» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019

Автор: Борисов Евгений Алексеевич, магистрант 2 курса
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Направления развития инноваций в машиностроении

Статья просмотрена: 304 раз
Дата публикации: 29.07.2019

УДК 621

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В МАШИНОСТРОЕНИИ

Борисов Евгений Алексеевич

магистрант 2 курса, факультет «Политехнический институт»

Девятина Джамиля Шаяровна

магистрант 1 курса, факультет «Политехнический институт»

Лобынцева Ольга Алексеевна

магистрант 1 курса, факультет «Политехнический институт»

научный руководитель: Бодров Андрей Сергеевич

кандидат технических наук, доцент

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел

 

Аннотация. Машиностроение это одна из наиболее высокотехнологичных и инновационных отраслей промышленности. Без инноваций и постоянного развития предприятия не могут иметь каких-либо перспектив в дальнейшем. Время не стоит на месте, так же как и рыночные процессы, и новые потребности человека. Из этого следует, что компания должна поддерживать высокий уровень в своей отрасли и следовать технологическому прогрессу.

Одной из главных целей деятельности машиностроительных предприятий в сфере инноваций является создание основных планировочных решений, что составляет основу стратегии развития на долгосрочный период и коммерциализацию проекта. В статье рассматриваются направления развития инноваций в машиностроении.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, конструкторские особенности, машиностроение, прогресс.

 

Машиностроение является ведущей отраслью, ядром отечественной промышленности как по величине (около 40% всех занятых в промышленности и около 20% ВВП), так и по значению для национальной экономики [1]. Машиностроительное производство характеризуется крупными размерами предприятий - около 2000 сотрудников (при этом в промышленности в среднем около 850 человек), более высокой стоимостью ОПФ на одного работника, высоким уровнем профессионализма и квалификации [1]. Эффективность любого производства зависит от прогрессивности машин и оборудования. Поэтому постоянное креативное обновление технической базы предприятий, рост знаний и конкурентоспособности машиностроительной продукции является необходимым условием ускорения развития экономики страны.

Уровень развития различных отраслей экономики определяется инновационной активностью в области машиностроения.

Для укрепления своих позиций на товарном рынке и повышения собственной производительности предприятия создают, выводят и применяют инновации, позволяющие им иметь дополнительные преимущества перед конкурентами. В связи с этим спрос на инновации в области машиностроения остается постоянным.

Рассмотрим виды инноваций, создаваемых в машиностроении.

С учетом причин, которые обуславливают потребность в инновациях, выделяют:

  • реактивные инновации, которые вызваны новыми идеями конкурентов и носят актуальный характер;
  • стратегические инновации, разрабатываемые и внедряемые для получения конкурентных преимуществ и увеличения доли рынка [2].

По виду применения можно выделить инновации: технологические, продуктовые, рыночные и организационно-управленческие [2].

Продуктовые инновации связаны с предложением потребителю новых, либо усовершенствованных путей достижения цели.

Рыночные инновации схожи по смыслу с продуктовыми инновациями. Благодаря изменениям и улучшениям, они расширяют сферу применения продукта.

Организационно-управленческие инновации - это изменения в процессах машиностроительного предприятия в целях повышения его эффективности и конкурентоспособности.

По степени новизны инновации можно разделить на высшие, средние и низшие. Высшие инновации понимаются как уникальные или, наоборот, радикально измененные продукты и технологии. Средние инновации состоят в улучшении процессов путем внесения значительных изменений, но без изменения в их основе. Низшие инноваций означают незначительные изменения, которые приводят компанию к преимуществам перед конкурентами [1].

Усилия специалистов таких отраслей машиностроения как автомобилестроение, авиастроение и космическая промышленность, направлены на создание нового материала с минимальным весом и высокой прочностью, поскольку данные характеристики обеспечивают экономичность, безопасность и экологичность выпускаемых в этих отраслях транспортных средств.

Всё чаще изготовление сложных и сверхточных деталей становится делом лазерных установок.

Самая инновационная технология машиностроения, связанная с применением лазера, касается метода лазерного послойного синтеза. Благодаря ему выполняют выращивание деталей сложной формы. При помощи лазерного синтеза создают различные детали из жаропрочной стали, алюминия или титана.

Происходит этот процесс по 3D-технологии: лазер оплавляет порошок, из которого за несколько часов выполняется деталь. Такие изделия характеризуются идеальной плотностью, что позволяет широко применять их в авиационной и космической отрасли. Этот подход позволяет свести к нулю возможные деформации и поломки, которые возникали при применении старых методов. [3]

Таким образом, основой современного машиностроения справедливо считаются наукоёмкие технологии и инновации, возникающие на пересечении нескольких наук. В данный момент технический прогресс совместил в себе развитие энергетики, физические и химические достижения, высокоэффективные компьютерные технологии, программные продукты и пр. Это сочетание позволяет разрабатывать и выпускать многокоординатные, гибкие, многофункциональные машины и находить новые методы их производства.



Список литературы:

  1. Кондратьев В.Б. Глобальный рынок машиностроения. // Главный механик. - 2018. - №5. - С. 13-27.
  2. Празднов Г.Ф. Инновации в машиностроении: цель, проблемы, эффективность // Креативная экономика. – 2017. - №11. – С. 55-59.
  3. Тебекин А.В. Проблемы стратегического инновационного развития предприятий отечественного машиностроения и потенциальные пути их решения // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. – 2018. - №1. – С. 22-26.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: