» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019

Автор: Луценко Юлия Максимовна, магистрант 1 курса обучения
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблемы реализации конституционно-правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина

Статья просмотрена: 359 раз
Дата публикации: 22.07.2019

УДК 342.72/.73

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Рассказов Леонид Павлович

доктор юридических наук, профессор

Луценко Юлия Максимовна

магистрант 1 курса обучения.

 «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар

 

Аннотация. В статье анализируются проблемы формирования и реализации конституционно-правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, проблемы реализации конституционно-правового механизма защиты прав и свобод человека.

 

Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью человеческого общества. Любое правовое государство обязано обеспечивать защиту правового статуса личности. Однако правозащитная функция государства зачастую не выполняется ввиду множества причин, среди которых можно указать на низкий уровень правовой культуры общества, застой в развитии экономики страны, неэффективность некоторых способов защиты прав и свобод человека и гражданина.

Следует отметить, что понятие «конституционно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина», не получило официального законодательного закрепления. Поэтому рассмотрим составляющие данного определения, то есть выясним, что же является «механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина» и какие признаки придают ему конституционно-правовой характер.

Юридическая литература по-разному трактует понятие «механизм» - например, как «механизм правового регулирования», «механизм реализации прав и свобод человека и гражданина», «механизм правотворчества», «механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина»[1, с. 256, 304, 573, 139]. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина представляет собой универсальную организационно-правовую систему, содержанием которой являются нормы права, отношения регулируемые данными нормами, гарантии прав, которыми руководствуются органы государственной власти, осуществляя правоприменительную деятельность [5, с. 1-2].

Необходимо заметить, что механизм защиты прав и свобод человека и гражданина основывается на определенных гарантиях. Такими гарантиями, согласно понятию данному Л.П. Рассказовым, является система экономических, политических, духовных предпосылок, правовых средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав и свобод, которые подразделяются на общие (материальные, политические, духовные) и юридические (система правовых средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина) [6, с. 180-182]. Вышеуказанная система гарантий, реализуя основную функцию правового государства – защиту прав и свобод человека и гражданина, не является неизменной, то есть находится в постоянной динамике, совершенствуется, приспосабливается к изменяющимся условиям жизни общества и закрепляются в основном законе государства – Конституции. Конституция провозглашает, а так же гарантирует соблюдение прав и свобод на всей территории государства, и статья 45 обеспечивает государственную защиту правового статуса гражданина любыми способами, которые не запрещены законом. При этом следует заметить, что механизм государственной защиты прав и свобод включает в себя не только деятельность собственно государственных органов и их должностных лиц.

Так органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, однако в значительной мере обеспечивают защиту и реализацию прав и свобод на подконтрольной им территории совместно органами государства [3, с. 4-5.].

Общественные объединения, функционируя отдельно от государства или в тесном сотрудничестве с ним, так же осуществляют деятельность, направленную на защиту прав и свобод человека и гражданина. Согласно ч.3 ст. 46 Конституции РФ в государственную систему защиты следует включать и деятельность межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, к которым каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обратиться при исчерпании всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. Необходимо отметить, что любые из вышеперечисленных органов и средств, необходимых для защиты прав и свобод человека и гражданина не должны противоречить положениям Конституции РФ. Исходя из вышесказанного, можно дать определение конституционно-правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Он представляет собой организационно-правовую систему, которая включает в себя деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций а так же самих граждан, направленную на реализацию субъективных прав и свобод через средства правовой защиты, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах, не противоречащих ей.

Следует отметить, что реализация прав и свобод человека и гражданина возможна лишь в условиях демократического правового государства, поскольку лишь с развитием демократии соблюдение прав и свобод находится на высоком уровне. С докладом на тему «о состоянии правовой защищенности граждан в 2017 году» выступил Уполномоченный по правам человека, по данным статистики представленного доклада за 2017 год к Уполномоченному поступило 41 840 жалоб и других обращений граждан, что на 46% больше, чем в 2015 году [2]. Анализ поступивших обращений указывает, что проблема недостаточного правового просвещения граждан, особенно молодежи, по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина не теряет актуальности. Многие граждане не имеют представления о своих правах и свободах, а потому становятся жертвами неправомерных действий со стороны чиновников и правоохранительных органов. Для повышения уровня правовой культуры общества, необходимо чаще проводить в российских вузах на всех факультетах открытые уроки и встречи с Уполномоченным. В средствах массовой информации необходимо публиковать статьи, о возможных способах защиты прав и свобод граждан.

Следует признать, что явной проблемой, препятствующей обеспечению прав и свобод человека и гражданина, является низкий уровень реализации социальных гарантий прав. Жильё, высшее образование, медицинская помощь, обеспеченность лекарствами и многое другое в наше время не в полной мере доступно всем слоям населения. Так, по данным Фонда "Общественное мнение" в 2017 году, по сравнению с предыдущим годом, наблюдался рост обращений связанных с недостаточно эффективным применением права на бесплатную медицинскую помощь. Так, в 2017 году процент обращений в сравнении с 2016 годом увеличился с 78% в 2016 году до 81% в 2017 году. Респонденты также отметили высокую значимость права на жилище и его справедливую оплату, процент обращений граждан, связанных с нарушением жилищных прав так же увеличился с 53% до 55%.

Следующей проблемой, препятствующей реализации прав и свобод человека, является низкий уровень правотворчества и качества законов. Сюда относится: несвоевременность принятия законов, коллизии и нелегитимность нормативно-правовых актов, отсутствие в законах реального механизма его реализации. Реалии правовой жизни нашего государства как никогда ранее подтверждают известное выражение И. Канта: «Право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попирания свободы человека». Решать отмеченную выше проблему необходимо совершенствованием законодательства в проблемных сферах, а именно: запускать различные «ипотечные» программы, принимать нормативно-правовые акты, которые не только обеспечивают факт защиты прав и свобод, но и устанавливают строгие санкции за неисполнение соответствующих функций компетентными органами и должностными лицами.

Нарушение прав и свобод человека и гражданина отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества. Это, в свою очередь, порождает недоверие граждан к власти. Отношение населения к последствиям правозащитной деятельности правоохранительных органов неоднозначно. Так, по итогам проведённого фондом «Общественное мнение» в мае 2019 года опроса населения: процент граждан, сомневающихся в правомерности действий правоохранительных органов, составляет 25 % в среднем по всей России. Бюрократизация деятельности должностных лиц, безусловно, снижает уровень доверия к ним со стороны населения, ведет к формированию правового нигилизма. То есть правоохранительные органы, прежде чем осуществлять меры по развитию правовой культуры населения, должны фактически «начинать с себя». Имеется в виду, что органы государственной власти должны повышать уровень профессионализма своих должностных лиц. Без данных компонентов правовая культура утрачивает свою изначальную сущность.

В условиях финансово-экономического кризиса не в полной мере обеспечиваются государственные гарантии соблюдения прав наиболее социально уязвимых категорий населения: инвалидов, пенсионеров, несовершеннолетних, граждан, потерявших работу, лиц, находящихся в специализированных учреждениях. Наиболее проблемными вопросами, нарушающими права и свободы граждан, являются такие явления, как небольшая заработная плата на государственных предприятиях, частичная занятость, безработица, неполная выплата пенсий. Представленные проблемы являются наиболее уязвимыми, их разрешение будет совершенствовать правовую защиту прав и свобод человека и гражданина. Тогда реализация и защита прав и свобод человека и гражданина станут реальными, будут не только закреплены, но и претворены в жизнь.

Таким образом, в Российской Федерации создана и функционирует система органов и средств, осуществляющих защиту прав и свобод человека  и гражданина. Особенно это важно в связи с тем, что именно от деятельности органов, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина, зависит полнота реализации правового статуса человека [4, с. 14]. Из произведенного анализа следует заметить, что дальнейшее совершенствование конституционно-правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина является необходимым.



Список литературы:

  1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., Юрид. лит. 1966. 187 с.
  2. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год, Москва, 2017. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://ombudsmanrf.org/content/doclad2015(дата обращения: 09.07.2017)
  3. Железнов Б.Л. Конституционный механизм государственной защиты прав человека // Вестник экономики, права и социологии. 2007. № 1. С. 1.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО "Новая правовая культура", 2009. С. 4-5.
  5. Морозова А.Н. Белобрагина Н.А. К вопросу о понятии и некоторых элементах конституционно-правового механизма защиты культурных прав и свобод человека и гражданина // Известия тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Тульский государственный университет. 2013. № 2-2. С. 140-155.
  6. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: РИОР, 2010. 463 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: