» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 2017

Автор: Атутова Евгения Николаевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Навыки безопасного поведения как средство формирования личности безопасного типа в опасных и чрезвычайных ситуациях

Статья просмотрена: 466 раз

Аннотация: в статье рассматривается способы формирования навыков безопасного поведения, направленных на формирование личности безопасного типа.

Ключевые слова: личность безопасного типа, ОБЖ, безопасное поведение, методы обучения, life safety, teaching methods, safety type person, safe behavior.


В настоящее время в связи с развитием проблем физического выживания человечества, увеличением спектра внутренних и внешних угроз его жизнедеятельности, в образовательной системе чрезвычайно важно формирование личности «безопасного типа». Это – высокоинтеллектуальная личность, хорошо знакомая с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающая их исключительную важность, стремящаяся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. И поэтому одна из главных задач образования – формирование креативного человека в креативной среде, т.е. воспитание человека с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, искусства, самореализацию и самовоспроизводство, которые возможны только при совместной безопасности личности и общества в широком смысле слова – от семьи до всего человечества.

Данной проблемой занимались и занимаются огромное количество исследователей и преподавателей такие как, Салахов К.Р. в своем исследовании выделяет следующие особенности процесса формирования личности безопасного типа в обучении [4]:

  1. этап - необходимость создание языка у человека как объекта формирования, на котором будем доноситься информация до него, а также формирование понятийно-категорийного аппарата.

  2. этап - теорий и общих данных об окружающей среде, этап систематизации знаний формирование «картины мира» и роль этого человека в картине мир. На данном этапе формирования человек должен увидеть, что существуют причинно-следственные взаимосвязи, в том числе существуют определенные последствия и у поступков данного человека. Очень

  3. этап - макропрактика человека – объект формирования личности безопасного типа, используя свои знания, различные данные о процессах, проходящих в окружающем мире, используя знания безопасного существования, моделирует различные ситуации, где существует необходимость применения знаний.

  4. этап - формирование картины «ближайшего будущего», заключающий этап, задача которого показать, какая ответственность лежит на человеке, как за состояние личной безопасности, так и общей. Формирование картины будущего необходимо для формирования чувства ответственности, за свои будущие поступки.

Данные этапы условны ввиду того, что обучение в педагогическом процессе неотделимо от воспитания и развития.

Кроме того, Веселов В.М. основными направлениями воспитания культуры личной безопасности и, как следствие, личности безопасного типа, считает:

  • выработку мотивации у человека к безопасности жизнедеятельности;

  • овладение знаниями об источниках опасностей и средствах их предупреждения и преодоления;

  • овладение умениями и навыками безопасного поведения;

  • воспитание личностных качеств, необходимых в работе по предупреждению и преодолению опасных ситуаций;

  • психологическая подготовка к безопасному поведению [2].

Главной составной частью учебных программ курса ОБЖ должен явиться раздел «Основы здорового образа жизни» как формирующий у воспитанников и обучающихся необходимые качества, обеспечивающие им сохранение и укрепление здоровья, и безопасное поведение в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Немаловажное значение в курсе ОБЖ имеет раздел «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи». Любой человек не застрахован от опасных и чрезвычайных ситуаций. Оказавшись в этих условиях, он должен использовать весь арсенал своих знаний и навыков, доведенных до автоматизма. Поэтому этот раздел имеет не только медицинское, но и социальное значение [1].

Информация по здоровому образу жизни, основам медицинских знаний, правилам поведения в окружающем мире и в чрезвычайных ситуациях должна наращиваться и усложняться постепенно и последовательно с учетом психофизиологических особенностей, социальной зрелости детей и подростков, юношества.

В процессе обучения у учащихся должно формироваться представление, что человек очень сложное, но хрупкое существо. Объем курса ОБЖ должен охватывать весь комплекс опасностей для человека, для жизни, здоровья, благосостояния, лишения к доступу информации (образованию):

  • От окружающей среды,

  • От жизнедеятельности человеческого общества,

  • От собственной деятельности,

  • От социальных проблем

  • Специфики региона проживания и т.д. [3].

К чему нужно обращать внимание и стремиться на уроке курса «ОБЖ»:

  • к эмоциональному изложению учебного материала;

  • к правдивости и убедительности приводимых примеров и фактов;

  • к широкому использованию средств натурной и изобразительной наглядности;

К тому, чтобы образное представление опасности у учащихся сочеталось с одновременным мыслительным воспроизведением способов защиты от нее и вызывало действия, способствующие устранению опасности [5].

Также крайне важно определить, какие чрезвычайные ситуации и происшествия часты именно на данной территории, в которой живут и обучаются дети. Так, например, на территории Иркутской области наиболее вероятны чрезвычайные ситуации техногенного и природно-техногенного характера, связанные с:

  • техногенными пожарами;

  • крупными дорожно-транспортными авариями;

  • опасными природными явлениями (комплекс неблагоприятных метеорологических явлений)

  • землетрясения.

Поэтому в первую очередь нужно выработать у учащихся алгоритмы безопасного поведения именно в данных чрезвычайных ситуациях. Перед тем как приступить к каждому чрезвычайному происшествию в отдельности, важно с учащимися обговорить и выявить общие правила поведения при ЧС. При этом необходимо или желательно использовать активные методы обучения, такие как мозговой штурм или постановка проблемной ситуации, чтобы ученики сами вырабатывали данные правила, но при этом учитель направлял их в правильнее русло и исправлял недочеты.

Формирование у учащихся культуры и навыков личной безопасности, характерных черт, присущих личности безопасного типа поведения, а также потребности в безопасном поведении, является одной из главных задач школы.




Список литературы:

  1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ. М., 2003

  2. Воробьев Ю.Л. Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России. Культура безопасности жизнедеятельности //Право и безопасность. 2006. № 3-4.

  3. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ со школьниками. М., 2003

  4. Салахов К.Р. Формирование культуры безопасности личности (КБЛ) через формирование личности безопасного типа (ЛБТ) в образовательном процессе // Доклад на IV всерос. науч.-практ. Конференции «Валеопедагогические аспекты здоровье формирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы», 24 апреля 2009 г. URL: http://www.moitezis.ru/blog/view/336/

  5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М. Изд-во «Аспект Пресс», 2001. – 460 с.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: