» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (31) 2019

Автор: Молокова Инна Алексеевна, Начальник кадрово-юридическим отделом
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» (Михаил Бакунин)

Статья просмотрена: 246 раз
Дата публикации: 1.10.2019

«СВОБОДА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО» (МИХАИЛ БАКУНИН)

Молокова Инна Алексеевна

магистр, гражданского права

МАУ «ДГКБ № 11» Начальник кадрово-юридического отдела, г. Екатеринбург

 

Ключевые слова: общество, дети, ответственность, законные представители, вакцинация

 

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации [1] каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) [4], другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 10 Закона № 52-ФЗ установлены обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В частности граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно статье 39 Закона № 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии со статьей 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 № 60 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (далее – Правила) [8], Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.05.2014, регистрационный № 32182.

Согласно пункту 1.3 Правил их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.

Пункт 5.7 Правил устанавливает, что дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.

Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее – Закон № 77-ФЗ) [5] устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации. Данным законом № 77-ФЗ противотуберкулезная помощь определена как совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом.

Необходимо отметить, что, Верховным Судом Российской Федерации рассмотрено административное дело о признании недействующим пункта 5.7 Правил. Вынесено решение (№ АКПИ14-1454 от 17.02.2015), в котором указано: «Установленное вторым абзацем пункта 5.7 Правил требование о допуске детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания, направлено на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания». Такие ограничения направлены на предупреждение возникновения заболевания, а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Таким образом, Правила не противоречат Законам № 52-ФЗ и № 77-ФЗ, а изданы в целях их исполнения. Также они не устанавливают каких-либо ограничений прав на образование, гарантированное Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6], не предусматривают медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия гражданина (законного представителя) на медицинское вмешательство (согласно статье 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). 

В настоящее время туберкулез – это социально-значимое инфекционное заболевание. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Основным законодательным актом Российской Федерации по исследуемому вопросу является Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

Данный Федеральный закон дает описание основных понятий используемых в нем, а именно: что является туберкулезом,  активной формой, кто такой больной туберкулезом и иные понятия.

Параллельно, с вышеуказанным Федеральным законом существует и Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который разъясняет санитарные правила.

Учитывая, что в 2011 году вступил в действие Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [7], в котором говорится, что любое вмешательство, в т.ч. и вакцинация возможна только с письменного согласия гражданина или его законного представителя.

В настоящее время имеется большое количество письменных отказов от медицинских вмешательств, в т.ч. вакцинации. Данные отказы влекут за собой, то, что несовершеннолетние не прошедшие вакцинацию не могут посещать дошкольное образовательное учреждение и приказом заведующего не допускаются до посещения. Посещение будет возможно только после предъявления справки от врача-фтизиатра об отсутствии заболевания и возможности посещать дошкольное образовательное учреждение, как учреждение массового пребывания несовершеннолетних.

Кроме того, в настоящее время в связи с отказами законных представителей от профилактических прививок (р. Манту, корь, краснуха, паротит и др.) участились случаи массовых вспышек инфекционными заболеваниями (корь) населения.

В настоящее время по ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [2] за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению, лечению и др., органы профилактики, а именно инспектор по делам несовершеннолетних территориальных отделов полиции, составляют протокол
об административном правонарушении о привлечении законного представителя или законных представителей к административной ответственности.  Санкция данной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей на законного представителя.

Указанную норму КоАП РФ необходимо изменить и внести данные изменения в ч. 1 ст. 5.35.: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних в течение 1 календарного года - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до тысячи рублей».

 Статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации [3]  необходимо дополнить абз. 2: «При неоднократном ненадлежащем исполнении в течение 1 (одного) календарного года  законными представителями  - наказывается обязательными работами на срок от 100 (ста) до  400 (четырехсот) часов, либо исправительными работами на срок до  3 (трех) месяцев».

 Применяемая санкция была бы направлена на исправление ситуации в обществе по борьбе с инфекционными заболеваниями. Учитывая, что отказы от проведения профилактической вакцинации начали фактически осуществляться с конца 2011 года, общий иммунитет населения и подрастающего поколения  с каждым годом становится слабее. Нынешние законные представители,  отказывающиеся от проведения вакцинации своего ребенка нарушают права не только его на здоровое будущее, но и общества в целом. В определенном возрасте этих законных представителей привили и защитили их родители от различных инфекционных заболеваний.

Знаменитая фраза Михаила Бакунина «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» идеально подходит и в настоящее время под данную тематику. Проблема вакцинопрофилактики связана не только с общим ослабеваем иммунитета общества, но и проблемами в общеобразовательных учреждениях.                                                                     



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 2009. 21 января.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  4. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
  5. Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2001, № 26, ст. 258.
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
  7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 № 60 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 28, 14.07.2014.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: