» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (29) 2019

Автор: Шахватова Анастасия Сергеевна, Комарова Наталья Геннадьевна, Кирюхин Алексей Юрьевич, Студент, студент, доцент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Социальные коммуникации в системе современного образования

Статья просмотрена: 277 раз
Дата публикации: 12.08.2019

УДК 37

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шахватова Анастасия Сергеевна

студент

Комарова Наталья Геннадьевна

студент

Кирюхин Алексей Юрьевич

доцент, кандидат педагогических наук

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак

 

Аннотация. Статья посвящена осмыслению социальных коммуникаций в системе современного образования, которые вносят новые формы диалога и общения в образование.

Ключевые слова: преподаватель, студент, социальные коммуникации.

 

Высшему учебному заведению по сравнению со школой присуща более сложная форма воспитания и обучения, а также усовершенствование их форм. В теории воспитания форму воспитательной работы характеризуют как выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся. Форма воспитательной работы организационно обеспечивает реализацию целей, принципов, содержания и методов воспитания учащейся молодежи. Одна и та же форма может отражать разное содержание.

Основное направление работы ВУЗа – это не только получение знаний, но и становление личности будущего специалиста, подготовка высококвалифицированных кадров, создание условий для подготовки научными и педагогическими работниками диссертаций, реализация дополнительных образовательных программ, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований [1].

Система педагогического общения функционирует по системе «преподаватель-студент» и существенно разнится со школьной тем, что в первую очередь студенты приобщаются к общей профессии, что снимает возрастной барьер, который мешает вести совместную успешную деятельность. Общение  между педагогами и студентами в ВУЗе включает в себя определенные виды взаимоотношений: обучаемый и обучающий; ведомый и ведущий.

Именно такие схемы делают взаимоотношения студента и преподавателя в высших учебных заведениях эффективными и продуктивными. неординарную эмоциональную продуктивность. Партнерство необходимо для вовлечения студентов в работу самостоятельно, чтобы еще в процессе обучения привить интерес к профессии и прочувствовать направленность той или иной специализации.

Существует еще два типа отношений: студент – студент, преподаватель – студент.

Ученик-ученик – это взаимоотношения студентов внутри своей группы. Такой тип отношения влияет на сплоченность коллектива, показывает степень взаимопомощи и взаимовыручки внутри обучающейся группы

Студенты делят современных преподавателей на 3 группы:

  • "вечные студенты" – такие преподаватели понимают студентов, видят в них личность, охотно вступают в споры на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом.
  • "бывшие солдаты" – пытаются установить военную дисциплину в вузе, под словом «дисциплина». Такие преподаватели понимают тотальное безоговорочное разделение их точек зрения, они ценят «рабство», а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, «я» студента, путём административных мер.
  • Преподаватели, которые не проводят занятия должным образом. То есть не дают студентам никаких новых материалов. Позволяют студентам делать то, что они хотят, только лишь бы они не мешали преподавателю заниматься своими делами [2].

Сочетание педагогической и научной деятельности – это база психо-социальной структуры общения преподавательского состава. Учитель должен иметь дружеское расположение к студентам, которое не должно перейти в панибратство. Такой способ обобщенного увлечения профессиональными задачами формируют эмоциональный фонд студентов, позволяющих проводить более эффективное обучение. Взаимоотношения молодежи и преподавателя формируются не сразу, а поэтапно. С высока своих знаний, педагог может считать  некоторые мысли, выражения студентов (молодежи) бессмысленными, возможно даже глупыми. Так же и студент, руководствуясь современной политикой, знаниями, полученными в социальных сетях, не сможет полностью согласиться с педагогом, в свою очередь считая его размышления «прошлым веком».

Специалисты высшей школы предъявляют к психологическому климату высших образовательных заведений слишком завышенные требования. У каждого сотрудника должен быть свой собственный индивидуальный стиль в общений с молодежью. Если стиль еще не выработан, то пора ознакомиться с приемами разработки индивидуальности стиля: проведение совместной научно-исследовательской деятельности; приобщение студентов новичков к исследовательской деятельности; участие профессоров и педагогов в досуге студентов неофициальный контакт: беседы о профессии, книгах, науке и т.п.

Воздействие педагогов на студентов должно быть постоянным и систематическим, плавно переходя от ориентации на учебу к проявлению интереса в научной сфере, а также от официального стиля общения к неофициальному для появления доверия. В некоторых ВУЗах за конкретной группой закрепляется преподаватель ( куратор), который частично ориентирует всю группу, направляет потенциальные возможности в нужное русло, доносит важную информацию до студентов. Такой вариант социальной адаптации позволяет обучающимся привыкнуть к новой жизни, не далеко отходя от школьных шаблонов [3].

Таким образом, политические и социальные интересы общества инициировали стремление человека к самовыражению, что обусловливает раннюю социализацию личности. Студенческое самоуправление ведет контроль всех жизненных аспектов студентов, а они в свою очередь знают свои права и готовы их отстаивать. Преподаватели обязаны учитывать эти моменты при составлении коммуникативного плана современного образования.



Список литературы:

  1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: учебное пособие для высших учебных заведений. – М: Дрофа, 2009.
  2. Лысикова Н. П. Социальные коммуникации в системе современного образования:/Учебно-методическое пособие / Саратов, 2009.
  3. Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование? // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. 2002. Вып. 6. С. 38.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: