» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Тлявсин Ильмир Булатович, учитель технологии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Проблемы технологического обучения на уроках технологии в школе

Статья просмотрена: 510 раз

УДК 372.862

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ.

Тлявсин Ильмир Булатович

учитель технологии  МБОУ «СШ № 20», г. Норильск

 

Аннотация. В статье рассмотрены наиболее значимые проблемы технологического обучения на уроках технологии в школе. Предлагаются пути их решения. Автор указывает на необходимость изменения программы ФГОС, создание новых дидактических материалов. Уделяет особое внимание использованию современных компьютерных технологий, способных повысить интерес к процессу обучения.  В условиях развития современных технологий предлагает введение в курс уроков «Технология» нового раздела – «Автоматизированная технология», неотъемлемой частью которого станет работа на 3D-принтерах и ЧПУ станках.

Ключевые слова: технологическое обучение,  информационные технологии, процесс обучения.

 

Динамизм социально-экономических преобразований XXI века и возрастание роли личности в данных процессах, а также интеллектуализация трудовой деятельности приводит к изменению сферы образования. Современное общество в условиях смены типа социально-культурного наследия ставит перед собой задачу поднятия сферы образования на более высокий уровень трудовой подготовки школьников. Сравнивая современное технологическое образование с советским, в котором господствовало воспроизводство накопленного опыта, стоит отметить, что в условиях научно-технического прогресса возникает необходимость изменения курса уроков технологии, благодаря которым будет создаваться новое над копированием старого.

            Рассматривая современное технологическое обучение и советское, необходимо отметить, что трудовое обучение в СССР играло приоритетную роль  в учебном плане, которая интегрировала в себе основные способы предоставления каждому школьнику навыков и умений, отвечающим требованиям того времени.

            В условиях развития современных технологий, изменения образовательной системы, которое привело к сокращению количества часов, возникает необходимость разрешения проблемы плохого качества технологического обучения в современной школе. Если советская программа обучения технологии предполагала в 4-8 классах 350 часов [5], то следуя  современной программе ФГОС приходится уделять в 5-7 классах − 2 часа в неделю, в 8 классах по одному часу в неделю и итого 238 часов [2]. В итоге разница в 112 часов с условием использования прошлых методов преподавания и литературных источников позволяет сделать выводы, что ФГОС не ставит перед собой цель «трудового воспитания» индивида.

            Следует обратить внимание на содержание курса, которое осталось практически неизменным. Сравнивая содержание по техническому труду [2] и современную авторскую программу по технологии ФГОС [3] стоит отметить, что разделы ручной и машинной обработки древесины и металлов (60- 80 % учебного времени) остались такими же.

             Изучением вопросов проблем технологического обучения и воспитания занималась Н.Ф. Бабина. В своих работах она говорит о том, что уроки труда решали проблемы в подготовке основных специалистов по обработке конструкционных материалов. В настоящее же время нет никаких кадровых проблем, что возможно и легло в основу перехода с уроков труда к технологии [1].

             Понятие «технология» в современном мире рассматривается как совокупность способов преобразования материалов, объектов, энергии, информации для создания изделий, удовлетворяющих потребности современного человека [4]. Большинство преподавателей к понятию урока «Технология» относятся как к определенной образовательной области, не обращая внимания на то, что на практике оно абсолютно не отличается от трудового обучения. В настоящее время уроки технологии включают в себя различные образовательные элементы такие как: технология, черчение, трудовое обучение.

            При рассмотрении образовательных программ разработанных под руководством Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко стоит отметить тот факт, что изменяется содержание учебного материала и методы обучения. Основная отличительная особенность урока технологии от урока труда заключается в том, что от ученика требуется на примере общедоступных для изучения базовых технологий преобразования материалов, информации и энергии усвоить организацию проектной деятельности во всей проектно- технологической цепочке – от идеи до ее реализации модели, изделии.

            На сегодняшний день процесс перехода от трудового обучения к технологическому через внедрение проектного метода происходит достаточно медленно. Основной проблемой остается нехватка квалифицированных специалистов. Многие преподаватели уроков технологии достаточно плохо владеют методикой планирования учебного процесса и методикой проведения уроков учебного проектирования,  что приводит к крайне слабому усвоению материалов.  На это влияет недостаточное количество   института подготовки будущих учителей технологии.

            Развитие общества диктует необходимость использования новых информационных технологий, не является исключением и сфера образования, конкретно уроки технологии. Именно уроки технологии могут соединить в себе современную технику и процесс обучения. В ближайшем будущем не обойтись без изменения содержания курса уроков технологии.

            Рассматривая современный урок технологии, стоит отметить тот факт, что деятельность ученика направлена на преобразование материала в изделие путем самостоятельного поиска решения возникающих проблем. Поскольку формируемая схема технологического мышления (потребность – цель – способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, а также результатами, полученными при изучении различных предметных областей, собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями), выделим важность разумной организации собственной жизни индивида.

             При рассмотрении программы ФГОС можно столкнуться с несоответствием получаемых знаний учеником и требованиями современного общества. В современном мире существует множество новых методов и способов обработки материалов, создания изделий, поэтому существующая программа работы с инструментами теряет свою практическую значимость и актуальность. В качестве примера может послужить работа с коловоротом или ручным дрелем в 5 классе. В настоящее время при изучении темы «Получение отверстий в изделиях», уделяется время для рассмотрения и обучения работы с коловоротом, хотя существует множество электрических современных инструментов, позволяющих выполнить функцию коловорота. Следующим примером развития новых технологий, доступностью в быту аналогичных автоматизированных инструментов или же аналогичных материалов может послужить тема «Ручная обработка древесины», которая предполагает выполнение проектного  изделия (например, подплечник для одежды). Одной из задач выполнения данного проекта будет расчет условной стоимости, в ходе которого выяснится, что изделие стоит 150-200 рублей с учетом потраченного времени, материала и труда. А рыночная стоимость подплечника из пластмассы в специализированных магазинах составит 50 рублей, при этом технические характеристики данного изделия окажутся лучше, чем у деревянного, так как  оно не портится и не требует покраски. Таким образом, ученик теряет мотивацию к изучению уроков технологии, сделав для себя соответствующие выводы.  

            Поскольку в XXI веке информационные технологии в образовании включают методы, методическое обеспечение и интеллектуальные инструментарные средства для автоматизации процесса обучения на базе компьютерных обучающих систем. С помощью использования возможностей современных ЭВМ, включающих представление информации с применением наглядных моделей процессов, различных справочников, анимации,  можно повысить интерес обучающихся к предмету технология.

            Изучением вопросов использования информационных технологий в преподавании занимались многие исследователи, такие как: Пташкин Г.М., Колесников В.А., Терехин А.Н. В своих работах они определяют информационные технологии как неотъемлемую часть современного урока «Технология», которое обусловлено, тем, что информационные технологии являются: основой в системах автоматизированного проектирования технологических процессов, основой работы технологических, транспортных роботов, единственным современным методом обработки информации, необходимой для обучения технологиям создания услуг или изделий, составной частью метода проектов - одного из основных методов обучения технологии.

            В связи с бесперебойным развитием новых инструментов, способов обработки материалов, развитием новых видов материалов (полимеры, резина, клеи, пластмассы) стоит предположить введение в курс уроков технологии новых разделов, или же выделить в отдельный предмет автоматизированную технологию. Автоматизированная технология представляет собой объединение традиционных предметов технологии и информатики, с целью обучения ребенка необходимым навыкам работы с автоматизированным оборудованием через компьютерную технику. Это, прежде всего, работа на 3D-принтерах и ЧПУ (управление числовых программ) станках, которая является неотъемлемой частью современного производства, как на малых предприятиях, так и в промышленном масштабе.

 



Список литературы:

  1. Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания. – Часть I/ Н.Ф. Бабина – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 360 с.
  2. Программы восьмилетней школы. Трудовое обучение IV-VIII классы городских школ РСФСР – М.: Просвещение, 1981. – 180 с.
  3. Технология: 5-8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентанта- Граф, 2012 – 146 с.
  4. Технология. 5 класс. Индустриальные технологии / авт.-сост. А.Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М.: Вентанта-Граф, 2013 – 192 с.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/594/75594/files/Programma_5_9.pdf


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: