» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Октябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (31) 2019
Автор: Афанасьева Дарья Геннадьевна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Агрессивное поведение в дошкольном возрасте
Дата публикации: 29.09.2019
АГРЕССИВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Афанасьева Дарья Геннадьевна
Воспитатель
МАДОУ
22 Детский сад " Теремок", г. Псков
Аннотация. В статье
рассматривается проблема агрессивного поведения несовершеннолетних,
раскрываются сущностные характеристики агрессии, ее проявления в межличностных
отношениях, описываются социально- психологические и иные факторы
побуждающие состояния агрессии.
Ключевые
слова: агрессия, агрессивное поведение,
деструктивное поведение
Большинство
психологов агрессивность относят к свойствам личности, но, несмотря на то, что
она стоит рядом с жестокостью, агрессивность человека можно смело считать более моральной категорией, так как не всякое действие,
подкрепленное агрессией, будет характеризоваться как жестокое. В принципе,
агрессивность можно определить как свойство личности, проявляющееся в
готовности совершить какие-либо агрессивные действия в рамках своих интересов и
с целью достижения определенных результатов.
Причины
агрессивности кроятся как в особенностях самой личности, так и в воздействии
окружающей действительности, поэтому данное свойство часто определяется как
биполярный феномен – как негативное проявление человека и как центральная
функция личности, направленная на приспособление к условиям жизни.
Агрессивность
представляет собой поведение человека, который находит свое проявление в
отношении к другим людям и отличается намерением наносить вред или ущерб, а
также создавать неприятности.Агрессивность
человека необходимая ответная реакция, неспровоцированная враждебностью,
которая направлена как к отдельным людям, так и к окружающему миру. Также
агрессивность в психологии рассматривается как свойства и черты личности,
которые проявляются в следующем:
·
тенденции
нападать на живых существ;
·
причинять
вред окружающим людям и доминировать над ними;
·
нести ущерб
людям, животным и окружающему миру.
Агрессивность у ребенка наблюдается
уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессивные действия
проявляются исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не
поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости
или гнева, и сопровождается криком, брыканием, кусанием.
Полное
отсутствие агрессивности - скорее, крупный недостаток, чем достоинство.
Агрессивность необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы
ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми.
Длительное подавление агрессии может привести к неврозу или к тому, что однажды
она вырвется наружу. Однако, желая воспитать своего ребенка
добрым и отзывчивым, некоторые родители стремятся максимально ограничить
проявляемое им агрессивное поведение.
Часто
агрессивность- это отношения, которые ребенок наблюдает в семье. Если родители
применяют физические наказания, то соответственно и ребенок не умеет общаться
по-другому. Малыш знает, что мама или папа бьют его, чтобы добиться послушания.
Естественно, он привыкает к тому, что, если нужно что-то получить от человека,
его следует ударить. Бессмысленно убеждать ребенка не отнимать, а вежливо
просить приглянувшуюся игрушку у другого малыша, если вы сами только что
накричали на него. Со временем такие дети могут стать неуправляемыми, не
реагирующими на просьбы или уговоры, а только на повышенных тонах или
физическое воздействие. Ребенок может вести себя агрессивно из-за стремления
привлечь внимание окружающих. Например, он не выделяется среди других детей
умением танцевать или разукрашивать. Ещё одна причина это - ревность.
Агрессивное поведение может быть направлено как на человека, чьё расположение
он пытается получить, так и на своего «соперника».
Иногда
объектом агрессивных действий становится тот человек, кому малыш завидует и
которого он хочет принизить, "наказать" за превосходство. Если
предметом зависти является игрушка, ребенок может отнять её - но не для того,
чтобы играть, а чтобы сломать или даже спрятать и тем самым как бы уничтожить
различия между собой и её владельцем. Такое поведение свидетельствует о низкой
самооценке ребенка: необходимо помочь ему осознать свою индивидуальность и
показать, в чем состоит его преимущество перед другими детьми.
В 3 года
дети идут детские сады, где, начинает формироваться опыт взаимодействия со
сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и
развертывания действий, направленных на другого. В
этот период конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать
вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессии в 3х летнем возрасте, зависит от
реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения:в этом возрасте усиливается “исследовательский
инстинкт”, и в это же время ребенок сталкивается с целой системой новых
запретов. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и
родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих
потребностей.
Другими
словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как
акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта
приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка
реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением
удовольствий, изоляции.
В период
кризиса трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть
конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий
момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение
аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и
активность ребенка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует собой
то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а
как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий
и отношений в окружающем мире.
Феномен “Я
сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и
одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого
отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни. Детский мир
из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.
В этом
возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время ребенок
сталкивается с целой системой новых запретов. Попадая в конфликтную ситуацию
между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно
испытывает сильнейшую депривацию - ограничение
возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к
состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со
стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому,
что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали
лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий,
изоляции.
Кризис трех
лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис
своего “Я”. В данных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый.
Ребенок, не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо,
которое становиться трудным для взрослых. Благодаря этому, создается впечатление,
что ребенок резко изменился на протяжении некоторого времени. Из “беби”, которого носили на руках, он превратился в
строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотичное, так что
сразу весь его облик в семье меняется.
В кризисе
трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты,
ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он
может их разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы,
что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция к
самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для
ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются
перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем
мире. Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной
самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого
человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в
мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного предметами превращается в
мир взрослых людей.
Как уже было
описано выше, ребенок приходит в наш мир взрослых с “проблемным” поведением, с
точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно эмоционально-волевой
сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями. Именно в этот период
детства родители “консолидируются” и все вместе начинают подавлять
“самоутверждение ребенка”.
Психолого-педагогические рекомендации
воспитателям и родителям по профилактике агрессивности
- Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
- Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.
- Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).
- Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.
- Обсуждать поведение только после успокоения.
- Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
- Учить нести ответственность за свои поступки.
- Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.
- Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.
- Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.
- Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.
- Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.
- Сохранять спокойный эмоциональный тон.
- Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.
- Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
- Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
- Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.).
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.
- Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.
Список литературы:
- Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб, 2006. - с. 3 - 4, с. 137 - 140.
- Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа детского психолога/Сб. науч. тр. - М., 1987. - с. 67-80.
- Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001. - с. 187 - 188.
- Болдырева С.А., Рисунки детей дошкольного возраста.- Москва, 2005. - с. 25 - 26.
- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Б. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб, 2004.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб, 2002. - с. 175.
- Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: Дис. канд. пед. наук. -- Армавир, 2005. - c. 84 - 88.
- Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (На сравн. материале исслед. детей, воспитывающихся в дет.доме и в семье): Дис. канд. психол. наук. -- М., 1995. - c.15 - 22.
- Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. - Таганрог, 1998. - c.18 - 24.
- Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: Дис. канд. психол. наук. -- Иркутск, 2002. - c. 132 - 136.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975.- с. 93 - 98.
- Остер Дж., Гаулд П., Рисунок в психотерапии.- Москва, 2000. - с. 26 - 33.
- Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград, 2009. с. 68 - 72.
- Романова Е.С., Потемкин О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992. - с.250 - 256.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. - с. 186 - 190.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция . - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология — М.: Академия, 2007.
- Л.С. Выготский. Психология развития ребенка. Москва Э КС М 01 2004.
- Б.Спок Ребенок и уход за ним Москва 2014
- Адлер А. Индивидуальная психология. - М.: Олимп, 1996.
- Фромм Э. Агрессия. - М.: Олимп, 1998.
Комментарии: