» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019

Автор: Теплов Александр Владимирович, магистрант 2 курса
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ роста акциза на автомобильное топливо

Статья просмотрена: 272 раз
Дата публикации: 31.07.2019

УДК 336.22

АНАЛИЗ РОСТА АКЦИЗА НА АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО

Борисов Евгений Алексеевич

магистрант 2 курса, факультет «Политехнический институт»

Теплов Александр Владимирович

магистрант 2 курса, факультет «Политехнический институт»

научный руководитель: Бодров Андрей Сергеевич

кандидат технических наук, доцент

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопрос повышения акциза на автомобильное топливо. От повышения данного косвенного налога, влияющего на стоимость бензина, зависят цены практически на все товары, то есть его изменение не может пройти без последствий, которые также были рассмотрены данной статьёй.

Ключевые слова: налог, акциз, косвенный налог, бензин, автомобильное топливо, цена, стоимость.

 

В экономике всех цивилизованных стран мира крайне важную роль играет транспорт. Это и перевозка пассажиров, и распределение товаров.

Транспорт, однако, не будет работать, если не снабдить его топливом, и наиболее распространенными видами этого топлива мы по праву можем считать бензин и дизельное топливо.

Акциз это – «федеральный косвенный налог, имеющий определенные сходства с НДС, но отличающийся от него своей индивидуализированностью, привязкой к конкретным товарам». [5, стр. 35] Обычно его устанавливают на различные товары массового потребления, так например, в России помимо акциза на автомобильное топливо существуют акцизы на алкоголь, природный газ, табачную продукцию.

Так в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса автомобильное топливо признается подакцизным товаром. Данные товары, по мнению правительства, будут обладать спросом в любом случае и повышение цены не окажет существенного влияния на их спрос. [2]

Налогоплательщики акциза определяются по статье 179. Так данная статья выделяет индивидуальных предпринимателей, организации, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. [2] Притом все они признаются налогоплательщиками только в случае, если они совершают операции подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ. При этом обычные граждане напрямую не являются налогоплательщиками акциза, однако, их уплачивают организации и соответственно повышают цену на свой продукт, для того, что бы окупить расходы на уплату акциза. [1]

Помимо этого акциз осуществляет ещё одну немаловажную роль – экологическое регулирование. Так, например, на данный момент Налоговый кодекс устанавливает акциз на автомобильный бензин класса 5 в размере 8213 рублей за тонну, в то время как на бензин не соответствующий класс 5 в размере 13100 рублей за тонну. Подобная разница цен делает бензин класса 5 более доступным и стимулирует его использование, что не может не отражаться на экологии ведь бензин класса 5 является куда более эко логичным видом топлива.

Снижение акциза носит исключительно временный характер и уже 1 января 2019 года ожидается рост акциза, в результате чего в период с 1 января до 31 декабря 2019 года он будет равен 12314 рублей за 1 тонну, а в 2020 году повысится до 12752 рублей за литр. Таким образом, акцизы будут возвращены к тому уровню, на котором они должны были быть установлены на обозначенные периоды согласно первоначальному плану.

Тем не менее, повышение акцизов на автомобильное топливо несет не только отрицательные последствия, как это может показаться на первый взгляд. Поочередно разберем как возможные отрицательные, так и положительные последствия.

Негативные последствия:

  1. Увеличение акциза вне всяких сомнений приведет к подорожанию автомобильного топлива.
  2. Увеличение акциза повлияет не только лишь на организации и автомобилистов, но и также на всех граждан, так как для восполнения повысившихся издержек на транспорт, организации будут вынуждены поднять цены на свои товары и услуги – общий уровень цен на все будет повышаться вместе со стоимостью на бензин.
  3. Вполне обычной реакцией на постоянные повышения цен на товары, является распространение контрафакта. Данная отрасль не исключение, так в последние годы значительно увеличился уровень низкокачественного топлива.
  4. Главным образом при повышении акцизов пострадают владельцы независимых автозаправочных станций, так как они в отличие от крупных нефтяных компаний не в состоянии быстро увеличить оптовые цены, и будут вынуждены ограничиваться розничными. Таким образом, повышение акцизов существенно снизит рентабельность розничной стороны продажи топлива.

Положительные последствия:

 

  1. Акциз является одной из доходных статей бюджет, так согласно статье 56 БК РФ он является одним из налоговых доходов бюджетов субъектов и согласно 50 статье того же кодекса – налоговым доходом федерального бюджета. Соответственно при увеличении размера акциза мы можем рассчитывать и на увеличение размеров налоговых поступлений в бюджет. [3]
  2. Полученные средства могут быть направленны на финансирование инфраструктурных проектов. Так инициатива о повышении акцизов изначально исходила именно от Министерства транспорта, так как им требовалось повышенное финансирование для решения возложенных на них задач. В последние годы, однако, главенствующую роль в данном процессе занимает Министерство финансов, так как с помощью акцизов планируется сбалансировать бюджет.

Таким образом, мы наглядно можем увидеть, что негативные последствия преобладают, однако по заверениям представителей Правительства они сделают все возможное для недопущения наступления выше обозначенных отрицательных результатов. Однако, несмотря на данные заверения, мы все же можем ожидать, что меры, принимаемые государственными органами, окажутся недостаточными, так как акцизы повышают почти в 1.5 раза, и столь серьезные увеличение не может не сказаться на экономике.



Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ Статья 22 // «Собрание законодательства Российской Федерации», 3 августа 1998, № 31
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ Статьи 179,181 // «Собрание законодательства Российской Федерации», 7 августа 2000, № 32
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145- ФЗ Статьи 50,56// «Собрание законодательства Российской Федерации» 3 августа 1998 г. № 31
  4. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 19.07.2018 N 199-ФЗ Статья 2 // «Собрании законодательства Российской Федерации», 23 июля 2018 № 30
  5. Бобринев Р.В. Налоговое право: особенная часть (федеральные налоги): Учебное пособие // Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016 г. - 220 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: