» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Октябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (31) 2019
Автор: Максимова Анастасия Александровна, Магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Оценка состояния и движения кредиторской задолженности в ОАО РЖД
Дата публикации: 10.10.2019
УДК 658
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И
ДВИЖЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ОАО «РЖД»
Максимова Анастасия
Александровна
студент магистратуры
Забайкальский
государственный университет, г. Чита
Аннотация. В данной статье дается оценка состояния и
движениякредиторской задолженности в ОАО «Российские железные дороги». Подробно
рассматриваются финансовые показатели организации и анализируется кредиторская
задолженность за текущий период.
Ключевые слова: ОАО «РЖД», финансовые
показатели, кредиторская задолженность, оценка состояния организации.
ОАО «Российские железные
дороги» (далее – «РЖД») – лидер российского транспортного рынка и одна из
крупнейших групп компаний в мировом транспортном секторе.
«РЖД» обеспечивает 44,5%
грузового и 30,6% пассажирского оборота транспортной системы страны, что, в
свою очередь, является обеспечением формирования 1,7% внутреннего валового
продукта России, 1,5% налоговых поступлений в бюджет страны и примерно 4% от
общего объема капиталовложений [9].
Транспорт считается
крупной базовой отраслью экономики, важной составной частью производственной
инфраструктуры. Обслуживает население и социальную сферу, все без исключения
сферы экономики, обеспечивает транспортировки к участкам пользования буквально
всей продукции, транспорт играет важную роль на жизнедеятельность области.
Коммуникации транспорта соединяют все без исключения местности региона.
Особенность транспорта,
как области экономики, содержится в том, что он только участвует в производстве
создания продукции, не производя ее, обеспечивает производство материалами, оборудованием и сырьем,
доставляет готовую продукцию до потребителя. Транспортные издержки включаются в
себестоимость продукции. Большое влияние в РФ при огромной территории и при
неравном распределении ресурсов, имеет транспортный фактор.
На данный момент «РЖД»
представляет собой холдинг – ОАО «РЖД», являющийся головной компанией, которой
подотчетны 143 дочерних и зависимых обществ. Годовая выручка от участия в
дочерних и зависимых обществах дает больше 45% от общей выручки холдинга [9].
К настоящему моменту,
«РЖД» прошла длинный путь проб и ошибок, прежде чем окончательно утвердить
корпоративного управления. Начиная с 2003 года, в результате процесса
реформирования структуры отрасли было создано 85 дочерних и зависимых обществ,
разработана и принята система корпоративного управления, соответствующая
требованиям международных стандартов, создана модель эффективного
взаимодействия с прочими акционерными обществами. Для обеспечения устойчивого развития рыночных
отношений и конкуренции в отрасли транспорта, «РЖД» продало акции своих
дочерних и зависимых обществ на сумму 250 млрд. рублей.
Анализ финансового
состояния ОАО «РЖД» заключается в анализе ликвидности и платежеспособности,
продолжительности операционного и финансового цикла, а также рентабельности и
деловой активности компании на основании бухгалтерской отчетности компании [9].
Расчет коэффициентов представлен в таблицах2 и 3, на основании данных таблицы
1.
Таблица 1. Финансовые показатели
ОАО «РЖД»
Наименование |
Обозначение |
2018г. |
2017г. |
2016г. |
Внеоборотные
активы |
ВНА |
5633580 |
5375626 |
4679289 |
Оборотные
активы |
ОА |
328817 |
308234 |
376564 |
Запасы |
З |
79614 |
65682 |
63982 |
НДС |
НДС |
529 |
549 |
4222 |
Дебиторская задолженность |
ДЗ |
124222 |
121983 |
135325 |
Финансовые вложения |
ФВ |
1692 |
419 |
6957 |
Денежные средства |
ДС |
86591 |
85130 |
138114 |
Активы всего |
А |
5962397 |
5683860 |
5055853 |
Капитал и резервы |
КР |
4300879 |
4223153 |
3563021 |
Долгосрочные обязательства |
ДО |
1073268 |
945046 |
1013376 |
Краткосрочные обязательства |
КО |
588250 |
515661 |
479456 |
Кредиторская задолженность |
КЗ |
384956 |
374812 |
342279 |
Выручка |
В |
1697553 |
1577465 |
1510757 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
Пр |
52426 |
43621 |
24961 |
Чистая прибыль (убыток) |
ЧП |
17500 |
6500 |
318 |
Проценты к уплате |
Пу |
55221 |
64228 |
64511 |
Среднегодовые
запасы |
Зср |
145296 |
64832 |
- |
Среднегодовая
ДЗ |
ДЗср |
123102,5 |
128654 |
- |
Среднегодовая
КЗ |
КЗср |
379884 |
358545,5 |
- |
Среднегодовой
СК |
СКср |
479307,5 |
432726,5 |
412018,5 |
Среднегодовые
А |
Аср |
5823128,5 |
5369856,5 |
2527926,5 |
В случае с РЖД на 2018 г.
запасы составляют всего 1,3% в общей сумме активов, дебиторская задолженность –
2,1%, денежные средства и финансовые вложения – 1,5%. Это не самые лучшие
показатели, но для организации, единственным учредителем которой является государство,
показатели ликвидности не являются существенными для кредиторов.
Таблица 2.Расчет финансовых
показателей ОАО «РЖД»
Показатель |
2018 |
2017 |
2016 |
Формула |
Показатели долгосрочной
платежеспособности |
||||
Коэффициент финансовой
независимости |
0,72 |
0,74 |
0,70 |
|
Коэффициент
привлечения заемного
капитала |
0,18 |
0,17 |
0,20 |
|
Коэффициент
покрытия ВНА |
0,95 |
0,96 |
0,98 |
|
Коэффициент
покрытия активов собственнымиОА |
-0,04 |
-0,04 |
-0,02 |
|
Коэффициент
покрытия процентов |
0,95 |
0,68 |
0,39 |
|
Показатели ликвидности |
||||
Коэффициент
текущей ликвидности |
0,56 |
0,60 |
0,79 |
|
Коэффициент
быстрой ликвидности |
0,42 |
0,47 |
0,64 |
|
Коэффициент
абсолютной ликвидности |
0,15 |
0,17 |
0,29 |
|
Чистый оборотный капитал |
-259433 |
-207427 |
-102892 |
|
Коэффициенты ликвидности
могут быть оптимальными, если оборотные активы организации имеют следующую
структуру: запасы составляют 65%; дебиторская задолженность составляет 25%;
денежные средства и финансовые вложения составляют 7% [9].
Таблица 3. Расчет показателей ОАО «РЖД»
Показатель |
2018 |
2017 |
2016 |
Формула |
Продолжительность операционного и
финансового цикла |
||||
Продолжительность
оборота запасов, Пз |
31 |
15 |
- |
|
Продолжительность
оборота ДЗ, Пдз |
26 |
30 |
- |
|
Продолжительность операционного
цикла, Поц |
58 |
45 |
- |
|
Продолжительность
оборота КЗ, Пкз |
82 |
83 |
|
|
Продолжительность финансового
цикла |
-24 |
-38 |
0 |
|
Показатели рентабельности и деловой
активности |
||||
Рентабельность
собственного капитала |
3,65 |
1,50 |
0,08 |
|
Рентабельность
продаж |
6,34 |
6,84 |
5,92 |
|
Оборачиваемость собственного
капитала |
3,54 |
3,72 |
3,67 |
|
Оборачиваемость активов |
0,30
|
0,29 |
0,60 |
|
Рентабельность
активов |
0,30 |
0,12 |
0,01 |
|
Коэффициент
финансовойзависимости |
0,28 |
0,26 |
0,3 |
|
Оптимальное значение
коэффициента финансовой независимости колеблется в пределах 0,5-0,8, расчетный
показатель по данным РЖД равен 0,72 и
попадает в отрезок оптимальных значений, что свидетельствует об приемлемой
автономии собственного капитала [1, 5]. Коэффициент привлечения заемного
капитала в среднем колеблется от 0,2 до 0,5 и показывает долю заемных средств в
общей сумме источников финансирования – 18% по данным РЖД, это объясняется тем,
что большую часть финансирования РЖД осуществляет государство[2, 3].
Рассмотрим более детально
структуру заемных средств и кредиторской задолженности «РЖД»на конец 2018 года
в таблицах 4 и 5.
Таблица 4. Структура заемных средств
компании на 2018 год
Наименование показателя |
Значение показателя,млн.
руб. |
Долгосрочные заемные средства |
934 814 |
в том числе: кредиты |
447 320 |
облигационные займы |
487 494 |
Краткосрочные заемные средства |
140 735 |
в том числе: кредиты |
93 488 |
займы за исключением облигационных |
- |
облигационные займы |
47 247 |
Общий размер просроченной задолженности по заемным средствам |
|
в томчисле: покредитам |
- |
по облигационным займам |
- |
Таким образом, «РЖД»
показывает себя добросовестным контрагентом с точки зрения платежно-расчетной
дисциплины, поскольку своевременно исполняет свои обязательства. За 2018 год
период оборота кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками
составил 40 дней, данное значение соответствует условиям расчетов по договорам,
по которым компания является плательщиком.
Общая доля просроченной
задолженности в общем объеме составляет 0,4% (1,5 млрд. руб.), то есть может
быть признана несущественной. Следовательно, в соответствии с низкой долей, негативные
последствия в связи с несвоевременного погашения обязательств также не имеют
значительного влияния на деятельность компании.
Таблица 5. Структура кредиторской
задолженности на 2018 год
Наименование показателя |
Значение показателя, млн. руб. |
Общий
размер кредиторской задолженности |
384 956 |
из нее
просроченная |
1 520 |
Поставщики
и подрядчики |
196 865 |
из нее
просроченная |
1 256 |
Оплата
труда |
16 264 |
из нее
просроченная |
- |
Бюджет и
внебюджетные фонды по налогам и сборам |
24 471 |
из нее
просроченная |
- |
Авансы
полученные кроме перевозок |
35 137 |
из нее
просроченная |
89 |
Авансы,
полученные за перевозки |
97 591 |
из нее
просроченная |
- |
Акционеры
по выплате доходов |
- |
из нее
просроченная |
- |
Прочая
задолженность |
14 628 |
из нее
просроченная |
175 |
Наличие просроченной
задолженности можно объяснить значительным объемом делового оборота и
возникающие разногласия по первичным документам. Ориентировочный срок погашения
просроченной задолженности за 2018 год – второй квартал 2019 года.
На данный момент времени
«РЖД» играет действительно важную роль в стратегическом развитии транспортного
комплекса России и оказывает значительное влияние, как на экономику, так и на
социальную сферу страны.
Однако, тенденции России
в отношении развития социально- экономической сферы страны и железнодорожного
транспорта предполагает серьезные вызовы и риски в дальнейшем эффективном
развитии, с которыми компании придется справляться:
- Экономическая ситуация в стране на данный момент и по прогнозам экспертов характеризуется постепенным замедлением темпов роста промышленного производства, для компании это может быть чревато снижением объемов работы холдинга [4].
- Недостаток инвестиций – существующий тренд по снижению объемов финансирование, и, как следствие, отставание от плана по развитию инфраструктуры, может стать причиной падения темпов роста перевозок, и, как результат, к негативным последствиям и для экономики страны, и для контрагентов по грузоперевозкам:
- если дефицит инвестиций сохранится, рост грузоперевозок в среднем в год будет около 1,5% вплоть до 2020 года, около 0,5% до 2030 года, в случае роста спроса на грузоперевозки в среднем на 2-3% в год;
- протяженность «узких мест» может возрасти до 19 тыс. км.в 2020 году;
- вероятность увеличения числа ограничений на скорость движения поездов, снижение скорости и надежности грузоперевозок, замедление оборота грузовых вагонов, снижение безопасности перевозок – все эти факторы приведут к потере компанией конкурентоспособности на транспортном рынке.
- Вероятность возникновения частных перевозчиков и локомотивов влечет за собой снижение доходов от грузоперевозок «РЖД». Продажа акций ОАО «ФГК» и прочих существенно влияющих на стратегическое развитие холдинга компаний приведет к снижению прибыли и невозможности осуществления проектов по модернизации инфраструктуры.
- Потеря конкурентоспособности железнодорожного транспорта в отношении к другим видам транспорта и в дальнейшем снижение перевозок высокорентабельных грузов, что ведет к снижению темпов роста доходов компании с учетом сохранения постоянных издержек. Решить такую проблему можно либо оптимизацией железнодорожной сети (сокращением путей, закрытию нерентабельных дорог), либо увеличением поддержки со стороны государства, в том числе, за счет оптимизации налоговой политики [6].
- Ограничение в развитии также угрожает пассажирским перевозкам:
- снижение пассажирских перевозок дальнего следования из- за уменьшения государственных субсидий, направленных на стимулирование подвижности граждан;
- инфраструктурные ограничения приведут к падению скорости перевозок дальнего следование, и соответственно к потере компанией конкурентоспособности в данной нише рынка;
- нехватка средств для обновления парка вагонов и локомотивов для пассажироперевозок.
Таким образом, доля железнодорожного транспорта в общем пассажирообороте может снизиться с 27% в 2019 году до 20% в 2030 году.
- В отсутствии модели устойчивого функционирования и финансирования пригородные железнодорожные перевозки не смогут достигнуть развития, соответствующего требованиям спроса:
- невозможность наращивания скорости и объемов перевозок из-за перегруженности железнодорожной инфраструктуры;
- невозможность обновления основных фондов из-за нехватки инвестиций, в результате – сокращение парка пригородного подвижного состава;
- невозможность компенсировать в полном объеме потери за счет регионального бюджета, что приведет к снижению объемов перевозок, сокращению нерентабельных маршрутов, падению качества услуг и инвестиций со стороны частного сектора.
- Продолжающеесяпадение образовательного уровня, как отмечают специалисты, ведущее к низкому уровню правосознания [7,8], что влечет непосредственный дефицит персонала.
Исходя из всего
вышеперечисленного можно сделать вывод, что если подобная тенденция сохранится,
несоответствие компании к требованиям потребителей ее услуг, а также
невозможность их обеспечения, экономику страны ждет существенные ограничения
инфраструктурного развития.
Список литературы:
- Аббасов Г.А. Экономический субъект экономического анализа по даннымуправленческогоучета//Экономическийанализ.–2016. – №4. С. 23–28.
- Аверчев И. Как оценить эффективность работы компании // Финансовый директор.– 2016. –№ 3. С.25–30.
- Бурова О.Н., Жилкина А.Н. Интегральный показатель финансового состояния малых экономических субъектов в системе ключевых показателей эффективности. // Вестник Университета (Государственный университет управления). –2016. –№ 1. –С.131–133.
- Жилкина А.Н., Траченко М.Б. Управление финансами через бюджетирование и финансовый анализ // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2015. – №21.
- Журнал «Финансы и кредит» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fc/.
- Мартынова А.А., Дегтярева О.С. Налоговая политика 2015-2017 гг. Деофшоризация российской экономики: обзор основных концепций // Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР-2016): материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (27–31 октября 2016 г.). – Новосибирск: Изд-во СГУПСа. – 2017. – С. 178–182.
- Шорохов В.Е. Правосознание как антикоррупционная категория // Государственная властьи местноесамоуправление. – 2018. – № 8. – С. 50–54.
- Шорохов В.Е. Антикоррупционное правосознание в системе местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2018. – № 4. С. 22-26.
- Российские железные дороги: инвесторам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ir.rzd.ru/
Комментарии: