» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (31) 2019

Автор: Афанасьева Дарья Геннадьевна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Агрессивное поведение в дошкольном возрасте

Статья просмотрена: 405 раз
Дата публикации: 29.09.2019

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Афанасьева Дарья Геннадьевна

Воспитатель

МАДОУ 22 Детский сад " Теремок", г. Псков

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема агрессивного поведения несовершеннолетних, раскрываются сущностные характеристики агрессии, ее проявления в межличностных отношениях, описываются социально- психологические и иные факторы побуждающие состояния агрессии.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, деструктивное поведение

 

Большинство психологов агрессивность относят к свойствам личности, но, несмотря на то, что она стоит рядом с жестокостью, агрессивность человека можно смело считать более моральной категорией, так как не всякое действие, подкрепленное агрессией, будет характеризоваться как жестокое. В принципе, агрессивность можно определить как свойство личности, проявляющееся в готовности совершить какие-либо агрессивные действия в рамках своих интересов и с целью достижения определенных результатов.

Причины агрессивности кроятся как в особенностях самой личности, так и в воздействии окружающей действительности, поэтому данное свойство часто определяется как биполярный феномен – как негативное проявление человека и как центральная функция личности, направленная на приспособление к условиям жизни.

Агрессивность представляет собой поведение человека, который находит свое проявление в отношении к другим людям и отличается намерением наносить вред или ущерб, а также создавать неприятностигрессивность человека необходимая ответная реакция, неспровоцированная враждебностью, которая направлена как к отдельным людям, так и к окружающему миру. Также агрессивность в психологии рассматривается как свойства и черты личности, которые проявляются в следующем:

·                  тенденции нападать на живых существ;

·                  причинять вред окружающим людям и доминировать над ними;

·                  нести ущерб людям, животным и окружающему миру.

Агрессивность у ребенка наблюдается уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессивные действия проявляются исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, и сопровождается криком, брыканием, кусанием.

Полное отсутствие агрессивности - скорее, крупный недостаток, чем достоинство. Агрессивность необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. Длительное подавление агрессии может привести к неврозу или к тому, что однажды она вырвется наружу. Однако, желая воспитать своего ребенка добрым и отзывчивым, некоторые родители стремятся максимально ограничить проявляемое им агрессивное поведение.

Часто агрессивность- это отношения, которые ребенок наблюдает в семье. Если родители применяют физические наказания, то соответственно и ребенок не умеет общаться по-другому. Малыш знает, что мама или папа бьют его, чтобы добиться послушания. Естественно, он привыкает к тому, что, если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Бессмысленно убеждать ребенка не отнимать, а вежливо просить приглянувшуюся игрушку у другого малыша, если вы сами только что накричали на него. Со временем такие дети могут стать неуправляемыми, не реагирующими на просьбы или уговоры, а только на повышенных тонах или физическое воздействие. Ребенок может вести себя агрессивно из-за стремления привлечь внимание окружающих. Например, он не выделяется среди других детей умением танцевать или разукрашивать. Ещё одна причина это - ревность. Агрессивное поведение может быть направлено как на человека, чьё расположение он пытается получить, так и на своего «соперника».

Иногда объектом агрессивных действий становится тот человек, кому малыш завидует и которого он хочет принизить, "наказать" за превосходство. Если предметом зависти является игрушка, ребенок может отнять её - но не для того, чтобы играть, а чтобы сломать или даже спрятать и тем самым как бы уничтожить различия между собой и её владельцем. Такое поведение свидетельствует о низкой самооценке ребенка: необходимо помочь ему осознать свою индивидуальность и показать, в чем состоит его преимущество перед другими детьми. 

В 3 года дети идут детские сады, где, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого. В этот период конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессии в 3х летнем возрасте, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время ребенок сталкивается с целой системой новых запретов. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей.

Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.

В период кризиса трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни. Детский мир из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

В этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время ребенок сталкивается с целой системой новых запретов. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.

Кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис своего “Я”. В данных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становиться трудным для взрослых. Благодаря этому, создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении некоторого времени. Из “беби”, которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотичное, так что сразу весь его облик в семье меняется.

В кризисе трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного предметами превращается в мир взрослых людей.

Как уже было описано выше, ребенок приходит в наш мир взрослых с “проблемным” поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями. Именно в этот период детства родители “консолидируются” и все вместе начинают подавлять “самоутверждение ребенка”.

 

Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям по профилактике агрессивности

  1. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
  2. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.
  3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).
  4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.
  5. Обсуждать поведение только после успокоения.
  6. Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
  7. Учить нести ответственность за свои поступки.
  8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.
  9. Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.
  10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.
  11. Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.
  12. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.
  13. Сохранять спокойный эмоциональный тон.
  14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.
  15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
  16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
  17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.).
  18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.
  19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
  20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.


Список литературы:

  1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб, 2006. - с. 3 - 4, с. 137 - 140.
  2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа детского психолога/Сб. науч. тр. - М., 1987. - с. 67-80.
  3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001. - с. 187 - 188.
  4. Болдырева С.А., Рисунки детей дошкольного возраста.- Москва, 2005. - с. 25 - 26.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Б. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб, 2004.
  6. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб, 2002. - с. 175.
  7. Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: Дис. канд. пед. наук. -- Армавир, 2005. - c. 84 - 88.
  8. Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (На сравн. материале исслед. детей, воспитывающихся в дет.доме и в семье): Дис. канд. психол. наук. -- М., 1995. - c.15 - 22.
  9. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. - Таганрог, 1998. - c.18 - 24.
  10. Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: Дис. канд. психол. наук. -- Иркутск, 2002. - c. 132 - 136.
  11. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975.- с. 93 - 98.
  12. Остер Дж., Гаулд П., Рисунок в психотерапии.- Москва, 2000. - с. 26 - 33.
  13. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград, 2009. с. 68 - 72.
  14. Романова Е.С., Потемкин О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992. - с.250 - 256.
  15. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. - с. 186 - 190.
  16. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция . - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
  17. Эльконин Д.Б. Детская психология — М.: Академия, 2007.
  18. Л.С. Выготский. Психология развития ребенка. Москва Э КС М 01 2004.
  19. Б.Спок Ребенок и уход за ним Москва 2014
  20. Адлер А. Индивидуальная психология. - М.: Олимп, 1996.
  21. Фромм Э. Агрессия. - М.: Олимп, 1998.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: