» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 2017

Автор: Заикин Денис Игоревич, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Психологические аспекты педагогической деятельности.

Статья просмотрена: 215 раз

Всем известно, что в современном мире особое внимание уделяется высококвалифицированным специалистам. Моя будущая профессия связана с педагогической деятельностью, поэтому меня интересуют некоторые аспекты процесса обучения.

Что же такое педагогическая деятельность?

Во всем многообразии определений хочется отметить понятия, которые дали известные педагоги. Так.  В.А. Сластенин определил педагогическую деятельность как особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе»[3]. В.Е. Писарев называет педагогическую деятельность  особым видом общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями»[2].

На основании этого можно сделать вывод, что педагогическая деятельность - это сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса, производимая педагогом, для достижения основных целей обучения: развивающая, воспитательная и обучающая цели, в ходе которой могут возникнуть психолого-педагогические проблемы. Например, проблема психологической подготовки педагога. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются молодые специалисты, которые, не имеют опыта работы в школе и испытывают определенные трудности в общении с учениками и в подаче учебного материла. У педагога со стажем также может возникнуть такая проблема, связанная с введением различных новшеств, например, использования компьютеров и проекторов при проведении уроков.

Можно обосновать много различных актуальных проблем, но еще необходимо уделить внимание  тому, что для профессиональной деятельности педагога предъявляются принципы, определяющие основные требования к организации, методам и формам педагогической деятельности. К таким принципам можно отнести:

·                    наглядность обучения,

·                    активность и сознательность,

·                    прочность,

·                    систематичность и последовательность,

·                    доступность,

·                    проблемность обучения,

·                    единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения

Также немаловажным аспектом эффективного выполнения педагогических функций является осознание структуры  педагогической деятельности, взаимосвязь ее основных компонентов, с помощью которых она осуществляется, педагогические действия, профессионально-важные умения и психологические качества, необходимые для ее реализации.  Здесь целесообразно рассмотреть структуру педагогической деятельности, которая представлена в таблице. [1]

Как видно, системообразующей характеристикой педагогической деятельности является цель. Для лучшего понимания можно составить логическую цепочку, которая  начнется с рассмотрения понятия мотив. Если мотив – это внутренняя побудительная причина деятельности, то цель - есть предвосхищение в мышлении результата деятельности и способов ее реализации. Проще говоря, цель – это «идеальный» предмет деятельности, который непосредственно связан с мотивами деятельности. Общая стратегическая цель – это формирование гармонично развитой личности, данная цель достигается решением конкретных задач обучения и воспитания по различным направлениям. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи, а уже после, опираясь на имеющиеся знания, учитель теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия. Тем самым познавательная задача, будучи решенной психологически, переходит в форму практического преобразовательного акта.

Таким образом, деятельность педагога является  особой деятельностью, направленной на  решение множества задач различных типов, классов и уровней. Успешная педагогическая деятельность должна соответствовать предъявляемым обществом требованиям, а  педагог должен уметь решать возникающие проблемы, и быть высококвалифицированным специалистом.

 



Список литературы:

1.                  Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2004

2.                  Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики – Воронеж: Издательство «Кварта», 2009.

3.                  Сластенин В.А. и др. Педагогика.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: