» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (30) 2019

Автор: Данилкина Ксения Андреевна, студент магистратуры
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Оценка эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статья просмотрена: 7 раз
Дата публикации: 12.09.2019

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Данилкина Ксения Андреевна

студент 2 курса магистратуры

СИУ РАНХиГС, г. Новосибирск

 

Аннотация. В современной экономике наиболее оптимальным выбран программный путь регулирования секторов экономики и государственные закупки относятся к обязательным элементам управления. Так как государственные и муниципальные закупки занимают значительное место в затратной части бюджета (страны или региона), то вопросы оптимизация системы государственных заказов и закупок крайне актуальны. Статья затрагивает критерии эффективности государственных и муниципальных закупок. В рамках статьи решаются следующие задачи: анализ существующей правовой базы, внедрения цифровых технологий в процессе проведения торгов в электронной форме в интересах обеспечения государственных и муниципальных нужд; формулирование предложений, которые направленные на изменение (улучшение) действующего законодательства. Последние изменения в законодательстве и процедурной части государственных закупок направлены на обеспечение эффективности использования бюджетных средств, снижение коррупционных рисков, сокращение сроков закупочных процедур и в конечном итоге на улучшение качества государственного и муниципального управления. Методологической основой является широкий междисциплинарный синтез работ в области государственного и муниципального управления, экономики, направленный на интегративное изучение современной системы государственных закупок.  

Ключевые слова: закупки, эффективность, государство, регулирование экономики, государственные учреждения, бюджетные средства, реестр участников закупок, экономика.

 

В настоящее время эффективность государственных и муниципальных закупок является условием развития экономики Российской Федерации [5]. Если рассматривать период в экономике, когда Россия столкнулась с санкциями со стороны США, стран Европейского Союза огромное значение приобретает эффективность выделения средств на осуществление государственных функций (импортозамещение, снижение инфляции в стране, снижение уровня безработицы, повышения уровня и качества жизни населения), а также и в сфере государственных закупок.

Государственные закупки – это своего рода процесс при котором обеспечивается качество отношений бизнеса, государства и общества.

В последнее время все большее внимание уделяется вопросам оценки эффективности закупок и справедливости полученной заказчиком по ее результатам цены. Одним из формальных принципов системы государственных и муниципальных закупок (товаров, работ, услуг) является закрепленный в статье 12 Закона № 44‑ФЗ [2] принцип ответственности заказчика за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом статья 34 Бюджетного кодекса [1]принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. 

Под эффективностью осуществления закупок товаров, работ, услуг понимается результативность процесса закупки, достигнутых результатов, которые позволяют выявить проблемы и затем вносятся решения по изменению (осуществлению) деятельности в области государственных и муниципальных закупках.  Для оценки эффективности используются 3 критерия:

  • критерий оценки состояния и развития добросовестной конкуренции на рынке товаров (работ, услуг);
  • вторым критерием для оценки эффективности государственной и муниципальной закупочной деятельности является уровень качества законодательной базы госзаказа и соблюдение его норм и положений.
  • третий критерий оценки качества системы размещения государственных заказов - эффективность использования бюджетных средств [6].

Но начало 2019 года было связано с целым рядом изменений и дополнений действующего законодательства о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, важнейшими из которых является переход на электронную форму проведения торгов, введение в действие единого агрегатора торгов и единого реестра участников торгов. При этом прослеживается чётко выраженная направленность всех этих изменений на создание правовых предпосылок и механизмов использования в процессе закупок потенциальных возможностей единой системы идентификации и авторизации «Электронный бюджет», т.е. электронные торги в области закупок играют важную роль в эффективности.

К сожалению, эффективность использования бюджетных средств в процессе осуществления закупок по-прежнему остается низкой. Именно на это указывается в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах [4].Объем закупок для государственных и муниципальных нужд в 2018 вырос на 21% (1,5 трлн руб.) и достиг 8,6 трлн.руб. Объем закупок [3], наоборот, сократился за 2018 год на 29% и составил 16,9 трлн руб. против 24 трлн в 2017 году.  Сумма начальной максимальной цены контракта (далее НМЦК) и начальной максимальной цены договора (далее НМЦД) размещенных извещений, 2014-2018 гг рисунок 1.

Рисунок 1. Сумма НМЦК и НМЦД размещенных извещений, 2014-2018 гг. [8]

В 2018 году продолжился рост доли электронных аукционов, по сумме НМЦК извещений. Доля электронных аукционов за год выросла с 65,8% до 69,6% (5,97 трлн руб.). За время действия контрактной системы доля электронных аукционов в общей сумме НМЦК всех извещений увеличилась на 15,1% (с 54,5% (или 3,5 трлн руб.) в 2014 году). В 2018 году почти в 10 раз (с 25 млрд руб. до 227 млрд руб.) выросла сумма НМЦК по закрытым аукционам. Доля данного способа закупок в общей сумме НМЦК всех извещений составила 2,7%. По сравнению с 2017 годом сумма НМЦК извещений в рамках закупок у единственного поставщика уменьшилась на 178 млрд. рублей, а их доля сократилась на 5,3%, упав с 18,8% в 2017 году до 13,5%. Доля суммы НМЦК по открытым конкурсам в 2018 году снизилась на 0,2% и составила 7,2% (в абсолютном значении – 614 млрд руб.).

Рисунок 2.  Доля закупок по сумме НМЦК размещенных извещений[8]

По результатам 2018 года объем неконкурентного сектора закупок составил 5,3 трлн руб. Из них 4,2 трлн руб. приходилось на закупки по результатам несостоявшихся конкурентных процедур и 1,1 трлн руб. – на закупки, осуществленные в ходе неконкурентных способов определения поставщика (закупки у единственного поставщика) Общая стоимость конкурентных процедур, признанных несостоявшимися, увеличилась с 2,8 трлн руб. в 2017 году до 4,2 трлн руб. в 2018 году.

Доля неконкурентного сектора закупок от суммы НМЦК всех извещений рисунок 3.

Самой «проблемной зоной» несостоявшихся электронных аукционов является этап подачи заявок. Другой частой причиной признания несостоявшимся электронного аукциона является соответствие всего одной второй части заявки по результатам рассмотрения вторых частей заявок.[7]

Рисунок 3.  Доля неконкурентного сектора закупок от суммы НМЦК всех извещений

2018 год показал и рост доли несостоявшихся закупок в общем объеме всех размещенных извещений. В целом, основные новации 2018 года только в 2019 году позволят в полной мере оценить влияние перехода на преимущественно электронный способ взаимодействия всех участников рынка [9].

Таким образом, степень развития в экономике добросовестной конкуренции непосредственно влияет и на эффективность функционирования системы размещения госзаказа. В целом стабильный рынок государственных закупок вступил в новую нормативную реальность. Приоритетом законодательства о закупках продолжает оставаться процедура, а не качество товаров, работ и услуг, поставляемых по государственному и муниципальному заказу. Саботируется реализация ключевых инструментов контрактной системы: презумпции конкурса как ключевого механизма закупок, каталогизации и нормирования закупок стандартных товаров, работ и услуг, планирования как инструмента привлечения внимания бизнеса и общественности к закупкам, содержательного контроля и аудита закупок как средства достижения целевых значений показателей государственных проектов и программ. Уровень доверия к рынку государственного заказа продолжает оставаться низким. 



Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) статья 13. [Электронный ресурс] /режим доступа: consultant.ru (дата обращения 05.09.2019)
  2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/ред. от 05.04.2013 №44-ФЗ: cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 06.09.2019).
  3. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах» [Электронный ресурс] /режим доступа: consultant.ru (дата обращения 05.09.2019)
  5. Доронин, С. Н. Госзакупки. Законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / С.Н. Доронин, Н.А. Рыхтикова, А.О. Васильев. - М: Форум, 2018. – С.101-102.
  6. Паулов П.А., Понамаренко С.С. Актуальные проблемы государственного регулирования в сфере закупок // Современные научные исследования и разработки 2017. № 8 (16). – С. 427-428.
  7. Стурза, К.И. К вопросу о защите интересов государственного заказчика при размещении заказов, заключении и исполнении государственных контрактов [Текст] //Мир экономики и права – 2018. – №7. – С. 39-44.
  8. Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2018 году [Электронный ресурс] /режим доступа: consultant.ru (дата обращения 05.09.2019).
  9. Новое о государственных закупках [Электронный ресурс] режим доступа: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/pamyatka-kak-goszakupki-budut-menyatsya -v-2019-i-2020-godu (дата обращения: 06.09.2019)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: