» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (31) 2019

Автор: Ширшов Алексей Геннадьевич, Преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Проблема готовности будущих офицеров войск национальной гвардии РФ к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях

Статья просмотрена: 67 раз
Дата публикации: 13.10.2019

УДК 371:351.851

ПРОБЛЕМАГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Ширшов Алексей Геннадьевич

преподаватель кафедра управления повседневной деятельностью, полковник

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск

 

Аннотация. Глобализация общества сопровождается не только положительными процессами, но и отрицательными, негативное воздействующими на государство, человека и гражданина. Данное обстоятельство усиливает необходимость рассмотрения вопроса формирования готовности у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в чрезвычайных (экстремальных) ситуациях. Данный аспект также указывает и на актуальность заявленной проблемы, которая является одной из приоритетных при подготовке будущих офицеров силовых структур Российской Федерации.В статье рассмотрены военно-профессиональные компетенции, аспекты практического проявления элементов, позволяющих оце­нить уровень готовности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в чрезвычайных (экстремальных) ситуациях в практике образовательной деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, формирование готовности, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональная деятельность, будущие офицеры войск национальной гвардии Российской Федерации.

 

Цель исследования вскрыть факторы и обобщить военно-профессиональные компетенции, способствующие формированию готовности у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности при выполнении служебно-боевых задач в чрезвычайных ситуациях при нахождении в автономных условиях, во всех климатогеографических зонах.

Материал и методы исследования. Исследование проведено на базе Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации с применением методов: анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный метод, обобщение, контекст-анализ по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Создание Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации  и постановка Верховным главнокомандующим перед ней задач по обеспечению государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина определило пути дальнейшего развития военных образовательных организаций высшего образования (далее ВООВО). Подготовка для Росгвардии высококвалифицированных специалистов является важнейшей государственной задачей, требующей поиска новых психолого-педагогических решений, условий и особенностей профессионального обучения и воспитания будущих офицеров, учитывающих весь объём и специфику служебно-боевых задач, выполняемых войсками национальной гвардии РФ,  в том числе и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Президент Российской Федерации Владимир  Владимирович Путин на совещании по вопросам развития системы военного образования выделил мысль о том, что закончившие военный вуз, должны иметь готовность решать задачи особой сложности. С этой целью необходимо внедрение самых эффективных образовательных программ, постоянный анализ службы выпускников  в войсках, того какие из полученных в училищах и академиях знаний и навыков  применяются, а какие остаются не находят применения. Руководствуясь данным анализом, необходимо своевременно вносить коррективы в учебные программы, стремиться к совершенствованию  обучающих технологий, применять в учебном процессе все новшества, которые присутствуют как в России, так и за ее пределами, прогнозировать при обучении кадров все изменения, которые могут возникать в процессе  вооружённой борьбы [11].

Отмечающаяся в настоящее время тенденция к учащению возникновения чрезвычайных ситуаций и усугублению тяжести и масштабов их последствий объясняет причины актуальности проработки вопроса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в чрезвычайных  ситуациях.

Современная военная педагогика, исследуя способы и пути совершенствования профессионального образования, активно использует различные способы, методы, и формы. Изучение и анализ служебно-боевой деятельности военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации задач по обеспечению безопасности государства и общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, показывает, что важное место в данном вопросе отводится вопросам формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, изучение, которой предполагает применение наиболее передовых и эффективных методов научного исследования.

Поиск путей решения задач по формированию готовности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в чрезвычайных (экстремальных) ситуациях основанный на выводах, представленных в научных трудах В.В. Краевского, В.И. Загвязинского,  Н.В. Кузьминой, А.М. Новикова, В. А. Штофа, И.Б. Новика, Э.Г. Юдина, А.И. Уёмова и др., что позволило нам определить моделирование как наиболее качественный и универсальный научный метод исследования изучаемого нами процесса.

Ситуация (от ср.- век.лат. situation-положение) - сочетание условий и обстоятельств, влияющих, в целом, на существующие обстоятельства,  положение.

Ситуация является лишь одним из компонентов, детерминирующих его (человека) действия. Ситуация сочетает в себе и человека, относящегося к тому, что в ней происходит… он реагирует на ситуацию и тем самым изменяет её, соотношение в ней [6. с. 338, 350].

Чрезвычайной ситуацией называют обстановку на некоторой территории, которая сложилась в виде последствий аварии, опасного явления природы, катастрофы, бедствия стихийного или иного характера, которые могут привести или уже привели к человеческим жертвам, нанесли вред здоровью людей или окружающей природной среде, привели к серьезным материальным потерям и нарушили условия жизни и деятельности людей [10].

Войска национальной гвардии выполняют задачи, возложенные на них законодательством Российской Федерации, в различных условиях: повседневных, при осложнении обстановки, режимов чрезвычайного, военного положения, правового режима контр террористической операции, военного времени.

В результате обучения выпускник по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации» в соответствии с задачами профессиональной деятельности применительно к выполнению служебно-боевых задач (далее СБЗ)  в чрезвычайных ситуациях (далее ЧС) должен:

Знать:

  • назначение караулов, застав, гарнизонов и войсковых нарядов, наряжаемых от подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации при выполнении СБЗ и тактику их действий в ЧС;
  • особенности выполнения профессиональных задач в условиях ЧС при авариях (разрушениях) радиационно, химически и биологически (далее РХБ)опасных объектах;
  • правила и принципы оказания медицинской помощи военнослужащим;
  • систему гарантий административных прав и свобод человека и гражданина РФ и механизм их обеспечения, в том числе при ЧС.

Уметь:

  • управлять личным составом подразделения при выполнении СБЗ в различных условиях: повседневных, осложнения обстановки, режимов чрезвычайного положения, правового режима контр террористической операции, военного времени.
  • организовывать и проводить работу по соблюдению личным составом требований безопасности, предупреждению гибели и травматизма среди личного состава на боевой службе;
  • действовать в условиях аварий (разрушений) на РХБ опасных объектах;
  • оказывать первую помощь при ранениях, кровотечениях, отравлениях, ожогах и отморожениях, поражениях электрическим током и травмах, владеть техникой проведения реанимационных мероприятий.

Владеть:

  • навыками в руководстве боевой службой личным составом взвода (роты), при выполнении СБЗ в караулах и войсковых нарядов в повседневных условиях, при осложнении обстановки, режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контр террористической операции, военного времени;
  • навыками в оказании первой помощи при неотложных состояниях и проведении реанимационных мероприятий;
  • навыками использования индивидуальных средств медицинской защиты военнослужащими при применении противником оружия массового поражения.

Анализ отзывов профессиональной деятельности молодых офицеров по результатам исполнения в течение 2-х лет самостоятельной работы в войсках, поступивших в Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, представленных в табл. № 1, показывает, что профессиональные качества выпускников, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность в чрезвычайных ситуациях сформированы, не в полном объеме, прослеживается тенденция к их повышению, но не ежегодно.

Таблица 1. Профессиональные качества выпускников, обеспечивающие успешную профессиональную деятельность в чрезвычайных ситуациях (оценка умений и способностей выставлена по 10-ти балльной системе).

Профессиональные качества выпускников/год выпуска из ВООВО (количество поступивших из войск отзывав)

2009 г.(165)

2010 г.(178)

2011 г.(193)

2012 г.(256)

2013 г.(219)

2014 г.(199)

2015 г.(164)

2016 г.(182)

Умение управлять подразделением при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях

6,73

7,05

7,16

7,10

7,32

7,54

7,94

7,85

Способность принимать решения в экстремальных ситуациях и в ограниченное время

6,89

7,24

7,21

7,15

7,69

7,66

7,95

7,98

Способность переносить значительные физические и психические нагрузки без существенного снижения работоспособности и нарушения поведения

7,17

7,38

7,45

7,30

7,53

7,86

8,36

8,15

Контекст-анализ теоретических источников и практики свидетельствует о том, что ВООВО – это особый тип учебного заведения, обеспечивающий профессиональную подготовку будущих офицеров  как высококвалифицированных специалистов, способных выполнять задачи при осложнении обстановки, что характеризуется появлением чрезвычайных ситуаций и обстоятельств, неблагоприятное течение которых может обусловить  необходимость введения особых правовых режимов.

К таким обстоятельствам можно отнести:

  • деятельность преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений;
  • перерастание протестных акций в массовые беспорядки и другие противоправные, насильственные действия;
  • угрозу совершения террористического акта;
  • противоправные действия в отношении критически важных объектов, особо важных, режимных, важных государственных объектов, объектов органов государственной власти, местного самоуправления и их представителей (должностных лиц), собственных объектов войск национальной гвардии;
  • подготовку и деятельность незаконных вооружённых формирований (бандгрупп, диверсионно-разведывательных формирований иностранных государств или наёмников);
  • побег из-под стражи задержанных, которые представляют угрозу безопасности граждан и общественному порядку, а так же массовые беспорядки в учреждениях исполнения наказаний;
  • нарушение Государственной границы;
  • эскалацию межнациональных, межконфессиальных и религиозных конфликтов;
  • чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате опасных природных явлений, катастроф, аварий, стихийных и иных бедствий.

Важность формирования готовности к чрезвычайным (экстремальным) ситуациям у обучающихся справедливо подчёркивали исследователи данной психолого-педагогической проблемы (Н.В. Елисеев, А.М. Столяренко,

А.В. Шигаев, В.И. Лебедев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко и др.).

Готовность обучающихся ВООВО к профессиональной деятельности в чрезвычайных (экстремальных) ситуациях определена нами как комплексная личностно-деятельностная характеристика, характери­зующая достигнутым уровнем развития индивидуальных, личностных,   военно-профессиональных  свойств (взглядов, мотивации, умений, знаний, навыков, личных убеждений и установок, качеств характера, способности  к рефлексии, эмоционально-волевых качеств), а вместе с этим, умение их моби­лизовать для решения служебных и боевых задач в ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Для нас важно иметь в виду группу факторов чрезвычайных ситуаций, влияющих на будущего офицера при выполнении задач в ходе служебно-боевой деятельности. Речь идёт о внешних, внутренних факторах и содержании профессиональной деятельности.

К внешним факторам относятся физические, материально-бытовые условия, социально-групповые обстоятельства и др. Содержание профессиональной деятельности будущего офицера – его отношение к выполняемому приказу, понимание всего объёма служебно-боевых задач, обстановки, условий выполнения, целей, сил и средств противодействия противника. Впечатления, воспоминания, переживания, помыслы и намерения составляют внутренние условия профессиональной деятельности.

Проблеме изучения личности будущих офицеров их становления в профессиональной деятельности уделялось большое внимание в научных исследованиях военных педагогов и психологов (А.В. Барабанщиков, Л.Ф. Железняк, Н.И. Кулаков, В.В. Карпов, М.А. Лямзин, В.Л. Марищук, Я.В. Подоляк, Н.Ф. Феденко и др). При этом основные вопросы в работах перечисленных учёных были направлены на изучение тех особенностей, учёт которых в организации образовательной деятельности позволит повысить уровень подготовки будущего офицера при выполнении служебно-боевых задач в том числе и при осложнении обстановки и возникновении  чрезвычайных обстоятельств.

Основу необходимости развития знаний, умений и навыков, способствующих офицеру выполнить поставленные задачи в чрезвычайных ситуациях заложили военные полководцы прошлого. С.О. Макаров отмечал, что только морально-боевые качества: находчивость, хладнокровие, умение позволяют офицерам успешно решать военные задачи [7. с. 124].

М.И. Драгомиров в своих трудах делает вывод о том, что профессионально подготовленным офицером можно считать того, «кто готов к бою и имеет волевую подготовку» [9. с. 34]. Их идеи получили дальнейшее развитие в годы гражданской и Великой Отечественной войны. Так, в исследованиях К.Н. Корнилова и Б.М. Теплова большое внимание уделяется совершенствованию подготовки офицеров, в основу которой ставятся задачи формирования и развития у них профессиональных и духовных качеств [9. с. 56]. В.В. Сысоев в своих исследованиях отмечал, что на качество профессиональной подготовки офицеров, призванных вместе с подчинёнными действовать в боевой обстановке, оказывают существенное влияние два фактора: 1) психологическая готовность (набор психологических качеств, которые определяют потенциальные возможности к  преодолению трудностей и успешному выполнению поставленных задач; 2) нахождение в состоянии психологической готовности, которое обеспечивает результативное выполнение функциональных обязанностей [8. с. 62-64].

Смирнов В.Н. [1], Барабанщикова В.В. [2. с. 83-91] утверждают, что уровень готовности обучаю­щихся ВООВО к деятельности в чрезвычайных ситуациях оценивается с помо­щью интегративного показателя, включающего в себя три ключевых компонента:

  • мотивационная готовность (мотивационный компонент);
  • профессиональная пригодность (психофизиологический компонент);
  • профессиональная подготовленность (операциональный компонент).

Указанные компоненты должны находить свое практическое воплощение в образовательных стандартах, реализуемых ВООВО.

В современной практике российского образо­вания находят своё применение модульные компетентностно-ориентированные образователь­ные программы, структура и ключевые компоненты которых исследованы в работах Корнеевой Н.Ю., Корнеева Д.Н., Увариной Н.В. [3.с. 63-70]. Корнеева Н.Ю. определяет модульную образователь­ную программу как определенную совокупность и последовательность образовательных моду­лей, сосредоточенных на овладении определенными компетенциями, которые являются обяза­тельными для присвоения определенной профессиональной квалификации [4. с. 49-52].

Рассмотрим реализацию данных компонентов в применяемом федеральном  государственном стандарте высшего  образования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета) (далее ФГОС ВО), квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации по военно-учётной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии» (далее КТ), реализуемом в федеральном государственном казённом военном образовательном учреждении высшего образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск).

КТ предусматривают формирование военных и профессиональных компетенций, указанных в табл. 2, распределенных по элементам. Эти компетенции позволяют оценить уровень готовности обучаю­щихся военного института к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Таблица 2. Совокупность военно-профессиональных компетенций в рамках ФГОС ВО, КТ.

Мотивационная

готовность

(мотивационный

компонент)

Профессиональная

пригодность

(психофизиологический

компонент)

Профессиональная

подготовленность

(операциональный

компонент)

ВПК-1. Руководствоваться и строго соблюдать в служебной деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и быть способными   в ситуациях, требующих принятия решений учитывать правовые, социальные, экономические, экологические и иные последствия.

ВПК-2. Иметь высокий уровень военной и профессиональной подготовки, стремиться к постоянному совершенствованию личного, профессионального, интеллектуального, духовного, нравственного и физического уровней развития, поддержанию образцового внешнего вида и строевой выправки.

ВПК-3. Сохранять бдительность, личную  исполнительность, требовательность, инициативность и способность к проявлению самостоятельности в служебно-боевой деятельности, хранить государственную тайну.

ВПК-4. Обеспечивать на постоянной основе  боевую  и мобилизационную готовность подразделения.

ВПК-5. Руководить подразделением во время выполнения задач служебно-боевой деятельности как в мирное, так  и в военное время.

ВПК-6. Подводить итоги служебно-боевой деятельности подразделения.

ВПК-12. Лично владеть вооружением, автомобильной, бронетанковой и специальной техникой, состоящей на вооружении подразделения.

ВПК-13. Следить за своевременным  обеспечением военнослужащих подразделения довольствием в соответствии с положенными нормами, проявлять заботу о быте подчиненных, вникать в их нужды, побуждать их к соблюдению правил личной гигиены.

 

ВПК-8. Проводить учебные занятия с подчиненными и контролировать правильность их обучения.

ВПК-9. Стремиться к постоянному совершенствованию физической тренированности личного состава и организации спортивно-массовой работы и работы по военно-спортивному комплексу.

ВПК-10.  Обеспечить организацию и проведение мероприятий по морально-психологическому сопровождению служебно-боевой деятельности подразделения.

ВПК-11. Обеспечить своевременное получение и правильный порядок  эксплуатации вооружения, военной и специальной техники и другого военного имущества подразделения, проверять его наличие, состояние и учет, документировать результаты осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов, принимать меры по предупреждению поломок вооружения, военной и специальной техники, аварий с ними.

ВПК-16. Контролировать выполнение личным составом требований безопасности при несении боевой службы, проведении занятий, стрельб, учений, работ и других мероприятий повседневной деятельности.

Распределение военно-профессиональных компетенций в рамках ФГОС ВО, КТ отражает их принадлежность ко всем элемен­там, присущим интегральному показателю оценки уровня готовности будущих офицеров ВООВО к осуществлению профессиональной деятельности в чрезвычайных (экстремальных) ситуациях.

В табл. 3 представлена 31 дисциплина (69%) от общего числа дисциплин, преподаваемых в процессе образовательной деятельности будущим офицерам в ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск), направленных на формирование военно-профессиональных компетенций, которые обеспечат в профессиональной деятельности готовность обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Таблица 3. Дисциплины по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Наименование дисциплин

ВПК 1

ВПК 2

ВПК 3

ВПК 4

ВПК 5

ВПК 6

ВПК 8

ВПК 9

ВПК10

ВПК11

ВПК12

ВПК16

Профессиональная этика и служебный этикет

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

Политология

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционное право России

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административное право

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданское право

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уголовное право

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правоохранительные органы

+

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

Основы теории национальной безопасности

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Религиоведение

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

Огневая подготовка

 

+

 

+

+

 

+

 

 

+

+

+

Военно-правовое обеспечение деятельности войск

+

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

Военная топография

+

+

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

Тактика боевого применения подразделений

+

+

+

 

+

 

 

 

 

+

 

+

Инженерное обеспечение служебно-боевой деятельности  войск национальной гвардии

 

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

Эксплуатация инженерно-технических средств охраны и специальных средств

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

Методика и организация боевой подготовки

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

Физическая подготовка

 

+

 

 

 

 

+

+

 

 

 

+

Военная психология

 

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

Военная педагогика

 

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

Организация морально-психологического обеспечения

+

 

 

 

+

+

+

 

+

+

 

 

Радиационная химическая биологическая защита

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

Разведка

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

Организация повседневной деятельности подразделений и обеспечение безопасности военной службы

+

 

+

+

 

+

 

 

 

+

 

+

Бронетанковое вооружение и техника

+

+

 

+

 

+

 

 

 

+

+

+

Строевая подготовка

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

Медицинское обеспечение

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобильная подготовка

+

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

Связь

+

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

Общевоинские уставы

 

 

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

Данные табл. 2 показывают, что формирование профессиональных составляющих инте­грального показателя уровня готовности обучающихся ВООВО к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях является определяющим на уровне военно-профессиональных компетенций, пре­дусмотренных ФГОС ВО, КТ. Это свидетельствует о том, что именно профессиональным качествам, их пси­хофизиологическим и операциональным элементам уделяется особое внимание при подго­товке будущих офицеров войск национальной гвардии к действиям в чрезвычайных ситуациях.

При этом, по мнению Увариной Н.В. [5.с. 43-48], отдельные элементы профессиональных состав­ляющих должны оцениваться в рамках постоянного мониторинга, организуемого командным, преподава­тельским и руководящим составом образовательной организации.

Следовательно, целью модернизации образовательной деятельности в ВООВО должна стать оценка эффективности процесса подготовки офицера нового качества, соответствующего современным и перспективным требованиям военной организации государства. Она должна отражать те изменения в умениях, навыках и знаниях, компетенциях, личностных качествах будущих офицеров, которые должны быть сформированы в соответствии с ФГОС нового поколения. При этом необходимо ориентироваться на разработку инновационной модели будущего офицера, со сформированными военно-профессиональными умениями, навыками и компетенциями, духовно-нравственными качествами и отношениями, высоким творческим потенциалом. То есть, точно разработанная модель должна стать предпосылкой правильного определения содержания и технологии обучения, воспитания, развития, психологической подготовки будущего офицера ВНГ РФ. Она является основой для формирования стратегических педагогических целей, и в значительной мере детерминировать конечный результат образовательного процесса.

Требования к офицерам, их готовности выполнить поставленную задачу в чрезвычайной ситуации подчёркивается в ныне действующих нормативных документах силовых структур Российской Федерации. Они указывают на то, что офицер, выполняя свои обязанности прежде всего, должен быть лично подготовлен и профессионально руководить подразделениями в мирное и военное время, в условиях вооружённого конфликта, режима чрезвычайного положения и при проведении контртеррористической операции в сочетании с проведением мероприятий морально-психологического обеспечения.

Необходимо учитывать, что изменения в СБД современного офицера обусловлены: новыми подходами в обеспечении надежной защиты государственного суверенитета и территориальной целостности государства, безопасности общества и личности граждан; реализацией в оборонном деле и военном строительстве нового политического мышления и новой Военной доктрины; закономерностями развития военного дела в современных условиях; установкой на преимущественно качественные параметры модернизации и совершенствования военной организации государства; повышением роли человеческого фактора в поддержании высокой боеготовности и боеспособности войск; способностям к  выполнению профессиональных задач  в трудных условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима ЧП и в военное время, необходимостью умения оказывать первую помощь, обеспечить как личную безопасность, так и безопасность граждан во время решения задач службы.

Выводы. У выпускника военного института важно сформировать готовность к выполнению служебных и боевых задач в чрезвычайных (экстремальных) ситуациях на основе – глубокого понимания современных угроз и вызовов национальной безопасности всего государства. Современная педагогическая и дидактическая наука не обходится без моделирования, что доказывается на  опыте педагогов как теоретической, так и практической направленности.

Мы отмечаем, что в основу формирования готовности офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации необходимо положить единство теории и практики, которые в тесной связи с войсковой стажировкой в войсках,  полевой практикой и практикой при вооружении и техники, учебной практикой в несении боевой службы позволяют формировать военно-профессиональные качества у будущих офицероввойск национальной гвардии Российской Федерации, способствующие их успешной профессиональной деятельности в чрезвычайных обстоятельствах.

Автор выражает благодарность начальнику лаборатории профессионального отбора отдела по работе с личным составом Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации подполковнику Смирнову Денису Викторовичу, за предоставление отзывов на выпускников войск национальной гвардии Российской Федерации при проведении настоящего исследования.



Список литературы:

  1. Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подго¬товки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел. − М., 2003.
  2. Барабанщикова В.В. Механизмы оптимизации функционального состояния профессио¬налов в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология, 2008. − № 3. − С. 83-91.
  3. Корнеева Н.Ю., Корнеев Д.Н., Уварина Н.В. Модульное обучение как методическая ос¬нова конструирования образовательных программ высшего образования // Вестник Челябин¬ского государственного педагогического университета, 2016. - № 6. - С. 63-70.
  4. Корнеева Н.Ю. Формирование готовности педагога профессионального обучения к соз¬данию инклюзивной среды образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 2011. − № 38(255). − С. 49-52.
  5. Уварина Н.В. Тенденции развития профессиональной деятельности управленческих кадров учреждений общего образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 2013. − № 1. − С. 43-48.
  6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. − С. 338,350.
  7. Васильков А.М., Белов В.Г., Демидов Е.В., Савин Ю.Ю. Кадровое обеспечение единой системы профессионального психологического отбора и психофизического сопровождения в ВМФ // Материалы научно-практической конференции. – М.: ГШ ВС РФ, 2003. – С. 112-113.
  8. Сысоев В.В. Психологическая подготовка личного состава полка // Военная психология / Под ред. Ю.Г. Сулимова. – М.: ВПА им В.И. Ленина, 1998. – С. 53-84.
  9. Военная инженерная психология / Под ред. Б.Ф. Ломова и др. – М., 2000. − 241 с.
  10. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://base.garant.ru/10107960/ (дата обращения: 27.08.2019).
  11. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: hh://www.kremlin.ru/.(дата обращения: 27.08.2019).
  12. Федеральный государственный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета).
  13. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации по военно-учётной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии».


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: