» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Гурник Юлия Николаевна , магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Проблемы организации инклюзивной культурно - досуговой деятельности (на примере города Новодвинска)

Статья просмотрена: 633 раз

УДК – 376

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НОВОДВИНСКА)

ГУРНИК ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Магистрант высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации «Северного арктического федерального университета» им.М.В.Ломоносова, грхангельск.

 

Аннотация. В статье описывается проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговую деятельность на примере говодвинска, а также описаны наиболее подходящие формы работы для развития толерантности среди родителей детей нормо-типического вида к детям с ОВЗ.

Ключевые слова: Культурно-досуговая деятельность, толерантность, дети с ОВЗ, Новодвинск, мейнстриминг.

 

Отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) не однозначно. Социум, в лучшем случае, испытывает жалость к людям с ОВЗ, треть игнорирует такую группу общества полностью. Но есть и такая часть – родители детей нормо-типического вида, которая категорически против общения своих детей с детьми – инвалидами. Родители считают, что их здоровый ребенок «заразится», «поглупеет», «станет таким же неуправляемым» и т.п. Таким образом, проблема интеграции детей с ОВЗ и, в частности, необходимость повышения уровня толерантности к ним в обществе – та проблема, которая требует особого изучения.

Интеграция является одной из категорий инклюзивного образования, которое дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни детского коллектива, в дошкольной и школьной жизни. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Интеграция, ссылаясь на определения, данные Никитиной и Назаровой, – это процесс включения людей с ограниченными возможностями здоровья во все сферы социальной жизни, наравне со всеми остальными. Интеграция позволяет особому ребенку постепенно наращивать свой образовательный и социальный потенциал.

Интеграция является двухсторонним процессом. С одной стороны, она подразумевает и включает: формирование доступной среды (пандусы, поручни, информационные таблички, дверные проемы и мн.др.), доступное образование, общедоступный транспорт, медицинское обслуживание и др. С другой стороны, интеграция – это работа, направленная на доступ к общению, повышение уровня толерантности общества и успешную социализации детей с особенностями. По словам Н.Смелзера: «Социализация является исключительно мощной силой». Я акцентирую внимание на второй стороне процесса интеграции и считаю, что именно формирование в обществе толерантного отношения к людям с ОВЗ является ключевым фактором их интеграции и социализации. К мерам, способствующим развитию толерантности можно отнести: познавательные беседы для детей нормы развития; обучение специалистов и педагогов этике общения с людьми с особыми потребностями; разработка памяток, брошюр, разъясняющих основные принципы поведения себя с людьми с ОВЗ; культурно-досуговая деятельность, мейнстриминг.  В данной работе я остановлюсь на изучении роли культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности по отношению к детям с ОВЗ на примере работы МУК «Новодвинский городской культурный центр» г. Новодвинска.

Актуальность рассмотрения примера города Новодвинска обусловлена статистическими данными, указывающими на существующий риск ухудшения здоровья населения города и, соответственно, на необходимость развития особой инфраструктуры и толерантного отношения в обществе к людям, имеющим проблемы с физическим и умственным здоровьем.

Муниципальное образование «Город Новодвинск» распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» включен в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения». В городе проживает около 39 тыселовек (по состоянию на 2016 год). Согласно официальной статистике, по числу некоторых заболеваний, например щитовидной железы, Новодвинск опережает все города области и входит в число наиболее загрязнённых городов страны. Детей в возрасте до 18 лет в городе 9 тыс. человек, а количество детей-инвалидов 335 человек, но стоит заметить, что в данной статистике учтены только те дети, которым выдана справка об инвалидности. Многие родители стесняются оформлять такие документы, не хотят ставить «клеймо» на ребенке. Только в мае-июне 2017 г. мною были выявлены дети с аутизмом (6 человек), у которых данной справки не имеется, но ребенок нуждается в коррекционной работе и имеет сложности в общении и социализации, это относится и к детям с ЗПР (задержкой психического развития). На мой взгляд, детей без документа об инвалидности в городе такое же количество, что и со справкой. Для небольшого города как Новодвинск, это значительная часть населения. К основным причинам инвалидности детей относят: врожденные аномалии развития, болезни нервной системы, психические расстройства, связанные с ослабленным иммунитетом и хроническими заболеваниями женщин детородного возраста.

Мой интерес к проблеме формирования и развития толерантности к детям с ОВЗ с помощью культурно-досуговой деятельности связан с моей профессиональной деятельностью, в которой я активно применяю мейнстриминг (программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей). Данные программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.

Работая в городском культурном центре, я столкнулась с тем, что при организации инклюзивного концерта, посвященного Дню Героев Отечества, один из родителей высказался категорически против участия в мероприятии своего ребенка нормы развития с детьми с ОВЗ. К сожалению, убедить родителя ни я, ни руководитель студии не смогли – участник коллектива отказался выступать.

Я заинтересовалась этой проблемой, и провела небольшое анкетирование среди родителей детей 5 – 8 лет. Мною было опрошено 40 человек (20 – в детском саду и 20 – в начальной школе). Анализ анкет показал, что 15 родителей против общения своего ребенка с детьми с ОВЗ. Главной проблемой они видели – подражание «особенностям» ребенка (10 человек) и негативное отношение к детям с инвалидностью со стороны детей нормо-типического вида (7 человек). Стоит отметить, что двое из опрошенных затруднились ответить на вопрос, но к отрицательным сторонам совместного пребывания детей также отнесли подражание и непринятие.

Из этого можно сделать вывод о том, что эмпатия и принятие таких ребят у родителей детей нормо-типического вида развито слабо, это естественным образом может отражаться и на отношении самих детей к своим «особым» сверстникам. Необходимо глубокое изучение проблемы и составление рекомендаций для педагогов и родителей по общению с «особыми» детьми.

На мой взгляд, самой благоприятной почвой для развития толерантности как в детской среде, так и со стороны взрослых является творческая деятельность. Формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны, по эффективности их можно распределить от самого эффективного к самому малоэффективному:

- детско-родительские игровые программы – в непосредственной деятельности участвуют дети и родители совместно. С помощью различных заданий и конкурсов родители и дети нормо-типического вида могут в игровой форме поставить себя на место ребенка с ОВЗ, понять, каково это: иметь физические дефекты, проблемы с речевым аппаратом и т.п. Получая заряд положительных эмоций, новые знания, умения, взрослые и дети нормы развития начинают по-другому смотреть на людей с ограниченными возможностями;

- детские игровые программы – участвуют только дети, родители выступают в роли зрителей, но видя положительные эмоции своего ребенка, родители могут начать смотреть на детей с ОВЗ более снисходительно;

- фестивали детского творчества – родители видят на сцене детей нормы развития и детей с ОВЗ, выступающих совместно. Формат мероприятия подразумевает создание дружественной атмосферы, положительного эмоционального фона, презентация мероприятия в СМИ – все это способствует развитию толерантности в обществе;

- конкурсы детско-родительского творчества – принимая участие в совместном танцевально-вокальном творчестве, находясь за кулисами, на репетициях, ожидая своего выхода на сцену, родители могут в неформальной обстановке пообщаться, обсудить насущные проблемы, поделиться успехами детей и мн.др.;

- концерты – на данных мероприятиях родители детей нормы развития могут выступать в роли зрителей, соорганизаторов (работа за кулисами) и участников (в случае, если формат концерта подразумевает детско-родительские отношения). В случае если родитель становится лишь пассивным зрителем, то для развития толерантности требуются большие усилия; воздействие на родителя со стороны организаторов будет минимально.

Благодаря данным формам, адаптированным к особым потребностям, дети получают, так недостающее им, внимание, принятие их как равных. Они видят свои успехи, с гордостью демонстрируют их. Через непосредственное взаимодействие и вовлечение в общую деятельность детей с ОВЗ, происходит развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ взрослых.

Общаясь с педагогами после каждого совместного мероприятия, мы отметили хорошую тенденцию – если изначально дети и родители боялись подходить к ребятам с ОВЗ, всячески их избегали, некоторые дети плакали, когда надо было идти «в гости» к «необычным ребятам», то теперь (спустя полгода активной интегративной работы) дети начали общаться друг с другом, поздравлять с победами, успешным выступлением. Одна из групп детского сада, которая наиболее активно влилась в работу, начала делать небольшие сюрпризы и подарки детям с ОВЗ. На эти мероприятия стали приходить и родители, от которых мы начали слышать положительные отзывы. Таким образом, из своего профессионального опыта я могу сделать вывод, что организация инклюзивной культурно-досуговой деятельности благотворно влияет на отношение общества к детям с ОВЗ и на развитие толерантности в частности.

 



Список литературы:

  1. «Интеграция, инклюзия: плюсы и минусы» Комлева Г.М., руководитель отдела коррекции и реабилитации глухих и слабослышащих ОУ ЦППРиК «Благо» (электронная версия документа: http://www.otoskop.ru/rus/2009/12/integraciya-inklyuziya-plyusy-i-minusy)
  2. Информационный портал муниципального образования «Город Новодвинск» (http://www.novadmin.ru/)
  3. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007. (Электронная версия документа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0ahUKEwiO_JGsoKHTAhVoEJoKHVa6CjYQFggyMAI&url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fdoc%2F0ed7%2F000181ee-ebe91eff.docx&usg=AFQjCNEq4v6RW4qBtNcYy1QTRGuuLx5U0w&bvm=bv.152180690,d.bGs)
  4. Решение Совета депутатов МО "Город Новодвинск" от 20.11.2003 N 218 "О городской целевой программе "Здоровый ребенок" на 2004 - 2006 годы" (Электронная версия документа: http://old.russian-north.com/sekciya1/topic-4/locat_9dxfwccj.htm)
  5. Свободная энциклопедия – Википедия (электронная версия: https://ru.wikipedia.org/)
  6. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. (Электронная версия документа: http://scepsis.net/library/id_580.html)
  7. Социологический словарь (электронная версия: http://gufo.me/content_soc/integracija-1008.html).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: