» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017

Автор: Камина Мамедова, кандидат наук по философии
Рубрика: Философские науки
Название статьи: Основной вопрос философии: решение и развитие

Статья просмотрена: 381 раз

УДК 101.1

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ: РЕШЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Камина Мамедова

кандидат наук по философии, доцент,

Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности

Азербайджан, гаку

 

Аннотация. Актуальность теоретического философского исследования обусловлена дальнейшим поиском ответа на основной вопрос философии о человеке и его месте в мире. В соответствии с временем, изменение картины мира и нашего мировоззрения, данный вопрос меняет свою установку, но неизменность его постановки продолжает оставаться актуальной. В современный период мы по-прежнему сталкиваемся с экзистенциональной проблемой человека, его существованием и поиском смысла жизни. Данная проблема постоянно находится в тренде, ибо мир и мы вместе с ним подвержены развитию. Поэтому основной вопрос философии продолжает будоражить умы новых поколений: «Каково наше место в этом мире?»

Ключевые слова: философия, мировосприятие, мировоззренческие знания, философские методы, интегральное познание, базовые субстанции, экзистенциональная проблема.

 

THE MAIN QUESTION OF PHILOSOPHY:

DECISION AND DEVELOPMENT

Kamina Mammadova

candidate of phylosophy sciences, associate professor,

Azerbaijan State University of Oil and Industry

Azerbaijan, Baku

 

Abstract. The urgency of theoretical philosophical research is conditioned by the further search for an answer to the basic question of philosophy about man and his place in the world. In accordance with time, changing the picture of the world and our worldview, this issue changes its attitude, but the invariability of its staging continues to be relevant. In the modern period, we still face the existential problem of man, his existence and the search for the meaning of life. This problem is constantly in a trend, for the world and we are subject to development together with it. Therefore, the main question of philosophy continues to stir the minds of new generations: "What is our place in this world?"

Keywords: philosophy, world perception, philosophical knowledge, philosophical methods, integral cognition, basic substances, existential problem.

 

 

К области изучения предмета философии относят общие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления. Теоретически сформулированное мировоззрение, приводит нас к философии – «alma mater» - матери всех других наук.

Слово «философия»  имеет два корня греческого происхождения: «phileo» - «любовь» и «sophiа» - «мудрость»,  которые переплелись в единое - «любовь к мудрости».

Первым слово «философ» употребил древнегреческий мыслитель  Пифагор. [9].  Он жил приблизительно в 580-500 годах  до нашей эры, это говорит о древности философского знания. Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция – это те культуры, в которых возникли первые философские знания. С тех пор по сегодняшний день философская мысль  направлена на раскрытие мировоззренческих  вопросов: «Как  устроен мир?»,  «Что такое добро и зло?», «В чем смысл жизни?». [8, с.496]

Интегральное познание дает нам целостную мировоззренческую  картину о мире и своем месте в нем. В составе мировоззрения выделяются повседневные, профес­сиональные и научные знания. Системы ценностей и, вытекающие из них программы поведения людей также формируются в аспекте мировоззрения. Благодаря познавательной, ценностной и поведен­ческой функциям философии мы воспринимаем, понимаем и ощущаем мир.

Опыт наглядных представлений образует мировосприятие. Познавательно - интел­лектуальная сторона мировоззрения достигается посредством миропонимания. Эмоци­онально-чувственная (эмоционально-психоло­гическая) сторона  мировоззрения – это наше миро­ощу­щение. Мировоззрение проявляется в мифологической, религиозной и философской формах. Ранним ступеням общественного развития было присуще мифологическое восприятие мира - образной картины, в  которой неразрывно  присутствовали реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, знание и вера.

С угасанием первобытных форм  общественной жизни, мифологическое восприятие мира наследовали религия и философия. Однако, несмотря на то, что обе были в поиске ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, они исходили из разных базовых субстанций: религия – из Веры, философия – из Знания.

В религии освоение  мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный, сверхъестественный мир. Специфичность религии - в ее особом характере  «второго» мира. Вера в форме культа стала системой утвердившихся ритуалов и догматов. Именно поклонение высшим силам привело к религии, обращению к Богу, как владыке и спасителю.

В философии реальные наблюдения, выводы и доказательства вытеснили вымысел и само мифологическое  мышление. Своеобразие философии – это ее теоретический характер  мышления. Из многообразия отношений между миром и человеком, выделились  три основных типа отношений - позна­вательные, практические и ценностные.

По убеждению И.Канта для философии имеют принципиальное значение четыре вопроса: «Что я могу знать?»,  «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» и « Что такое человек?» Первые три вопроса могут быть сведены к последнему, так как  «Я = Человек»     [4]

 Вопрос о человеке – центральный, влияющий на характер  формулирования иных философских проблем.

Философские проблемы рассматриваются в классификационном разрезе онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии с применением методов метафизики, диалектики, догматики, эклектики, софистики и герменевтики. Выделим основные методы философии – метафизику и диалектику.

Метафизика рассматривает явления как самостоятельные, неизменные объекты. Диалектика - представляет собой  философский метод, который опирается на  рассмотрение явлений в их развитии  и изменении, в связях с другими явлениями. В метафизике объекты рассматриваются обособленно, сами по себе. Диалектика рассматривает мир  в постоянном движении и развитии. Диалектика утверждает, что мир – это бесконечный процесс  обновления, отмирания старого и возникновение нового. Диалектика видит источник движения во внутренних противоречиях присущих самим предметам и явлениям.

Вопрос об отношении мышления к бытию, является основным вопросом философии. Он имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую. Онтологическая сторона заключается в постановке и решении проблемы о первичности материи и сознания. В зависимости от  решения данного вопроса  различают два основных направления философской мысли: материализм и идеализм. Приверженцы материализма («линия Демокрита») считали, что первичной  является материя, а вторичным – сознание. Сторонники идеализма («линия Платона»), считали, что  первичным является сознание, а вторичным - материя. Материалисты утверждают, что мир – материален, его существование не зависит от человеческого сознания.  Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение. Достоинство материализма заключается в его опоре на науку с логическими доказательствами. Но, есть и слабая сторона в материализме: недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.[3, 5]

Материализм как философское направление развивался поэтапно:

1.    Материализм Древнего Востока  и Древней  Греции (стихийный и наивный) - первоначальная форма материализма. Представители: Фалес Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и другие.

Древний материализм развивался в условиях, почти полного отсутствия знаний. Потому материализм Древнего мира был наивным, стихийным. Его  создатели, выдвигая правильные материалистические  положения, не  обладали фактическим научно-осмысленным материалом для подкрепления своих научных выводов.

2. Метафизический (механистический) материализм Нового времени  - более высокая ступень  в развитии материалистического мировоз­зрения. В отличие от наивного материализма древних ученых, метафизический материализм был тесно связан  с естествознанием, главным образом, с его  наиболее развитой отраслью - механикой. Метафизический  материализм XVII-XVIII вв. называют  механистическим, потому что его представители считали законы механики единственными законами, которым, якобы, следуют в своем движении неорганический и органический мир.

Механистический  материализм  был созерцательным материализмом. Материалисты-механисты ограничивали свою задачу лишь  объяснением мира, не ставя перед собой цели изменить его. Представителями механического материализма являются: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Джокк, Ламетри, П.Гольбах, К. Гельвеций и другие.

3.Третья форма материализма - диалектический материализм (марксизм). Его основоположники – К.Маркс и Ф.Энгельс представили научное объяснение внешнему миру и человеческому сознанию. Согласно им, растения, животные, человек - результат естественного развития материи. В марксизме - диалектика и материализм, представляют единое целое.

4.Вульгарный материализм ( от лат.vulgaris-простой, обыкновенный ) - фило­софское течение середины XIX в. Его представители - К.Фохт, Я.Молешот, Л.Бюхнер были естество­испытателями, специалистами в области физиологии и медицины. Название «вульгарный материализм» дал Ф.Энгельс в период открытий естествознания (XIX  в.).

«Мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь», - писал Ф.Фохт. Представители этого «философского» течения рассматривали сознание как физиологическую функцию организма.

5. Идеализм. Родоначальником идеалистического направления в философии стал  Платон. Именно по этой  причине идеализм именуют линией Платона в философии. Согласно ему первичным началом  являются духовные - Бог, дух и идея. Материя возникает из духа и подчиняется  ему.

Идеализм имеет две основные формы: объективную и субъективную.

5.1. Объективный идеализм утверждает, что природа есть порождение некого объективного, независящего от людей духовного начала, то есть, Бога, которого именуют  порой «мировым духом», «абсолютной идеей» и т.д. Представителями объективного материализма были: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы.

5.2. Субъективный идеализм идеальной формой внутреннего человеческого опыта определяет сознание человека. Субъективные идеалисты - Джеркли, Д.Юм, Э.Мах и другие, утверждают определяющую роль субъекта, человеческого сознания, тем самым, отрицая возможность существования вещей независимо от сознания людей.

 5.3. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм  (лат. «solus»-один, «ipse»-сам, «sum»-существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «я», мои ощущения, в то время как существование всего, что  меня окружает – пробле­ма­тично. [7, 320]

Все формы материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма  (от греч. «monos»-один, единственный). Монизм в основе всей действительности ищет одно  первоначало. Материалистический монизм первопричиной видит материю, идеалистический монизм единой основой провозглашает – дух (идею).

Однако основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. «duo»-два). [11]

Суть  дуализма заключается в том, что существуют две независимые  субстанции - материальная и духовная. Все в мире произошло либо от одной, либо от другой субстанции. Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных, равноправных субстанций (первооснов). Дуализм как философское направление был основан  французским философом Р.Декартом. [6]

Возможен также ответ, в котором утверждается множество  и равноправие первоначал. Такое направление получило название плюрализма (от лат. «pluralis» - множественный). Плюрализм был предложен в XVII  в. немецким мыслителем Г.Лейбницем. [ 5]

Нельзя не упомянуть о промежуточном (компромиссном) течении –деизме, возникшем в Англии благодаря Г.Чербери, последователями которого стали  Вольтер, Руссо, Локк, Ньютон, Шефстебери, Радищев и другие. Они признавали Бога, единожды сотворившего мир и более, не участвовавшего в его дальнейшем развитии.

В философии всегда наличествует борьба: не только вокруг решения первой стороны основного вопроса философии, но и вокруг второй его стороны о познаваемости мира.          Познание мира процесс очень сложный. Гносеологический аспект основного вопроса философии сводится к вопросу: «Познаваем ли мир»?

Синонимом гносеологии является эпистемология (греч. «episteme» –знание, «logos»-учение). Первая представляет собой теорию познания  вообще, а вторая исследует специфику научного знания.

Гносеологическая сторона основного вопроса  философии представлена эмпиризмом, рационализмом. Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон. [2] В соответствии с ним и его последователями, в процессе познания  первичным является бытие, в основе познания могут  лежать лишь опыт и чувственные  ощущения  («нет ничего в мыслях (в разуме), чего - бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

В философии Нового времени в течение длительного  периода главной формой  эмпиризма  был сенсуализм. Сенсуализм (от  лат. «sensus» - чувство, ощущения, восприятие) – направление в теории познания, согласно которому ощущения - основная форма достоверного знания. Основной принцип сенсуализма «нет ничего в разуме,  чего-бы не было в чувствах». Основатель сенсуализма – Джокк. В сенсуализме главной формой познания является чувственность. Все содержание знаний  сенсуализм  пытается вывести из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему, как уже было отмечено нами,  чувственный опыт единственным  источником достоверного знания  и познания. [13]

Противоположностью эмпиризма является рационализм, который  предполагает признание  первичным не бытие, материю, а сознание. Основоположником рационализма стал Р.Декарт. Основная  идея рационализма  в том, что истинное знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта, реально существует лишь сомнение  во всем, а сомнение -  деятельность разума. Как ответ на эмпиризм и рационализм,  сформировалось третье направление философской мысли, отрицающее возможность познания мира, - иррационализм. Основателем иррационализма является А.Шопэнгауэр. [14] Согласно иррационализму мир хаотичен,  не имеет внутренней логики, а, следовательно, он не может быть познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии, также связаны такие понятия как  гностицизм (оптимизм), скептицизм и агностицизм  (пессимизм).

Ответы на вопрос о познаваемости мира можно объединить в два основных варианта – оптимистический и пессимистический. Оптимизм отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны  и надеется  на благоприятный исход. Пред­ста­вители гностицизма считают, что мир поз­наваем, возможности познания не ограничены.  Позиции гносеологического оптимизма разделяют все материалисты и значительная часть идеалистов. Материалисты считают, что сознание отражает материальный мир, идеалисты же считают, что сознание  отражает мир идей.

Гносеологический пессимизм («pessimus»-наихудший) всегда ограничивает познавательные возможности человека. Он проявляется в  разных философских течениях, но основными из них можно считать агностицизм и скептицизм.

Агностицизм (от греч. «а» – не,  «gnosis»- знание) – это концепция, согласно которой  отрицается возможность познания мира. Принято говорить  о двух формах агностицизма: юмовского и кантовского. [10] Д.Юм утверждал, что наши ощущения имеют неизвестную природу. «Нам дано ощущение (идеализм), а что скрывается за ощущением -  этого знать не дано» (агностицизм). На вопрос о том существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю. Ведь человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя». [1]

Также, по Канту существуют независящий  от нашего сознания мир вещей, которые он называл «вещами в себе». Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант – материалист. Здесь первичное для него не наше сознание, а вещи материального мира. Однако, как только Кант переходит к вопросу о познании, он становится идеалистом.  Процесс познания Кант не рассматривал в развитии. Он писал: «Откуда нам знать каков мир, если мы имеем дело не с ним самим, а с его отражением в нашем сознании». То, что существует само по себе, он называл ноуменом или «вещью в себе», которая непознаваема. То, что мы видим то, как реально существующее, представляющееся нам, он обозначил термином феномен или «вещью для нас». Главный вопрос заключается в том, насколько соответствует первое второму или могут ли  феномены предоставить нам информацию о ноуменах. Кант утверждал, что видимое нами – совсем не то же самое, что действительно есть. В нашем уме содержатся некие врожденные или априорные (доопытные) формы сознания, под которые мы подгоняем окружающий мир и он существует в нашем представлении совсем не в том виде, каков он на самом деле, а в том, каким он  и может быть в этих врожденных (априорных) формах.

Таким образом, по Канту «вещь в себе», существующая  независимо от сознания (материализм), потусторонняя и непознаваемая (идеализм и агностицизм). [4]

Скептицизм  (от греч. «skeptikos» - рассматривающий, исследующий, сомнение)  представляет собой течение, сторонники которого сомневаются в достоверности познания мира. Скептицизм впервые как признание существование вещей вне сознания человека, обосновал Пиррон из Элиды в конце IV  века до н.э. Однако чувства могут давать нам разные показания о вещах. Поэтому скептики подвергают сомнению возможность познания, то есть, достижения адекватного знания. Одинаковые вещи вызывают у людей неодинаковые представления. Так, какое же именно представление можно считать достоверным? ( Сект Эмпирик). В Новое время скептицизм развился в агностицизм.

Основной вопрос философии достоверно так и не является решенным ни с онтологической, ни с гносеологической сторон. Фактически, он является  неразрешенной философской проблемой. В ХХ веке в Западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и другие придерживались мнения, что в будущем может появиться  другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма [12], то есть, проблема человека, его существования, поиска смысла жизни. Мы, современники ХХI века не в праве спорить с этим утверждением, ибо поступательное развитие мира и каждого из нас в этом мире,  является эмпирическим обоснованием их утверждения.

 



Список литературы:

  1. Английская философия XVII XVIII вв. Гоббс, Локк, Беркли, Юм/ http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-i-otvety-po-filosofii-vstupitelnyj/936-anglijskaja-filosofija-xvii-xviii-vv-gobbs-lokk
  2. Бэкон Ф. Открытая реальность/http://openreality.ru/school /philosophy/ newtime/ empiricism/Bacon/
  3. Гредновская Е.В., Сидорова У.В. Краткий курс лекций по истории философии. Ч-к: ЦЮУрГУ, 2019, 73 с.
  4. Кант И. Критика чистого ума (Kritik der reinen Vernunft). Лат. Рига: Иоганн Фридрих Харткнох, 1781/ www.psylib.ukrweb. net/ books /kanti02/ refer.htm
  5. Лейбниц Г. Учение о множественности субстанций/http://eurasialand.ru /txt/frolov1/71.htm
  6. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. Дуализм философии Декарта/ http://society.polbu.ru/ mareev_histphilosophy/ch61_i.html
  7. Моисеева Н.А., Сороковикова В. И. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2010, 320 с.
  8. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. 6-е изд., испр. Гл.IV. М.: Сретенский монастырь, 2010, 496 с.
  9. Пифагор – первый философ?../http://vikent.ru/enc/5541
  10. Роль философии в жизни человека общества. Функции философии. Специфика философский знаний/ 2.15. Проблема познаваемости мира. Скептицизм и агностицизм. Познание как форма освоения мира человеком. Многообрание форм познания. Знание, мнение, вера/ http://www.studfiles.ru/preview/4379022/
  11. Основной вопрос философии и две его стороны/ http://www.mudriyfilosof.ru/2013/03/osnovnoy-vopros-filosofii-i-dve-ego-storony.html
  12. Основной вопрос и основные направления философии/https://studfilosed.ru /konspekt-lektsij-po-filosofii/188-osnovnoj-vopros-i-osnovnye-napravleniya-filosofii.html
  13. Сенсуалистическое направление в философии Нового времени: английский сенсуализм/ Материалистический сенсуализм Дж.Локка/ https://studme.org/ 37202/filosofiya/sensualisticheskoe napravlenie_filosofii_ novogo_ vremeni_ angliyskiy_sensualizm
  14. Философский иррационализм Шопенгауэра/ http://studopedia.ru/2_50511 _filosofskiy-irratsionalizm-shopengauera.html


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: