» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (30) 2019

Автор: Ременяк Алина Валерьевна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности

Статья просмотрена: 14 раз
Дата публикации: 28.08.2019

УДК 338.22.021.1

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ременяк Алина Валерьевна

студентка

Чернявская Анна Викторовна

кандидат экономических наук, доцент

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к определению понятия  «экономическая безопасность», проанализирован опыт иностранных государств по обеспечению национальной экономической безопасности, а также возможность применения данного опыта в РФ.

Ключевые слова: система обеспечения экономической безопасности, национальная экономическая безопасность, зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности.

 

При существующем, на сегодняшний день, росте глобализационных процессов, кризисных явлений, нестабильности национальных экономики и, как следствие, угроз национальной экономики, главным инструментом борьбы с данными явлениями выступает обеспечение экономической безопасности государства. Тем самым, вопрос обеспечения национальной экономической безопасности не теряет своей актуальности.

В настоящее время в мировой науке не существует единого подхода  к определению термина «экономическая безопасность», есть множество авторских трактовок. Так, анализ определений термина «экономическая безопасность государства» сформированных экономистами постсоветских республик, и официальных документов Венгрии, Польши, Литвы, а также учеными из развитых стран, подтверждает, что для каждой группы стран существует свой подход к определению данного термина. Например, в странах постсоветского пространства понятие экономической безопасности дается через «интересы», а в таких странах как Германия, США и Япония, через «устойчивость».

В Германии  под национальной экономической безопасностью понимается устойчивый экономический рост. В данной стране отсутствует отдельный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы национальной экономической безопасности, своеобразным законом об обеспечении экономической безопасности государства можно считать закон «О поддержке устойчивости и роста экономики». В данном законе говорится о том, что «государство должно проводить такую экономическую политику, чтобы в рамках выбранной модели рыночной экономики она содействовала одновременно стабильности цен, высокому уровню занятости и внешнеэкономическому равновесию при соразмерных постоянных темпах экономического роста».[2] Схожая ситуация и в Китае, там нет законодательно закрепленного понятия «национальная экономическая безопасность». Здесь, данный термин понимается в двух аспектах: с одной стороны экономический и политический суверенитет, с другой конкурентоспособность китайских товаропроизводителей.

В  России, на сегодняшний день, согласно указа Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”, "экономическая безопасность" - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.[1]

Анализируя опыт зарубежный стран в обеспечении экономической безопасности, можно говорить о том, что в США обеспечение экономической безопасности стало одним и приоритетных направлений в политике после окончания «холодной войны». Об этом упоминал государственный секретарь У. Кристофер. В 1993 он сказал о том, что внешняя политика США должна стоять на «трех китах»: усилении национальной экономической безопасности, поддержании демократии и соблюдении прав человека.[3] Основными направлениями обеспечения национальной экономической безопасности США выступает повышение конкурентоспособности отечественных товаров, как внутри страны, так и на мировом рынке, сокращение иностранных займов, а также укрепление возможностей выполнять международные обязательства, касающиеся торгово-экономических соглашений.

В Японии сохранение политической и экономической стабильности, свобода торговли, устойчивый рост экономики, а также дружественные отношения со странами-партнерами является основными принципами обеспечения экономической безопасности. Для достижения данных целей, правительство Японии использует следующие методы: экономический патронат, обеспечивающий безопасность экономических систем Японии и проявляющийся  в реализации определенных норм, позволяющих выявить и минимизировать экономические угрозы; экономическое противоборство, представляющее собой систему методов, направленных на устранение конфликтов между Японией и страной-партнером, при этом используя меры воздействия на экономику противостоящей стороны; экономическая кооперация, обеспечивающая национальную экономическую безопасность Японии посредством взаимодействия с экономиками других стран  в целях совместного функционирования и обмена ресурсами.[4]

Основными целями обеспечения экономической безопасности в Германии являются: подержание экономического прогресса, свобода торговли, материальное благополучие населения, свободная конкуренция и совершенствование международных экономических отношений. Среди методов обеспечения экономической безопасности страны выделяют действия по поддержанию цивилизованных рыночных отношений, создание условий для свободной конкуренции, ограничение монополий, а также обеспечение устойчивости национальной валюты.

Изучив международный опыт обеспечения экономической безопасности, можно выделить методы, которые возможно применить в Российской Федерации. В каждой из проанализированных стран устойчивый рост экономики выступает основой для обеспечения национальной экономической безопасности. Как известно, для экономического роста необходимы не только субсидии, налоговые льготы и программы поддержки, но и инвестиции иностранных государств и инновационные технологий. А так, как в отношении РФ были введены санкции, то возможность доступа иностранных инвестиций и технологий снизилась. Остается только два варианта, либо решать вопрос о снятии санкций, либо создавать отечественные технологии и проекты, которые будут успешно конкурировать на мировом рынке и смогут привлечь поток иностранных инвестиций. Становится, очевидно, то, что правительство избрало второй путь. Об этом свидетельствуют  принятые, еще в 2014 году, нормативно-правовые акты об импортозамещении.

Также, одной из главных проблем в обеспечении экономической безопасности России является бегство капитала. Это происходит потому, что отечественные предприниматели не заинтересованы в российских проектах, так как не уверены в их прибыльности. Для исключения подобных ситуаций необходимо, во-первых, доработать нормативно-правовую базу, регулирующую экспорт отечественного капитала, во-вторых, разработать систему льгот для российских предпринимателей, чтобы повысить инвестиционную привлекательность отечественных проектов, а также снизить административные барьеры. Также, одной из серьезных угроз экономической безопасности является высокий уровень внешнего долга. Для того, чтобы минимизировать возникновение данной угрозы, необходимо предотвращать дефицит государственного бюджета, что возможно при сопоставлений финансовых возможностей страны и ее потребностями в финансировании различных сфер (военной, производственной и др.).

Подводя итог вышеизложенному материалу, можно сделать вывод о том, что при существующей на сегодняшний день экономической ситуации в мире, при усиленной глобализации и частых случаях экономических преступлений, изучение международного опыта обеспечения экономической безопасности достаточно актуально, не только для углубления существующих знаний, но и для рассмотрения возможности применения данного опыта в российской экономику.



Список литературы:

  1. Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" от 13 мая 2017 г. № 208 // Российская газета. - 2017 г.
  2. Савчук В.Ф., Пономаренко Т.А., Шурупова О.В. Анализ зарубежного опыта в сфере обеспечения экономической безопасности государств // Актуальные вопросы социально-экономического развития современного государства. - Новочеркасск: НПИ имени М.И. Платова , 2015. - С. 197-208.
  3. Лепешкина М. Н. Эволюция понятия «экономическая безопасность» в США, Западной Европе и России // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 7-9.
  4. Поршина Н.С. , Семенова А.Н. Специфика системы обеспечения экономической безопасности в Японии и возможности использования зарубежного опыта в России // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза: Наука и Просвещение", 2017. - С. 145-148.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: