» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Октябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (31) 2019
Автор: Молокова Инна Алексеевна, Начальник кадрово-юридическим отделом
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» (Михаил Бакунин)
Дата публикации: 1.10.2019
«СВОБОДА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО» (МИХАИЛ БАКУНИН)
Молокова Инна Алексеевна
магистр, гражданского права
МАУ «ДГКБ № 11» Начальник
кадрово-юридического отдела, г. Екатеринбург
Ключевые
слова: общество, дети, ответственность,
законные представители, вакцинация
В соответствии со статьей
42 Конституции Российской Федерации [1] каждый имеет право на охрану здоровья,
на благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения является одним из основных условий реализации
конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую
среду.
Отношения в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным
законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) [4], другими федеральными законами, а также
принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Статьей 10 Закона № 52-ФЗ
установлены обязанности граждан в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В частности граждане обязаны: выполнять требования санитарного
законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих надзор
должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении
своих детей; не осуществлять
действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и
благоприятную среду обитания.
Согласно статье 39 Закона №
52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные
санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии со статьей
29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)
должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами
Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические)
мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны
территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий
(карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных
инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических
прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 № 60
утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика
туберкулеза» (далее – Правила) [8], Постановление зарегистрировано в
Министерстве юстиции Российской Федерации 06.05.2014, регистрационный № 32182.
Согласно пункту 1.3 Правил
их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.
Пункт 5.7 Правил
устанавливает, что дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась,
допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об
отсутствии заболевания.
Федеральный закон от
18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской
Федерации» (далее – Закон № 77-ФЗ) [5] устанавливает правовые основы
осуществления государственной политики в области предупреждения распространения
туберкулеза в Российской Федерации. Данным законом № 77-ФЗ противотуберкулезная
помощь определена как совокупность социальных, медицинских,
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на
выявление, обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую
реабилитацию больных туберкулезом.
Необходимо отметить, что,
Верховным Судом Российской Федерации рассмотрено административное дело о
признании недействующим пункта 5.7 Правил. Вынесено решение (№ АКПИ14-1454 от
17.02.2015), в котором указано: «Установленное вторым абзацем пункта 5.7 Правил
требование о допуске детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в
детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии
заболевания, направлено на предупреждение возникновения, распространения
туберкулеза, а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и
благоприятную среду обитания». Такие ограничения направлены на предупреждение
возникновения заболевания, а также соблюдение прав других граждан на охрану
здоровья и благоприятную среду обитания.
Таким образом, Правила не
противоречат Законам № 52-ФЗ и № 77-ФЗ, а изданы в целях их исполнения. Также
они не устанавливают каких-либо ограничений прав на образование,
гарантированное Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [6], не предусматривают медицинского вмешательства без
информированного добровольного согласия гражданина (законного представителя) на
медицинское вмешательство (согласно статье 20 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В настоящее время туберкулез – это
социально-значимое инфекционное заболевание. Санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных
прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Основным законодательным актом Российской Федерации по
исследуемому вопросу является Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О
предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
Данный Федеральный закон
дает описание основных понятий используемых в нем, а именно: что является
туберкулезом, активной формой, кто такой
больной туберкулезом и иные понятия.
Параллельно, с
вышеуказанным Федеральным законом существует и Федеральный закон от 30.03.1999
г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который разъясняет
санитарные правила.
Учитывая, что в 2011 году вступил в действие Федеральный
закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» [7], в котором говорится, что любое вмешательство, в т.ч. и
вакцинация возможна только с письменного согласия гражданина или его законного
представителя.
В настоящее время имеется большое количество письменных отказов
от медицинских вмешательств, в т.ч. вакцинации. Данные отказы влекут за собой,
то, что несовершеннолетние не прошедшие вакцинацию не могут посещать дошкольное
образовательное учреждение и приказом заведующего не допускаются до посещения.
Посещение будет возможно только после предъявления справки от врача-фтизиатра
об отсутствии заболевания и возможности посещать дошкольное образовательное
учреждение, как учреждение массового пребывания несовершеннолетних.
Кроме того, в настоящее
время в связи с отказами законных представителей от профилактических прививок
(р. Манту, корь, краснуха, паротит и др.) участились случаи массовых вспышек
инфекционными заболеваниями (корь) населения.
В настоящее время по ст. 5.35 Кодекса об
административных правонарушениях Российской Федерации [2] за ненадлежащее
исполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению, лечению и др.,
органы профилактики, а именно инспектор по делам несовершеннолетних
территориальных отделов полиции, составляют протокол
об административном правонарушении о привлечении законного представителя или
законных представителей к административной ответственности. Санкция данной статьи влечет предупреждение
или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей на
законного представителя.
Указанную норму КоАП РФ необходимо изменить и внести данные
изменения в ч. 1 ст. 5.35.: «Неисполнение или ненадлежащее
исполнение родителями или иными законными представителями
несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите
прав и интересов несовершеннолетних в течение 1 календарного года - влечет
наложение административного штрафа в размере от пятисот до тысячи рублей».
Статью 156
Уголовного кодекса Российской Федерации [3]
необходимо дополнить абз. 2: «При неоднократном ненадлежащем исполнении
в течение 1 (одного) календарного года
законными представителями -
наказывается обязательными работами на срок от 100 (ста) до 400 (четырехсот) часов, либо исправительными
работами на срок до 3 (трех) месяцев».
Применяемая санкция
была бы направлена на исправление ситуации в обществе по борьбе с инфекционными
заболеваниями. Учитывая, что отказы от проведения профилактической вакцинации
начали фактически осуществляться с конца 2011 года, общий иммунитет населения и
подрастающего поколения с каждым годом
становится слабее. Нынешние законные представители, отказывающиеся от проведения вакцинации
своего ребенка нарушают права не только его на здоровое будущее, но и общества
в целом. В определенном возрасте этих законных представителей привили и
защитили их родители от различных инфекционных заболеваний.
Знаменитая фраза Михаила Бакунина «Свобода
одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» идеально
подходит и в настоящее время под данную тематику. Проблема вакцинопрофилактики
связана не только с общим ослабеваем иммунитета общества, но и проблемами в
общеобразовательных учреждениях.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 2009. 21 января.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
- Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2001, № 26, ст. 258.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 № 60 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 28, 14.07.2014.
Комментарии: