» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019

Автор: Туленкова Людмила Александровна, аспирант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Структура личности в отечественной психологии

Статья просмотрена: 471 раз
Дата публикации: 23.07.2019

УДК 37.022

Структура личности В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Туленкова Людмила Александровна

аспирант

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск

 

Аннотация. Данная научная статья посвящена вопросам, которые касаются анализа понятий «личности» и «структуры личности». Проведенный автором анализ научной литературы позволил остановиться на определениях данных понятий именно отечественных ученых. На основе работ отечественных учений автором были проанализированы различные подходы к определению понятия «структура личности», которые могут способствовать как формированию, так и развитию самой личности.

Ключевые слова: структура, личность, отечественная психология, черта, сфера      

 

Одной из существующих проблем при изучении и анализе понятия «личность» представляется на сегодняшний день уяснение ее компонентов. Отечественные и зарубежные ученые по-разному определяли понятие «личность», поэтому и компоненты рассматривались учеными как составляющие части: сферы, черты и тд. Единого определения как личности, так и структуры личности не существует. Но отечественные психологи разделяют мнение, что необходимо определять личности через систему общественных отношений, поэтому природа личности является конкретно-историчной, но, если анализировать с другой точки зрения, личность - это мера индивидуальной активности, самовыражения, самоактуализации, самоутверждения, творчества, но, в отечественной психологии личность создается путем выполнения определенной субъективной деятельности.

Многие отечественные ученые говорят, что структура личности формируется и изменяется в процессе ее социального развития и является неким продуктом данного развития. Исходя из этого, различные ученые подвергали определение структуры личности анализу через синтез в различной степени биологических, психологических и социогенных элементов.

Но не учитывать совсем или отрицать ту или другую составляющую невозможно, можно лишь говорить о наибольшем влиянии на строение личности. Например, социология не вправе отрицать влияние биологического компонента на формирование самой личности, также как психология не может отрицать социогенных элементов.  Исходя из этого, ученые выделяли в структуре личности именно те аспекты, которые, по их мнению, наиболее раскрывают само понятие структуры личности.

Проанализируем научные работы различных отечественных психолог и выделим компоненты личности.

С.Л. Рубинштейн анализировал определение «личность» следующе: личность - объединенная структура внутренних условий, через которые происходит преломление всех внешних воздействий. В связи с этим, «личность» - это то, что ожидает получить человек, другими словами, личность состоит из направленности в качестве мотивационно-потребностной системы, ценностей, установок, идеалов, также из способностей и характера, тех качеств, которые закрепились после каких-либо действий или ситуаций.  Направленность проявляется убеждениями, мотивацией на выполнение тех или иных действий, мировоззрением. Способности необходимы для успешного выполнения того или иного действия, чтобы сформировались необходимы качества для выполнения действий разнообразного характера в дальнейшей жизни. А характер обусловливает необходимые способности к той или иной деятельности [1].

В.Н. Мясищев анализирует личность через систему отношения человека к окружающей его действительности, к социуму, через взаимодействие с ними. На основе этого, ученый раскрывает структуру личности через направленность, уровень развития, структуру личности и динамику нервно-психической реактивности, другими словами темперамент [1].

Структура личности по А.Г. Ковалёву представляет собой синтез трех составляющих, которые тесно связаны между собой. Первой составляющей является темперамент, предопределяющий поведение в окружающем социуме, определяет духовную составляющую личности, а также содержит такие черты как моральные и волевые качества. Вторая составляющая системы личности - направленность, предопределяющая отношения к действительности, включая систему потребностей, интересов, различные установки. Третья составляющая – способности, которыми пользуется человек для осуществления какой-либо деятельности [2].

Б.Г. Ананьев рассматривал и анализировал структуру личности через синтез психических процессов, психических состояний и свойств личности. Разберем из каких компонентов состоит личность. Первый элемент - это комплекс коррелируемых свойств индивида: возрастно-половые, нейродинамические, конституционно-биохимические. Второй элемент представлен динамикой психофизиологических функций и структуры органических потребностей. Однако, автор акцентирует внимание на аспекте, что не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния будут входить в структуру личности. Третий элемент -  определенные статусы и социальные функции, другими словами, определенные роли, мотивация к по­ведению или действию, ценностные ориентации, структура и динамика отношений [3]. Характеристики помогают определить и понять мировоззрение, жизненную позицию, взаимоотношения в социуме, основное направление в развитии. Все это формируют характер через синтез характеристик личности, субъективных взглядов на обще­ство, деятельность. Стоит отметить и то, что объединение некоторых индивидных характеристик происходит в темпераменте, задатках, социальных функциях, мотивации, ценностных ориентациях и отношениях. Структура личности подвергается рассмотрению через ход индивидуально-психологического развития через плоскости:

1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3) жизненный путь человека (история личности).

По мнению К.К. Платонова, при определении компонентов в структуре личности важно анализировать личность с четырех ее особенностей. Во-первых, это некие особенности, социально обусловленные, такие как, направ­ленность, моральные качества. Во-вторых, это биологически обуслов­ленные особенности: темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности. В-третьих, опыт или уже име­ющиеся знания, навыки, умения, привычки. В-четвертых, это индиви­дуальные особенности различных психических процессов [4].

А. Н. Леонтьев анализирует структуру личности исходя из своего понимания, что такое личность: личность им рассматривается через призму выполняемых ей деятельностей, в том числе и социальных, поэтому данное понятие содержит в себе и темперамент, и характер [5]. Поэтому, и структура личности представлена через выполняемую деятельность. Однако, иерархия данных действий или мотивов является устойчивой, а отношения между мотивами помогают построить необходимую личность. На основе данных понятий, ученый выделил следующие параметры личности: первым параметром является взаимосвязь человека с окружающим его миром через определенную деятельность; второй параметр представляет из себя степень иерархии данных связей при смыслообразующих мотивах; третий параметр – это то, что представляет из себя общую структуру смыслообразующих мотивов.  Психолог описывает личность через иерархию деятельностей или мотивов и выделяет три уровня:

  1. экспрессивно – инструментальная структура – это постоянное взаимодействие с окружающим миром по одинаковой траектории, при его помощи описывается характер, способности и роли;
  2. взаимоотношение между личностью и окружающим миром;
  3. ядерные структуры - психологический скелет, на базе которого формируются различные психологические процессы [6 ].

В.Г. Крысько рассматривая свою теорию, говорил о том, что важным для формирования и развития личности представляются природное и социальное окружение, деятельность. Три стороны в структуре личности: индивидуально-психологическая, мировоззренческая, социально-психологическая.

Первая составляющая - психические процессы, что представляет собой психические явления, с помощью которых происходит первое воссоздание и понимание влияния окружающей среды. Вторая составляющая - психические свойства. Они раскрываются в роли устойчивых, в связи с этим, часто используемых характеристик. Данные свойства предопределяют поведение, деятельность. Следующая - психические состояния или уровень функционирования психики. Последней составляющей является психические образования. Под ними понимается психические явления, приобретенные в процессе жизнедеятельности, сформированные знания, умения и навыки.

Первым элементом является мировоззрение личности, что понимается как отложенные в сознании в роли целей, интересов, позиций некая система убеждений об окружающем мире. Следующим элементом представлен моральный облик, анализируемый как понимание морали через устои, которые контролируют действия и поведение. Третий компонент - нравственный облик, представляет собой устоявшуюся систему норм взаимоотношений с социумом.

Первый элемент - отношение к другим людям, другими словами, проявление индивидуально- и социально-психологических характеристик при взаимодействии с другими людьми в социуме. Второй элемент - социальные роли личности, которые она выполняет для получения авторитета или доверия. Выполняются они при помощи индивидуально- и социально-психологических особенностей. Следующий компонент - социальные позиции личности. Это защищаемые собственные взгляды, убеждения и представления при взаимодействии с социумом. Последним компонентом является социальные установки личности, при помощи которого она настраивается на конкретное общение [7].



Список литературы:

  1. Константинов, В. В. Методологические основы психологии : учебное пособие для академического бакалавриата / В. В. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 236 с.
  2. Мельников В.М., Юров И.А. Структура личности в отечественной психологии // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 4-2 (33). С.158-162
  3. Забегалина С.В., Белозерова Л.А., Чигарькова А.В. Структура личности специалиста, обеспечивающая эффективность деятельности в особых условиях. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21. С. 42-45
  4. Логинова Л.А. Целостный человек как проблема в Российской психологии. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №2(26). С. 61-69
  5. Туленкова Л.А. К понятию о «личности» // МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-Практическое периодическое сетевое издание «Форум молодых ученых». 2017. №10(14). С. 736-740
  6. Бороздина Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 3-12.
  7. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: