» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (28) 2019
Автор: Старикова Елена Михайловна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Cоздание, разработка и внедрение электронных образовательных ре-сурсов в образовании
Дата публикации: 23.06.2019
СОЗДАНИЕ,
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАНИИ
Старикова
Елена Михайлоана
магистрант
1 курса, группы ИТО-11 направления подготовки 44.04.01
научный
руководитель: Ахпашева Инна Борисовна
Хакасский
государственный университет им.Н.Ф.Катанова,
г. Абакан
Аннотация. В
статье представлены сведения о том, что такое электронно–образовательный
ресурс, его классификация. Особое внимание уделяется составу электронных
ресурсов и компонентам ЭОР.
Ключевые
слова: электронный образовательный
ресурс, информационно–образовательная среда, электронные средства обучения,
метаданные ЭО, гипертекстовая ссылка, гиперссылка.
В современных условиях всеобщей информатизации
общества и развития информационных технологий и методов получения и восприятия
информации меняются и способы получения информации. Это особенно заметно в
современном поколении, которое с детства получает информацию из различных
электронных источников. Интернет – это место для досуга, общения в социальных
сетях, но также и рабочий инструмент в обучении.
Методика обучения должна отвечать современным
требованиям, поэтому в образовательном процессе появляется все больше систем
обеспечения доступности учебно–методических
материалов в электронном виде, называемых электронными образовательными
ресурсами. Традиционные формы обучения не обеспечивают полного решения
современных проблем образовательного процесса, но и возможности современных
информационных технологий не безграничны. Таким образом, возникает
необходимость понимания новых педагогических возможностей и технологий,
связанных с использованием ЭОР и их сочетанием с традиционными педагогическими
технологиями для повышения эффективности обучения и воспитания.
Очень
важной положительной особенностью электронных образовательных ресурсов является
возможность их использования в дистанционном обучении, что в первую очередь повышает
академическую мобильность студентов, расширяет возможности межвузовского сотрудничества
в использовании образовательных ресурсов, включая удаленный доступ к оборудованию
и электронным средствам проверки знаний.
Масштабное
использование ЭОР в учебном процессе требует изменения методологии проведения
учебных занятий, а также активной разработки и применения информационных
технологий преподавателями и студентами, организации дистанционного взаимодействия
студентов, преподавателей, администрации университета, увеличения количества
проверок знаний в учебном процессе.
Электронный
образовательный ресурс (далее ЭОР) – это электронные материалы, предназначенные
для использования при реализации образовательных программ и разработке идей по
подготовке и передаче информации обучающимся с
использованием информационно–компьютерных технологий.
Использование электронно-образовательных
ресурсов способствует реализации и решению следующих задач:
- поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося;
- в приобретении знаний, развитии и укреплении умений и навыков;
- реализация принципа индивидуализации образовательного процесса;
- сохранение его целостности.
Внедрение ЭОР в учебный процесс не исключает
традиционных методов обучения, а лишь гармонично дополняет их на всех этапах
обучения:
- ознакомление;
- тренировка;
- применение;
- контроль.
Использование электронных образовательных
ресурсов способствует реализации и решению следующих задач:
- поддержка и развитие системного мышления студента;
- поддержка всех видов познавательной деятельности студентов в приобретении новых знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
- реализация принципа индивидуализации образовательного процесса, который сохраняет его целостность.
Таким
образом, система подготовки студентов предполагает подготовку будущих специалистов
на основе электронных образовательных ресурсов и дальнейшего их применения в
учебном процессе. Проектирование ЭОР является эффективным средством подготовки
будущих специалистов, обладающих такими способностями, как: обобщение, анализ,
систематизация, проектирование, структурирование, умение ставить цели, рефлексировать над собственной деятельностью и другими
способностями, необходимыми в различных видах деятельности будущих
специалистов.
Сегодня
в России существует множество программных пакетов, предназначенных для быстрого
и эффективного создания мультимедийных электронных
презентаций, представлений учебников. Многие программы обеспечивают максимальную
автоматизацию работы, основанную на предоставлении преподавателю, разработчику
различных вариантов готовых заданий к курсам, а также встроенных интерактивных
тестов и средств коммуникации, шаблонов, которые представлены библиотекой,
автоматического создания разнообразных гипертекстовых ссылок. Необходимо
сделать все эти программные средства доступными как для преподавателя, так и
для студентов.
В
этой связи суть исследуемой проблемы сводится к выявлению и психолого–педагогическому
обоснованию возможностей электронно-образовательных ресурсов. Многим
преподавателям необходимо использовать большой объем наглядного материала для
демонстрации того или иного процесса, информационных моделей. В некоторых
случаях трудно найти материал для урока из–за ее отсутствия. В этом случае
система электронных презентаций (наглядных материалов по темам) может оказать
неоценимую помощь преподавателю.
Еще одно направление применения системы
электронных образовательных ресурсов – демонстрация высокотехнологичных
процессов, которые не могут быть продемонстрированы на теоретическом занятии, а
записанные на электронных носителях презентации уроков могут сделать процесс
обучения более наглядным, а значит, более эффективным.
В развитии современного образования важную роль
играет процесс его информатизации, который предполагает повышение доступности и
качества образовательного процесса за счет создания единой информационной
среды, выполняющей разнообразные образовательные функции.
Информатизация
образования является важнейшей задачей и проблемой XXI века в силу следующих
основных причин [1]:
- бурное развитие процесса информатизации общества, что влечет за собой многие гло-бальные изменения во всех аспектах жизни людей;
- технические характеристики и функциональные возможности информатики и информа-ционно-телекоммуникационных технологий в последние годы растут очень быстрыми темпами, а их стоимость соответственно снижается, что делает эти средства доступными для массового пользователя;
- дальнейшее бурное развитие информационно–коммуникационных технологий и широ-кое внедрение их в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют Инфо-сферой. Именно Инфосфера будет определять основные черты информационного обще-ства, той новой цивилизации, которая уже формируется в развитых странах и с истори-ческой неизбежностью будет распространяться по всему миру.
Так
что же называют Электронным образовательным ресурсом (ЭОР)?
ЭОР
– это совокупность средств программного, технического
и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на
машиночитаемых носителях или в сети. Проще говоря, ЭОР –это
учебный материал, который использует различные электронные устройства для
воспроизведения.
Автор
книги Осин А.В. «Создание учебных материалов нового поколения» считает, что
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – учебные материалы, для воспроизводства
которых используются соответствующие электронные устройства [2]:
ЭОР
можно разделить на три уровня:
- Самый простой ЭОР –текстографический. Он отличается от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций, материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге.
- ЭОР следующего уровня также является текстовым, но имеет существенные различия в навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом довольно часто в учебном тек-сте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста.
И теперь мы прекрасно понимаем, что в таких случаях книга не очень удобна, потому что для разыскиваемого материала нужно пролистать много страниц. Таким образом, с помощью электронных образовательных ресурсов, мы можем сделать то же самое гораз-до быстрее и продуктивнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определе-ние в небольшом дополнительном диалоговом окне. Вы также можете мгновенно сме-нить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо фразы). В принципе, ключевая фраза– это аналог строки знакомого книжного оглавления, но стро-ка не помещается на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В этом случае навигация по тексту нелинейна (вы просматриваете фрагменты текста в лю-бом порядке, определенном логической связью и вашим собственным желаниям). - Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Отличия от книги очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Но, с другой стороны, стоит отметить, что такие ЭОР по сути ничем не отличаются от аудио–и видеопродукции.
Электронный образовательный ресурс является
основным компонентом информационно–образовательной среды и ориентирован на
реализацию образовательного процесса посредством информационно–коммуникационных
технологий и использования новых методов и форм обучения, таких как:
- электронное обучение;
- мобильное обучение;
- сетевое обучение;
- дистанционное обучение;
- автономное обучение;
- совместное обучение;
- смешанное обучение.
В соответствии с ГОСТ,
информационно-образовательная среда (ИОС) – система инструментальных средств и
ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на
основе информационно-коммуникационных технологий.
ЭОР – это образовательный ресурс, представленный
в цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и
метаданные о них.
Электронные образовательные ресурсы,
используемые в образовательном процессе, должны отвечать общим дидактическим
требованиям:
- научности;
- доступности;
- проблемности;
- наглядности;
- системности;
- и последовательности предъявления материала;
- самостоятельности и активности деятельности;
- прочности усвоения знаний;
- сознательности обучения;
- единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Распространение компьютерных технологий и телекоммуникаций
привело к появлению электронных образовательных ресурсов. Они
служат источником учебной информации, управляют познавательной деятельностью
учащихся, отслеживают результаты обучения, оказывают индивидуальную помощь,
содержат гиперссылки на дополнительную литературу для любознательных, а также
развивают творческие способности, познавательный интерес и положительную мотивацию
в обучении.
К электронным средствам обучения относятся:
- электронные учебники (мультимедийные издания);
- электронные книги (издания);
- электронные учебные пособия;
- образовательные сайты Интернета;
- электронные тесты.
Электронные учебники представляют
собой мультимедийное издание, которое (в отличие от
книг) представляет собой "разветвленную страницу файлов" с
гиперссылками. Электронный учебник по конкретному предмету может содержать
материал нескольких уровней сложности, содержать иллюстрации и анимацию к
тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для
каждого уровня.
Электронные учебные пособия создаются
по тому же принципу. Но в отличие от учебников они используются не как
основное, а как вспомогательное (дополнительное) учебное средство (репетиторы,
тренажеры, учебные, игровые и предметные сборники, справочники, словари,
практические и лабораторные задания).
Образовательные сайты Интернета создаются
в основном, для дистанционного (заочного) обучения через Интернет.
Количество таких сайтов и площадок по всему миру постоянно увеличивается.
Электронные книги (издания)
– компьютерный аналог обычного (бумажного) издания книги. Электронные книги полезны,
когда нет соответствующих публикаций или их трудно достать. Наибольшее
количество электронных книг появляется в редких изданиях, недоступных широкому
кругу читателей.
Электронные тесты создаются
и используются при закреплении материала, можно использовать огромное
количество различных тестов. Студентов особенно интересуют электронные тесты, у
них много заданий на соответствие, логику. Интерактивный характер (ответы после
каждого вопроса) позволяет студентам провести самоанализ, выявить свои типичные
ошибки. Они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими методами контроля –
возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения
времени выполнения заданий и автоматизации тестирования (с использованием ЭОР),
реализация принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря
использованию адаптивных тестов.
В учебном процессе ЭОР могут использоваться для
объяснения нового материала, закрепления и обобщения изученного материала,
организации самостоятельной работы студентов, проведения постоянного
мониторинга, организации лабораторных работ в качестве стимуляторов и
тренажеров, в качестве дистанционного обучения.
Электронные средства становятся базой
современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества,
вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. ЭОР
могут включать в себя образовательный, учебно–методический
и метаданный компонент.
Образовательный компонент –
структурированное предметное содержание, используемое в образовательном
процессе, информационно–содержательное наполнение ЭОР.
Программные компоненты обеспечивают
представление элементов контента пользователю в
определенных сочетаниях, а также обеспечивают интерактивный режим работы с контентом.
Метаданные ЭОР –
структурированные данные, предназначенные для описания характеристик ЭОР,
объекта данных или компонента системы образовательных технологий. Как правило,
это информация, которая характеризует или объясняет другую информацию.
Метаданные решают следующие задачи [4]:
- дать пользователям представление о содержании ресурса, его образовательных и инно-вационных качествах;
- ускорить поиск необходимых ресурсов.
В образовательных учреждениях могут
использоваться следующие электронные ресурсы:
- ресурсы образовательных порталов страны, предусмотренные для некоммерческого ис-пользования в системе образования Российской Федерации;
- образовательные ресурсы региональных порталов;
- ресурсы, разработанные учителями.
Функциональность использования ЭОР во многом
определяется их дидактическими свойствами. В настоящее время электронные
ресурсы в состоянии обеспечить:
- сопровождение всех этапов образовательного процесса – прохождение практики, полу-чение информации, аттестация и мониторинг достижений студентов;
- увеличение возможности самостоятельной работы студентов;
- возможность контролировать ход событий и ответственность за результаты;
- изменение ролей преподавателя (обеспечение и координация учебного процесса) и сту-дентов (активное участие в учебном процессе);
- применение принципиально новых методов и форм обучения, в том числе самообучения.
Различные литературные источники, освещающие тему
использования электронных образовательных ресурсов, сходны в выводах о
преимуществах внедрения ЭОР в систему образовательного процесса. К ним
относится:
- активизация разработки и внедрения новых организационных форм и методов обучения, наиболее мотивирующих активную творческую деятельность как студентов, так и пре-подавателей;
- обеспечение гибкости образовательного процесса в соответствии с программными целя-ми и с учетом полученных результатов на каждом этапе;
- обеспечение процедуры непрерывного контроля качества знаний и компетенций;
- возможность прогнозирования успеваемости учащихся;
- выявление на ранних стадиях сильных и недостаточно успевающих студентов для реали-зации индивидуального подхода;
- мотивация студентов к учебе путем внедрения принципа конкуренции в учебный про-цесс;
- обеспечение возможности рационального распределения студентами своего времени, физических и умственных ресурсов, создания благоприятных условий для активного приобретения знаний.
Среди перечисленных положительных качеств
использования ЭОР – это повышение мотивации студентов к самостоятельной работе
в процессе обучения.
В заключение можно отметить, что использование
электронных образовательных ресурсов является одним из важнейших результатов работы
педагога. Практически любая дисциплина может использовать компьютерные
технологии. Важно одно – найти ту грань, которая сделает Ваш урок по–настоящему
интересным, развивающим и познавательным. Использование электронных образовательных
ресурсов позволяет выполнить задуманное на занятии, сделать его современным,
интересным. А также в процессе обучения влияет и на рост профессиональной
компетентности преподавателя, что способствует значительному повышению качества
образования – главной задачи образовательной
политики.
Список литературы:
- Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы. Ин-тернет-проект «Философская антропология». [Текст]: 2016 г.
- А.В.Осин ЭОР нового поколения: открытые образовательные модульные систе-мы//Информатизация общего образования. – М.: Просвещение. – 2013, – №2.
- Методические инструкции по разработке электронных образовательных ресурсов. ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина». Версия 1.0. Ека-теринбург: УрФУ, 2011.
- Документированная процедура «Разработка, экспертиза и использование в учебном про-цессе электронных образовательных ресурсов» СМК-ДП-7.5-03-09-2013. Версия 2 от 13.06.2013. Екатеринбург: УрФУ, 2013г.
- Забуга А. А. Теоретические основы информатики. Для бакалавров и специалистов [Текст]: учебное пособие по дисциплине "Информатика" для студентов вузов – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, 2014. – 208 с.: ил.
- Исаев Г. Н. Информационные технологии [Текст]: учебное пособие / Г. Н. Исаев. – 2–е изд., стер. – Москва: Омега–Л, 2013. – 464 с.: ил. – (Высшее техническое образование). –Библиогр: с. 462–464 (44 назв.).
- Карпенков С. Х. Современные средства информационных технологий [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки дипломиро-ванных специалистов "Информатика и вычислительная техника" и "Информационные системы" / С. Х. Карпенков. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва: КНОРУС, 2015. – 400 с.: ил.
- Макарова Н. В. Информатика [Текст]: учебник для вузов : [для бакалавров] / Н. В. Мака-рова, В. Б. Волков .— Санкт–Петербург [и др.] : Питер, 2012 .— 573 с. : ил. — (Учебник для вузов) (Стандарт третьего поколения) .— Рек. Учеб. –метод. об–нием по унив. поли-техн. образованию.
- Фласинский М. Управление информационными проектами [Текст]: учебное пособие / М. Фласинский; пер. с пол. И. Д. Рудинского. – Москва: Горячая линия – Телеком, 2013. – 190 с.: ил. –Библиогр: с. 183–187 (97 назв.).
- Трайнев, В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании [Текст]: Учебное пособие / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. – 2–е изд. – М. : Издательско–торговая корпорация “Дашков и К”, 2013. – 320 с.
- Лапшина С.Н., Романовская Е.М., Вишнякова А.Ю. «Актуальность применения элек-тронных образовательных ресурсов в профессиональном образовании». [Текст]: Екате-ринбург: 2017 г.
- Компьютерные технологии в обучении. http:// www 256.ru/publish/publ–pedag.php/ 20.10.2015г.
- Технология создания электронных средств обучения. http://www.ido.rudn.ru/ 20.10.2011г.
- Электронный образовательный ресурс: разработка и применение на уроках. http:// www.tspu tula.ru/ 20.10.2012г.
Комментарии: