненных ценностей всей нынешней молодежи, а также с
социальными программами в нашей стране на улучшение демографического положения
в стране, на сохранение и помощь молодым семьям[4].
Список литературы:
- Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.
- Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. // Экспресс-опыт. - 1999. - №1. - С. 34-36.
- Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. - 1999. - №2. - С.50 - 52.
- Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Нар.образование. – 2000. – №3. – С.117–120.
Комментарии: