» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (28) 2019

Автор: Васи Сергей Александрович и Наумчик Наталья Сергеевна, студенты
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей старшего школьного возраста

Статья просмотрена: 382 раз
Дата публикации: 21.06.2019

УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Васи Сергей Александрович

Наумчик Наталья Сергеевна
студенты

Ишимский Педагогический Институт им. П. П. Ершова (филиал)

ФГАОУ ВО «Тюменский Государственный Университет», г. Ишим

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема мотивации детей старшего школьного возраста к занятиям физической культурой. В работе представлены обобщенные результаты анкетирования старших школьников, которое проводилось с целью сбора материала о мотивации детей к урокам физической культуры и занятиям спортом.
Ключевые слова: мотивация, спорт, физическая культура, мотивация к спорту.

 

Современная школа предполагает большие учебные нагрузки. Возрастающий объем информации повышает требования к учащимся, оказывает неблагоприятное воздействие на двигательную активность учащихся и приводит к малоподвижному образу жизни, что, следовательно, ведет к ухудшению их здоровья

В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов и А.А. Бишаева пишут, что с каждым годом уровень здоровья подрастающего поколения снижается. Дети перестают двигаться, заниматься спортом, предпочитая вести пассивный образ жизни, у них наблюдается отсутствие в сознании приоритета здорового образа жизни, воспитания и самовоспитания доминанты здоровья, недостаток двигательной активности на каждом этапе возрастного развития.

По словам Губа В.П., Морозова О.С., Парфененкова В.В., слабая заинтересованность детей в предмете физическая культура, в первую очередь связана с низкой и неустойчивой мотивацией к занятиям. Одним из важных условий успешной организации процесса оздоровления являются мотивы, инициирующие изменение двигательного режима, отношение к своему здоровью, привычкам, интересам и образу жизни в целом.

ФГОС ООО указывает на то, что у детей будет сформирована положительная мотивация при условии, если они научатся на важное место ставить такие предметные результаты как: понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса красширению и углублению знаний. Многие авторы ссылаются на то, что дети не проявляют заинтересованности к урокам физической культуры, так как у них наблюдается отсутствие свободного времени; отсутствие условий для занятий; личная пассивность и неорганизованность; утомление после учебной деятельности; занятость домашними делами; отсутствие интереса к занятиям физической культурой и спортом. Проблема заключается в том, что дети вследствие низкой мотивации к обучению, находят причины не заниматься физическими упражнениями.

Метод анкетирования предусматривает получение информации от респондентов путем письменного ответа, на систему стандартизированных и заблаговременно подготовленных анкет. Анкетирование проводилось нами с целью сбора материала о мотивации детей старших классов к урокам физической культурой и спортом этой целью нами было опрошено 30 детей, учащихся 10-х классов возраста от 15 до 16 лет. Анкета была составлена с опорой на следующих авторов: Шугани А. Ю. и Короткая С. А. Она состояла из 20 вопросов, в которых дети отражали свое отношение к урокам физической культуры в школе, а так же к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Методы математической статистики использовались с целью статистической обработки результатов эксперименталя обработки полученных данных анкет мы определяли процент того или иного ответа. Процент определялся по формуле:
Где А - количество респондентов давших определенный вариант ответа, В - общее количество респондентов, С - процентный результатля определения изменений уровня мотивации была использована формула вычисления среднего арифметического, процент вычислялся по формуле 2:

Х=(Х1+Х2+...+Хn)/n (2)
Где Х- процент ответов респондентов на определенный вопрос,
n- количество вопросов.

Таким образом, в результате исследования мы изучили понятие мотивации. Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих начало, направленность и уровень активности поведения человека. Мы выяснили, что мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определенной цели.

В результате анализа проведенного анкетирования были сделаны следующие выводы. Формирование у занимающихся положительного отношения к систематическим занятиям физической культурой возможно при условии, что физическая культура прочно войдет в повседневную жизнь всех слоев населения. При этом учащиеся должны быть заинтересованы и удовлетворены этими занятиями. Создать у занимающихся сознательное отношение к занятиям физической культурой возможно посредством изучения особенностей и закономерностей возникновения у них мотивации. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом современных школьников имеет специфические особенности. Необходимы усилия школы, специалистов в оптимизации процесса физического воспитания, расширения диапазона видов двигательной активности, предложении новых форм занятий, прежде всего в игровой форме.



Список литературы:

  1. Бишаева, А. А. Физическая культура [Текст] : учебник для нач. и сред.проф. Образования / А. А. Бишаева. – Москва :Издтельский центр «Академия», 2013. - 272 с.
  2. Быков, В. С. Теория и практика формирования потребности в физическом самовоспитании у школьников [Текст] / В. С. Быков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - №1. С. 23-25.
  3. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М. : «Академия», 2014. – 228 с.
  4. Горбунов, Г. Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений [Текст] / Г. Д. Горбунов, Е. Н. Гогунов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.
  5. Грицанов, А. А. Социология Энциклопедия [Текст] / А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко. – Москва: Книжный дом, 2013. - 345 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: