» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (28) 2019
Автор: Васи Сергей Александрович и Наумчик Наталья Сергеевна, студенты
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей старшего школьного возраста
Дата публикации: 21.06.2019
УДК 372.8
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Васи Сергей Александрович
Наумчик
Наталья Сергеевна
студенты
Ишимский Педагогический Институт им. П. П. Ершова (филиал)
ФГАОУ ВО «Тюменский Государственный Университет», г. Ишим
Аннотация. В статье рассмотрена
проблема мотивации детей старшего школьного возраста к занятиям физической
культурой. В работе представлены обобщенные результаты анкетирования старших
школьников, которое проводилось с целью сбора материала о мотивации детей к
урокам физической культуры и занятиям спортом.
Ключевые слова: мотивация, спорт,
физическая культура, мотивация к спорту.
Современная
школа предполагает большие учебные нагрузки. Возрастающий объем информации
повышает требования к учащимся, оказывает неблагоприятное воздействие на
двигательную активность учащихся и приводит к малоподвижному образу жизни, что,
следовательно, ведет к ухудшению их здоровья
В последние
годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Г.Д.
Горбунов, Е.Н. Гогунов и А.А. Бишаева
пишут, что с каждым годом уровень здоровья подрастающего поколения снижается.
Дети перестают двигаться, заниматься спортом, предпочитая вести
пассивный образ жизни, у них наблюдается отсутствие в сознании приоритета
здорового образа жизни, воспитания и самовоспитания доминанты здоровья,
недостаток двигательной активности на каждом этапе возрастного развития.
По словам Губа
В.П., Морозова О.С., Парфененкова В.В., слабая
заинтересованность детей в предмете физическая культура, в первую очередь
связана с низкой и неустойчивой мотивацией к занятиям. Одним из важных условий
успешной организации процесса оздоровления являются мотивы, инициирующие
изменение двигательного режима, отношение к своему здоровью, привычкам,
интересам и образу жизни в целом.
ФГОС ООО
указывает на то, что у детей будет сформирована положительная мотивация при
условии, если они научатся на важное место ставить такие предметные результаты
как: понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных
качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении
индивидуального здоровья; овладение системой знаний о физическом
совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса красширению и углублению знаний. Многие авторы ссылаются на
то, что дети не проявляют заинтересованности к урокам физической культуры, так
как у них наблюдается отсутствие свободного времени; отсутствие условий для
занятий; личная пассивность и неорганизованность; утомление после учебной
деятельности; занятость домашними делами; отсутствие интереса к занятиям
физической культурой и спортом. Проблема заключается в том, что дети вследствие
низкой мотивации к обучению, находят причины не заниматься физическими
упражнениями.
Метод
анкетирования предусматривает получение информации от респондентов путем
письменного ответа, на систему стандартизированных и заблаговременно
подготовленных анкет. Анкетирование проводилось нами с целью сбора материала о
мотивации детей старших классов к урокам физической культурой и спортом.С этой целью нами было
опрошено 30 детей, учащихся 10-х классов возраста от 15 до 16 лет. Анкета была
составлена с опорой на следующих авторов: Шугани А. Ю. и
Короткая С. А. Она состояла из 20 вопросов, в которых дети отражали свое
отношение к урокам физической культуры в школе, а так же к самостоятельным
занятиям физической культурой и спортом.
Методы
математической статистики использовались с целью статистической обработки
результатов эксперимента.Для
обработки полученных данных анкет мы определяли процент того или иного ответа.
Процент определялся по формуле:
Где А - количество респондентов давших
определенный вариант ответа, В - общее количество респондентов, С - процентный результат.Для определения
изменений уровня мотивации была использована формула вычисления среднего
арифметического, процент вычислялся по формуле 2:
Х=(Х1+Х2+...+Хn)/n (2)
Где Х- процент ответов респондентов на определенный вопрос,
n- количество вопросов.
Таким образом,
в результате исследования мы изучили понятие мотивации. Мотивация - побудительная
основа психической жизни человека, совокупность причин психологического
характера, определяющих начало, направленность и уровень активности поведения
человека. Мы выяснили, что мотивация - это осознанная причина активности
человека, направленная на достижение определенной цели.
В результате
анализа проведенного анкетирования были сделаны следующие выводы. Формирование
у занимающихся положительного отношения к систематическим занятиям физической
культурой возможно при условии, что физическая культура прочно войдет в
повседневную жизнь всех слоев населения. При этом учащиеся должны быть
заинтересованы и удовлетворены этими занятиями. Создать у занимающихся
сознательное отношение к занятиям физической культурой возможно посредством
изучения особенностей и закономерностей возникновения у них мотивации.
Мотивация к занятиям физической культурой и спортом современных школьников
имеет специфические особенности. Необходимы усилия школы, специалистов в
оптимизации процесса физического воспитания, расширения диапазона видов
двигательной активности, предложении новых форм занятий, прежде всего в игровой
форме.
Список литературы:
- Бишаева, А. А. Физическая культура [Текст] : учебник для нач. и сред.проф. Образования / А. А. Бишаева. – Москва :Издтельский центр «Академия», 2013. - 272 с.
- Быков, В. С. Теория и практика формирования потребности в физическом самовоспитании у школьников [Текст] / В. С. Быков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - №1. С. 23-25.
- Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М. : «Академия», 2014. – 228 с.
- Горбунов, Г. Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений [Текст] / Г. Д. Горбунов, Е. Н. Гогунов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.
- Грицанов, А. А. Социология Энциклопедия [Текст] / А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко. – Москва: Книжный дом, 2013. - 345 с.
Комментарии: