» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019
Автор: Сулейманова Елизавета Винеровна, Кирюхин Алексей Юрьевич, Студент, доцент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Проблемы самооценки в современной жизни
Дата публикации: 12.08.2019
УДК 159.9
ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
Сулейманова Елизавета Винеровна
студент
Кирюхин Алексей Юрьевич
доцент, кандидат педагогических наук
Стерлитамакский филиал Башкирского
государственного университета, г. Стерлитамак
Аннотация. Самооценка – это то,
как индивид оценивает себя, свой потенциал и поступки. В данной статье
раскрываются основные характеристики самооценки, ее формировании, видах и
основных проблемах.
Ключевые слова: самооценка, личность,
индивид, психология.
В XXI веке у людей всё
чаще возникает проблема неуверенности, нелюбви к себе, обесцениванием своих
способностей. Они не могут видеть возможностей для роста и достижения целей.
Это приводит к недовольству жизнью и даже к депрессиям.
Самооценка имеет
большое значение в жизни человека. Повлиять на нее самому непросто. Но всё же
есть определенные методы, способные её изменить.
Самооценка – это то,
как индивид оценивает себя, свой потенциал и поступки. Фундамент самооценки
закладывается с детства. После периода младенчества у ребенка появляются
элементарные представления о своем «Я» [1].
Если родители
постоянно приводят в пример более успешных детей, формируется комплекс
неполноценности.
Если чересчур
захваливать, внушать, что остальные хуже, бездарнее, получается обратный
эффект, что тоже может навредить.
В процессе жизни на
самооценку влияют также другие факторы: успехи и неудачи, материальное
состояние, положение в обществе, авторитет у знакомых, друзей, коллег и др.
Существует три вида
самооценки. Каждый говорит о том, насколько объективно индивид оценивает себя.
Адекватная – данный
вид считается нормой. Человек может трезво оценивать свои способности. Но при
этом видит недостатки и стремится работать над собой, положительные качества
старается ещё больше развивать. Он борется с трудностями, используя все
возможные средства.
Искаженная – этот
вид объединяет низкий и высокий уровни самооценки. Они не являются нормой, что
мешает полноценной жизни.
Смешанная – к этому
виду относятся многие. В зависимости от обстоятельств человек способен, как
излишне критиковать себя, так и переоценивать возможности. А иногда может
адекватно относиться к своим поступкам. Такой дисбаланс приводит к проблемам с
психическим здоровьем
[2].
Характерными чертами
завышенной самооценки являются:
- Надменность по отношению к другим
- Уверенность в собственной точке зрения. Непринятие чужого мнения.
- Неспособность воспринимать критику.
- Склонность винить окружающих в неудачах.
- Неумение прощать и просить прощения.
- Постоянная конкуренция с кем-либо.
- Стремление быть идеалом во всем.
- Эгоизм.
- Желание поучать и приказывать.
- Стремление контролировать всё и всех.
Для повышения
самооценки многие психологи советуют чаще анализировать свои достоинства и
недостатки, учиться уважать и ценить мнения других людей, учиться адекватному
восприятию критики, при возможных неудачах стараться не огорчаться, развивать
способность к адекватной самокритике, реально воспринимать себя. Понять, что
невозможно быть во всем идеальным, стараться учитывать интересы, желания и
мнения окружающих, разрешать себе допускать ошибки, воспринимать их, как личный
опыт, который поможет в дальнейшем избежать этих ошибок, не сравнивать себя с
другими [3].
Заниженная
самооценка проявляется следующим образом:
- Жалость к себе.
- Сомнения в собственной нужности и значимости.
- Неуверенность.
- Зависимость от чужого мнения.
- Постоянное сравнение себя с другими.
- Неумение нести ответственность за свои решения и поступки.
- Чрезмерная тревожность.
- Заострение внимания на своих слабых сторонах.
- Постоянный страх ошибиться.
- Болезненное восприятие критики.
Процесс изменения
самооценки требует огромной внутренней работы. В нём главное желание, упорство,
воля и стремление. Это может затянуться на годы, но результат стоит
потраченного времени и усилий.
Список литературы:
- Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издат. «Академия», 2001. - 512с.
- Литвак М.Е. Психологический вампиризм. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Издат. «Феникс», 2002. - 416с.
Комментарии: