» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (31) 2019

Автор: Наумчик Наталья Сергеевна, студентка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Смартфоны на уроках математики

Статья просмотрена: 29 раз
Дата публикации: 10.10.2019

УДК 371.64

СМАРТФОНЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Наумчик Наталья Сергеевна

Студентка, ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, г. Ишим

 

Аннотация. В статье предпринята попытка выявить преимущества и недостатки использования смартфонов как средства обучения современных школьников, на уроках математики.

Ключевые слова: школьное образование, информатизация образования, смартфоны, средство обучения.

 

Современный период развития общества принципиально тесно связан с информационными технологиями, проникающими во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой и важной частью информатизации общества является информатизация школьного образования. По словам В.Д. Шадрикова, «образование не может стоять в стороне, и информационные технологии в образовании должны занять подобающее им место» [3].При этом, одним из наиболее спорных вопросов информатизации образования в школе являетсянеобходимость использования смартфонов в учебных целях.

В рамках проведенного нами исследования мы попыталась выявить преимущества и недостатки использования в учебном процессе общеобразовательных школ смартфонов как средства обучения современных школьников.

Несомненным преимуществом использования смартфонов на уроках является быстрый доступ к учебным и справочным ресурсам и программам в любой момент урока; наличие в смартфонах калькуляторов, облегчающих сложные вычисления; повышение мотивации обучаемых за счет использования знакомых технических средств и виртуального окружения; развитие навыков и способностей к непрерывному обучению в течение жизнимартфоны в настоящее время позволяют полностью отказаться от раздаточного материала, чем экономят время на уроке.Любой теоретический материал может мгновенно рассылаться ученикам по социальным или локальным внутри школьным сетям. Есть возможность записать объяснениеучителя на диктофон для повторного прослушивания дома, сфотографировать справочную таблицу, записи на доске, домашнее заданиеаписать инструкцию к домашнему заданию в «заметки» прямо на смартфоне. Сегодня школа переходит к системе электронных дневников, необходимость бумажного дневника постепенно пропадает, его может прекрасно заменить самый обычный смартфон.

К негативным аспектам использования смартфонов в первую очередь необходимо отнести административно-организационный и методический характер. Во-первых, сложно убедить как учителей, так и администрацию учебных заведений, что использование смартфонов на уроках способствует оптимизации учебного процесса. Смартфоныочень часто выполняют для учащихся единственную роль – шпаргалок. Во-вторых, учителя зачастую не владеют (в отличие от своих учеников) нужным уровнем информационной компетентности, который позволял бы им внедрять в учебный процесс, наряду с традиционными методами обучения, задания на основе мобильных технологий, использовать большое количество существующих учебных приложенийдля мобильных устройств, развивать IT-компетенцию самих школьников в этой сфере.

Следует понимать, что ученик со смартфоном на уроке просто переносит в рамки учебного процесса привычный для него «формат» многозадачности – совмещения разных видов деятельности. Задействованы сразу несколько каналов восприятия, реальность учебного процессав этом случае не разделяется на онлайн и офлайна фоне постоянного присутствия смартфонов в жизни современного школьника, школа старается не замечать полезные возможности мобильных устройств. От этого консерватизма в первую очередь страдают отношения учеников и педагогов, дети воспринимают школу как территорию запретов и меньше хотят учиться. Отказ от использования смартфонов в учебных целях, по сути, демонстрирует отрыв школы от реальности, нежелание вести диалог с учениками. Последние, со своей стороны, привыкают игнорировать или «обходить» школьные правила. Растет их отчуждение от школы.

Следует все-таки признать, что некоторые признаки изменения позиции школы в данном вопросе имеются. Изучение опыта преподавания отдельных учителей школ г. Ишима показало, что многие в своей работе и в ходе общения с ученикамииспользуют электронную почту, социальные сети, проводятонлайн-тестирования, организуют проектную деятельность с использованием интернета, электронных библиотек.

В настоящее время имеется достаточное количество сайтов и приложений для смартфонов применение которых возможно на уроках математики [1]:

  1. Приложение AdobeReader.Во время работы на уроке обеспечивает ученика необходимой дополнительной учебной литературой и справочными материалами, что является здо-ровьесберегающим фактором (ученики освобождаются от необходимости носить много тяжелых учебников в школу).
  2. Приложение«Король математики». В нем осуществляется работа с множеством разделов математики на скорость.
  3. ToolKitPro – инструментарий. Содержит набор инструментов: линейку, транспортир, уровень, фонарик, лупу, сканер QR-кодов, конвертер величин, диктофон, таймер, и др.
  4. Социальная сеть ВК (Вконтакте) – для проведения консультаций, обсуждений, дискус-сий по решению задач, срочных объявлений и т.п.
  5. Тренажер «А2Б2» (http://a2b2.ru/idz) – сервис для выполнения учениками индивидуаль-ных домашних заданий, который помогает учителю не только быстро проверить выпол-нение заданных номеров из учебника, но и исключает списывание с так называемых «решебников».
  6. Приложения «FreeGraCalc, Desmos, QuckGraph+» позволяют строить графики различных функций, а так же области, задаваемые системой уравнений, определять точки пересече-ния графиков нескольких функций.

Как можно заметить, современный учительспособен превратить смартфонына уроках из угрозы для обучения в помощь и поддержкуто вопрос времени и желания.Очень важно найти место на уроке для IT-технологий, учитывая рациональное использование гаджетов в образовательном процессе.По словам ПолатЕ.С., «новые педагогические технологии и любые другие, используемые в настоящее время или только зарождающиеся в умах ученых и педагогов, в недрах педагогической практики, немыслимы без широкого применения новых информационных технологий».



Список литературы:

  1. Антропова В.Ю. Использование гаджетов на уроке математики // Международный элек-тронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» (MIC). 2017. № 20. – Режим доступа: http://mic.org.ru/new/620-ispolzovanie- (дата обращения: 10.04.2018 г.).
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образова-ния: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. По-лат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / под ред. Е.С. Полат. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2002. 272 с.
  3. Шадриков В.Д. Информационные технологии в образовании // Инновации в образова-нии. 2001. № 1. С. 28-33.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: