» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019

Автор: Киселева Екатерина Александровна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: О проблеме беспризорности и безнадзорности детей и подростков: региональный аспект (на примере Республики Мордовия)

Статья просмотрена: 233 раз
Дата публикации: 25.07.2019

УДК 34

О ПРОБЛЕМЕ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Киселева Екатерина Александровна

магистрант факультета истории и права

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», гаранск

 

Аннотация. В данной статье говорится о проблеме беспризорности и безнадзорности детей и подростков. Даны определения понятиям «беспризорность» и «безнадзорность». Подробно проанализирован региональный аспект безнадзорности несовершеннолетних на примере Республики Мордовия. Выявлены пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: безнадзорность, беспризорность, дети, подростки, органы опеки и попечительства, единый банк несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних, нормативно-правовые акты.

 

Положение детей в государстве всегда было важным показателем благополучия страны, морального и нравственного положения общества. Ввиду своей физической и биологической незрелости, своего правового положения несовершеннолетние требуют постоянного пристального внимания, и нет никаких сомнений, что они являются особыми субъектами права.

К сожалению, большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей в Российской Федерации. Статистика последних лет свидетельствует о сохранившейся негативной тенденции роста этой проблемы. Так в настоящее время называется цифра в 2–5 миллионов безнадзорных детей, большинство из которых относятся к категории социальных сирот. Такой разброд в статистике можно объяснить тем, что данной проблемой заняты три ведомства, которые очень плохо согласовывают свою совместную работу, а потому не имеют единого банка данных о состоянии детской беспризорности, предлагая свои сведения, которые не отличаются точностью. Относительно этой проблемы, заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец заявила: «Общие цифры статистики по беспризорным и бездомным детям весьма относительны, в силу того что единого банка данных у нас, к сожалению, нет. А все статистические данные, имеющиеся в отдельных министерствах (например, в министерствах образования, культуры или внутренних дел), содержат сведения только о тех категориях, учет которых в части возложен на них соответствующими методическими рекомендациями или инструкциями в этих министерствах»[3,c. 411]. Это еще больше подчеркивает актуальность данной проблемы.

Прежде всего, необходимо разобраться с такими понятиями как «безнадзорный» и «беспризорный». Несмотря на свою похожесть в написании и произношении - эти понятия не тождественные. 

Проблема заключается в том, что этих понятий нет в кодифицированных источниках права, регулирующих правоотношения, субъектами которых являются несовершеннолетние (например, в Семейном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, в Уголовном Кодексе).

Законодательно данные  понятия закреплены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[1]. В ст. 1 данного Закона «Основные понятия» даны следующие определения:

«безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания» [1].

Таким образом, проанализировав данные понятия, можно определить грань между ними, которой является наличие места жительства (пребывания). 

Актуальность проблемы безнадзорности и беспризорности детей и подростков ставит перед государством в качестве одной из основных задач необходимость концентрации сил, которые направлены не только на борьбу с данным негативным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение. К средствам профилактики беспризорности и безнадзорности детей и подростков чаще всего относят:


  • изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
  • изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
  • раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
  • исследование генографии семьи;
  • коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
  • наличие четких семейных ролей [5, c.61].

Также, на мой взгляд, большую роль в профилактике беспризорности и безнадзорности детей играет правотворчество. Так, на сегодняшний день в России, структуры, органы,  обеспечивающие выявление несовершеннолетних, которые находятся в социально опасном положении, руководствуются Конституцией Российской Федерации, в первую очередь, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами регионов РФ.

Положителен опыт Республики Мордовии в данном вопросе. Так в целях повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, для учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, Правительство Республики Мордовия утвердило в 2008 году Постановление о едином банке данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении [2].

 В Положении к этому нормативно-правовому акту, в ст.2 находим определение понятию «единый банк данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении - это совокупность сформированных информационных ресурсов муниципальных районов, городского округа Саранск, содержащих документированные сведения о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении»[2].

Согласно данному Постановлению, за каждым несовершеннолетним, если сведения о нем внесены в Банк данных, осуществляется надзор со стороны органов, которые входят в систему профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений детей и подростков, с целью организации работы и своевременного оказания им помощи [2]. .

Но, исследование сведений только по Республике Мордовия, дает осознать, что в обстоятельствах сохраняющихся беспокойных тенденций в области беспризорности и безнадзорности детей, увеличения подростковой преступности, органами и учреждениями системы профилактики необходимые мероприятия по профилактике и преодолению отрицательных ситуаций не принимаются в достаточной мере [4].

Органами опеки и попечительства не всегда осуществляется надзор за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в опасном положении. В подразделениях, в районных комиссиях по делам несовершеннолетних выявлены нарушения порядка организации и проведения профилактической работы с детьми, состоящими на учете в полиции. Кроме того, нередко не принимаются меры по оказанию социальной или иной помощи несовершеннолетним и их родителям, не решаются проблемы, имеющие базисное значение и оказывающие значительное влияние на состояние законности в области беспризорности и безнадзорности детей [4].

Таким образом, тема беспризорности и безнадзорности детей и подростков является актуальной для нашей современности. Законодателю следует проработать многие вопросы по этой проблеме. Так, на мой взгляд, целесообразно создание единого банка данных о состоянии детской беспризорности. Необходимо создать специальный орган управления, отвечающий за решение указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и организаций и желательно, чтобы он подчинялся непосредственно Уполномоченному по правам ребенка в РФ.

 Целесообразно передать функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному из ныне действующих органов власти (например, МВД или министерству юстиции РФ). Одним из основных критериев предпочтения той или иной структуры является ее способность сконцентрировать и направить различные ресурсы на устранение детской беспризорности и безнадзорности.



Список литературы:

  1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  2. Постановление Правительства Республики Мордовия «О едином банке данных Республики Мордовия на несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении» от 9 июня 2008 г. № 265 (с изменениями на 26 февраля 2018 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ .
  3. Могилевская, Г. И. Детская беспризорность в контексте проблемы национальной безопасности России / Г.И. Могилевская, В.В. Чернявская // Молодой ученый. - 2017. - №11. - С. 411-413.
  4. Официальный сайт Прокуратуры Республики Мордовия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prokrm.ru/.
  5. Хусанкова, Н. А. Повышение воспитательного потенциала семьи как средство профилактики безнадзорных несовершеннолетних / Н.А. Хусанкова // Работник социальной службы. – 2010. -№ 2- С. 61- 64.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: