» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019

Автор: Киселева Екатерина Александровна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Содержание правового образования в современной школе

Статья просмотрена: 306 раз
Дата публикации: 12.08.2019

УДК 37.022

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Киселева Екатерина Александровна

магистрант факультета истории и права

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск

 

Аннотация. В данной статье освещается вопрос о содержании правового образования в современной школе. В статье дается характеристика основным понятиям содержания школьного правового образования. А также подробно описываются основные этапы школьного правого образования.

Ключевые слова: правовое образование, правовое воспитание, правовые знания, преподавание, учащиеся.

 

Проблема правового образования представляет в настоящее время особую актуальность, так как без качественного правового образования невозможно построить в РФ правовое государство, повысить уровень правосознания населения. Также следует отметить, что вопрос преподавания отдельных отраслей права в школе недостаточно проработан и изучен.

Важной особенностью процесса преподавания правовых знаний в школе, по мнению С.А. Морозовой, является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения. Речь идет о направленном воспитательном воздействии на ученика – правовом воспитании [2].

Правовое воспитание – это «систематическое направленное воздействие на личность в целях формирования у нее высокого уровня правосознания, готовности к сотрудничеству с согражданами, высокой правовой культуры» [1, с.34].

В процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание.

Необходимо отметить, что усилия педагога должны быть направлены на коррекцию индивидуального правосознания, прежде всего, с целью оградить ученика от вредной направленности, нейтрализовать причины противоправного поведения.

Таким образом, цель правового образования состоит в передаче правовых ценностей новым поколениям в учебном процессе. При этом задачей правового образования является формирования самостоятельной формы сознания – правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни.

Одной из основных задач педагога является приближение правосознания своих учащихся к цивилизованному уровню. При отборе учебного материала учитель должен учитывать его воспитательный потенциал, так как далеко не все существующие правовые нормы по своему содержанию необходимы для правового воспитания учащихся. Например, информирование учащихся о том, что в Красноярске идет строительство комфортабельного корпуса следственного изолятора для несовершеннолетних правонарушителей, в каждой камере которого предусмотрены туалет, душ, телевизор, может вызвать неожиданную, противоположную замыслу учителя реакцию учеников [4, c. 132].

Так же осторожно следует разъяснять требования международных стандартов к условиям содержания несовершеннолетних заключенных, предусматривающих в частности, просмотр кинофильмов, индивидуальные спальные места, снабженные пастельными принадлежностями, бесплатную одежду, выдаваемую с учетом сезона и пола и т.д.

В центре правового образования находиться также понятие «нормативность». Если человек не собирается всю жизнь прожить на необитаемом острове, то он должен освоить нормы поведения, принятые обществом, в том числе и  правовые. Однако учитель должен быть готов к тому, что формирование ценностного отношения к явлению нормативности может сопровождаться и негативной реакцией со стороны учеников.

При подборе материала к каждому уроку учитель должен учитывать, что характер отбираемых норм права, глубина их познания должны соответствовать возрасту, развитию школьников, то есть учитывать сегодняшний статус ученика. По мнению С.А. Морозовой, бессмысленно объяснять учащемуся основыпенсионного законодательства [2].

Необходимо отметить, что в правовом образовании отечественные авторы выделяют три этапа:

1.         Пропедевтический этап,

2.         Общеправовой этап,

3          Профильный этап.

Пропедевтический этап имеет своей целью формирование навыков нормативной культуры как основополагающего условия формирования правовой культуры личности. На этом этапе учащиеся усваивают представления о социальной норме, видах норм, включают в число своих ценностных ориентаций «нормативное регулирование общественной жизни», в том числе и правовое регулирование. На этом этапе ученик познает границы своей свободы.

Общеправовой этап – этап базового образования школьников, которое представлено общеправовой подготовкой выпускников школы.

Профильный этап – этап профильного образования, которое представлено профильными и высшими образовательными учреждениями.

Подводя предварительные итоги, мы можем выделить, что содержание правового образования – это «содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: отношением опыта предшествующих поколений; воспитанием типологических качеств личности; умственным и физическим развитием человека» [2, с.34].

Таким образом, важной особенностью процесса преподавания правовых знаний в школе, является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения. Речь идет о направленном воспитательном воздействии на ученика – правовом воспитании. А также необходимо отметить, что в процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание.



Список литературы:

  1. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. – М.: Инфра-М, 2015. – 704 с.
  2. Морозова, С. А. Методика преподавания права в школе / С. А. Морозова. – М.: Юрайт, 2008. – 219 с.
  3. Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву: Учеб.для студ. / Е. А. Певцова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 400 с.
  4. Сидорова, Н. В. Методика преподавания права в средней школе : Учеб.– метод. Материалы / Н. В. Сидорова. – Тюмень., 2013. – 47 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: