» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019

Автор: Комарова Наталья Геннадьевна, Шахватова Анастасия Сергеевна, Кирюхин Алексей Юрьевич, Студент, студент, доцент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Конкурентность общественных благ в потреблении

Статья просмотрена: 235 раз
Дата публикации: 12.08.2019

УДК 33

КОНКУРЕНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ В ПОТРЕБЛЕНИИ

Комарова Наталья Геннадьевна

студент

Шахватова Анастасия Сергеевна

студент

Кирюхин Алексей Юрьевич

доцент, кандидат педагогических наук

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак

 

Аннотация. Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. В данной статье описывается конкурентность общественных благ в потреблении.

Ключевые слова: экономические блага, конкурентность, потребление.

 

Общественные блага характеризуются неконкурентностью в потреблении. Неконкурентность в потреблении значит, что пользование любым товаром может приносить пользу больше чем одному лицу, и расходы на предоставление этого товара другим потребителям равны нулю. Общедоступность также часто объявляется одной из характеристик общественных благ. Общедоступность существует, когда индивидуум может извлекать выгоду от пользования товаром независимо от того, платит он за пользование или нет. Другими словами, не существует четко установленных прав собственности, которые могут принадлежать отдельным личностям. Возможность исключений есть, в известной степени, техническим вопросом: при условиях быстрого изменения технологии существуют растущие возможности ограничения или получения платы за потребление товаров, которые до последнего времени считались общественными благами. И все же, с точки зрения эффективности, нежелательно исключать доступ к неконкурентным благам, в том случае, когда расходы при этом равны нулю. Соответственно, именно неконкурентность определяет общественные блага [1].

Как правило, частный сектор не склонен предоставлять общественные блага, поскольку нельзя использовать рыночные цены для их нормирования. А потому, когда есть смысл производить эти товары, то на усмотрение государственного сектора предоставляется выбор, гарантировать их предоставление непосредственно, или поощрением их производства, или же заключением контрактов на их продуцирование с частным сектором. Как правило, общественные блага продуцируются государственным сектором. Однако, уплата общественных благ представляет собой проблему для государственного сектора, поскольку индивидуумы, которые не могут быть исключены из потребления общественных благ, имеют стимул минимизировать свой потенциальный вклад в их производство. Проблема бесплатного пользования значит, что общественные блага будут предоставлены в недостаточном количестве, если правительство попробует связать плату за них с каким-либо индикатором потребительских преимуществ, потому что индивидуумы не откроют своих истинных преимуществ [2].

Соответственно, существует тенденция финансирования таких товаров и услуг из бюджета. И в то время как теория общественных благ концептуально очень притягательна, то в практике найдется не много примеров ее существования в чистом виде. Охрана и уменьшение загрязненности атмосферного воздуха явно отвечает техническим характеристикам общественных благ. Как пример, часто приводится предупреждение и ликвидация последствий наводнений, землетрясений, некоторые услуги в области здравоохранения, прогнозы погоды и маяки и тому подобное.

Хотя существует относительно не много в чистом виде общественных благ, есть много товаров и услуг, потребление которых происходит в условиях конкуренции и которые могут быть исключенные из сферы потребления, в случаях, когда некоторые из выгод или расходов, связанных с предоставлением этих благ, достаются или же кладутся непосильным грузом на плечи других лиц или же общества в целом. Блага, с которыми связаны внешние эффекты в потреблении или производстве, часто называются коллективными или же смешанными. Существование внешних эффектов убивает клин между рыночными ценами и социальными оценками. Следовательно, хотя частный рынок может предоставлять и предоставляет товары и услуги, которые имеют внешние эффекты, предоставляемое количество не будет отвечать социально желательному уровню. Скажем, лицо, которое хочет иметь образование, вряд ли будет принимать во внимание, а тем более платить за дополнительные выгоды, какими пользуются другие, и частный рынок не предлагает никакого механизма, который позволял бы легко выразить преимущества одного индивидуума относительно потребления другим. В таких случаях социальные выгоды стоят выше индивидуальных, которые потребитель приобрел бы для себя: частный рынок стремился бы предоставить слишком мало в сравнении с тем количеством, которое желали бы приобрести, если бы все индивидуальные преимущества могли быть полностью охвачены частным рынком. Как следствие, могут быть нужны действия правительства, чтобы помочь обществу приблизиться к социально оптимальному уровню производства этих благ. Там, где есть дополнительные выгоды, - как в случае образования, вакцинации, уничтожения отходов, некоторых видов транспорта, - правительство может субсидировать потребление или производство. Там, где есть дополнительные расходы, - как в случае с загрязнением атмосферного воздуха, шума, - правительство может ввести компенсирующие налоги. Однако, есть альтернативные стратегии. Например, правительство может определить соответствующие права собственности, выясняя, таким образом, что виновник загрязнения должен компенсировать обществу, которое является владельцем чистого воздуха. Но, как и в случае общественных благ, государство непосредственно производит много коллективных благ. Оно также использует свою регулятивную власть, чтобы сдерживать действия, которые бы могли вести к росту дополнительных расходов, связанных с негативными внешними эффектами [3].



Список литературы:

  1. Борисов Е. Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Справочник. Экономика. - М.: Финансы и статистика, 1998.
  2. Герасименко В. Современная рыночная экономика и общественные блага. // Российский экономический журнал. 1999, № 9-10.
  3. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: