» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (31) 2019

Автор: Петухова Екатерина Александровна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование нравственной самооценки кадет в процессе воспитания этической культуры

Статья просмотрена: 332 раз
Дата публикации: 10.10.2019

УДК 371.8

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ САМООЦЕНКИ КАДЕТ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Петухова Екатерина Александровна

воспитатель

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

 

Аннотация. Обсуждаются общие вопросы формирования нравственной самооценки в процессе этической культуры у обучающихся. Анализируются результативная воспитательная работа  эффективного использования в Оренбургском президентском кадетском училище программ для реализации формирования нравственной самооценки в процессе этической культуры у кадет.

Ключевые слова: Нравственная самооценка, этическая культура,  методы и средства воспитания нравственной самооценки.

 

Целью образовательной деятельности в кадетском училище является подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей, ориентированных на военную и государственную службу.   Хорошо организованное этическое воспитание, охватывающее многие сферы жизнедеятельности личности, может и должно способствовать формированию нравственной самооценки кадет.

Нравственная самооценка – это осознание  человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

А этическое воспитание кадет является одним из условий процесса развития нравственной сомооценки, которое предполагает взаимодействие воспитателей и воспитанников, цель которого выработка правил хорошего тона и формирование отношений культуры поведения[2].

Выдающийся советский педагог – новатор, В.А. Сухомлинский считал, что нужно заниматься воспитанием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тому, кто тебя окружает. Даже взрослому человеку порой трудно сделать нравственный выбор, а что говорить о ребенке, который каждый раз вступает в новые коллективы. Дети ошибаются, исправляются, но в любом случае о нравственности и духовности необходимо говорить, беседовать, показывать ему, нужно себя вести[3].

Поэтому нравственное развитие кадет предполагает  стремление и умение объективно оценивать отношение людей к окружающему миру, осознавать собственную позицию в сфере общения. А процесс, когда кадет  осознает моральную сущность поведения и отношений длитетелен, и нуждается в педагогически проверенных личностно ориентированных подходов, где важную  роль играет формирование и развитие самооценки, выполняющей регулятивную функцию в жизнедеятельности нравственно развивающейся личности. Самооценка влияет на характер отношений растущего человека с окружающими людьми, побуждает нравственный выбор в разнных жизненных ситуациях и сферу его деятельности. Нравственная самооценка определяет всё многообразие отношений обучающегося с миром, его самосознание и мироощущение.

 Поэтому цели нравственного воспитания включают в себя: основы гражданского самосознания, формирование духовных запасов личности каждого кадета, развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, [5].

 Так при проведении воспитательных мероприятий с кадетами используются следующие задачи нравственного воспитания:

1) отношение к родине, другим странам и народам, а именно преданная любовь к родине; культура межнациональных отношений; недопустимость  национализма; дружелюбие  ко всем народам и странам;

2) отношение к труду: соблюдение дисциплины труда; добросовестное отношение к труду на общее и личное благо;

3) отношение к людям: чувство коллективизма, взаимовыручка, человечность, взаимное уважение, забота о близких;

4) отношение к себе: важное осознание общественного долга; чувство собственного достоинства; принципиальность;

5) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота об охране и приумножении, бережливость, охрана природы;

6) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; умение объективно оценивать события внутри страны и за ее пределами; умение осознавать  моральные и духовные ценности; умение понимать значимость  справедливости, демократии и свободы народов[4].

В работе для формирования нравственной самооценки кадет в процессе воспитания этической культуры в училище используют и следующие методы и средства.

Так наиболее распространенным методом воспитания этической культуры стали методы убеждения. К ним относятся: беседа, рассказ, разъяснения требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов.

Разъяснение считается наиболее доступным методом воспитания этической культуры у кадет. С его помощью разъясняются многие вопросы, с которыми кадеты встречаются в повседневной жизни, а именно нормы поведения в училище, дома и на улице, в отношениях в людьми, в отношениях к своим обязанностям.

Следующий метод, который также часто используют воспитатели при работе с обучающимися, является рассказ. Который в свою очередь, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у кадет запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При таком методе учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения (на примере героев) может выполнять книга.

Но самым действенным методом воспитания этической культуры у кадет является убеждение примером. Смысл этого метода заключается в том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. А так как кадетское училище является образовательным учреждением закрытого типа, где кадеты продолжительное время общаются и видят ограниченный круг людей, то они начинают подражать своим воспитателям. Стремление к подражанию основано на том, что у кадет нет ещё своего жизненного опыта, нет сложившихся привычек поведения. Поэтому это отражается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Главным героями для кадет выступают Робин Гуд, Халк, Бэтмен и др.

Велико воздействие на кадет радио, кино, телевидения, театра. По играм, по их свободному общению можно наблюдать как сильно действуют на кадет тот или иной фильм. Организовать просмотр кинофильмов, телепередач надо так, чтобы помочь бороться со злом, с недостатками; обсудить после просмотра. Такими любимыми героями для кадет являются, например Человек-паук, черепашки Ниндзя и др.

Неоценимую помощь в воспитании у детей этической культуры также оказывает искусство, живопись, музыка. А.С. Макаренко считал, что «воспитание есть нечто иное как упражнение детей в моральных поступках».  Таким образом, задача воспитателя продумать, какие методы использовать для воспитания у кадет этической культуры.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры кадет закрепляются в сознании обучающихся, упражняются в действиях, а это способствует воспитанию этических представлений и поступков поведения[1].

На нашем учебном курсе выстроена своя модель системы непрерывного этического воспитания кадет, которая построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

-повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на этической установке на уважение в отношении с другими, с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них.

-общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью, логически вплетенная в учебно-воспитательный процесс. Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния кадет, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждого. А деятельность обучающихся  направлена на познание другого человека и самого себя. При этом у кадет  развиваются такие средства самооценки  как: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его [3].

В заключении хочется сказать, что формирование нравственной самооценки кадет в процессе воспитания этической культуры должно быть тесно связано со всеми сферами их жизни – охватывать и обучение, и взаимоотношения  с другими людьми, культурное и этическое развитие, физическое и трудовое воспитание. Значительную роль в становлении личности обучающихся принадлежит воспитателям. Ведь вся наша  работа направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его настолько, чтобы в процессе обучения у кадет развивалась тяга к знаниям, формировалась представления об ответственности и моральном долге, о внешнем мире и своих обязанностях, по отношению к тому, что их окружает.



Список литературы:

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979. – 896с.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и образование, 2012. – 1376с.
  3. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М.: Педагогика, 1985 – 368с.
  4. Трошин П.Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый – 2016. - №8
  5. Тихонова Э.В. О природе нравственного долга и сущности морали (к 160-летию со дня рождения философа А.И. Введенского) // Воспитание школьников. – 2016 - №7. – 71-78с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: