» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017
Автор: Медникова Анна Игоревна, студент-магистр
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Хищение бюджетных средств
УДК 336.148
ХИЩЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ
СРЕДСТВ
Медникова Анна
Игоревна
студентка
Российский Университет Правосудия,
г. Н. Новгород
Одной из главных, а, может быть, и самой главной
составляющей преступлений в сфере бюджетного финансирования является
коррупционная составляющая. В подавляющем большинстве случаев хищения
бюджетных средств совершаются с участием должностных лиц, обладающих соответствующими
полномочиями по распоряжению ими. При этом, на наш взгляд, необходимо
отметить, что существенным фактором является степень влияния организованной
преступности на решения, принимаемые государственными должностными лицами, к
компетенции которых относится распределение бюджетного финансирования.
Таким образом, представляется, что первоочередное
принятие мер по противодействию коррупции — есть ключ к борьбе с преступлениями,
связанными с хищением средств государственного бюджета. При этом подобная
борьба должна осуществляться на всех уровнях и во всех сферах деятельности, и в
особенности в политической.
Необходимо, по нашему мнению, чтобы противодействие
коррупции стало не просто приоритетной задачей в деле «оздоровления» управленческого
механизма государства, но и национальной идеей.
Так, в Соединенных Штатах Америки борьба с коррупцией
является одним из важнейших направлений деятельности государства, а расследование
преступлений коррупционной направленности — задачей № 1 для Федерального Бюро
Расследований.
В рассматриваемом контексте представлен ряд
рекомендаций и мер по выявлению и предупреждению преступлений, связанных с
легализацией доходов, полученных в результате хищения бюджетных средств.
Выделены четыре основных направления, а именно:
- финансовые организации (банковские и небанковские
учреждения);
- надзорные органы и подразделения финансовой разведки;
- правоохранительная система;
- законодательные меры.
Рассмотрим данные направления.
Финансовые организации
Необходимо создание надлежащей системы внутреннего
контроля в банках и не кредитных организациях, к которым относятся страховые
компании, дилеры, брокеры и т.п. Указанные структуры заведомо находятся в зоне
риска и могут быть вовлечены в преступные схемы, связанные с хищением и
легализацией средств бюджета.
Указанная система позволит выявлять сомнительные
операции клиентов. При этом наиболее глубокому и детальному мониторингу должны
подвергаться финансовые операции, осуществляемые политическими деятелями и
государственными чиновниками, их родственниками, а также лицами, действующими
от их имени.
Кроме того, одним из важных элементов работы системы
видится возможность идентификации источников происхождения денежных средств и
иного имущества должностных лиц.
Мировой опыт внедрения механизмов финансовой разведки
в кредитных и не кредитных организациях подтверждает успешность принимаемых процедур
внутреннего контроля, в частности такой процедуры, как «Знай своего клиента»,
которой адресованы рекомендации ФАТФ (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF).
Надзорные органы и подразделения финансовой разведки
Важнейшим направлением в работе подразделений
финансовой разведки (ПФР) по линии выявления и предупреждения преступлений,
связанных с легализацией доходов, полученных в результате хищения бюджетных
средств, является организация эффективного сотрудничества — как двухстороннего,
так и многостороннего.
Информация, получаемая от зарубежных финансовых
разведок, в том числе об операциях граждан одного государства на территории другого,
позволяет правоохранительным органам более полно документировать данные о совершаемых
преступлениях.
При проведении ПФР анализа финансовых операций на
предмет их возможной связи с хищением очень важно знать индикаторы, присущие
такого рода операциям.
К основным индикаторам можно отнести:
- совершение государственной организацией операций с
частной компанией, которая в течение короткого промежутка времени большую
часть полученных денежных средств переводит за рубеж;
- крупные операции по счетам недавно созданных
юридических лиц;
- покупка акций, не обращающихся на организованном
рынке ценных бумаг;
- приобретение недвижимого имущества, оформляемого на
членов семьи государственного чиновника или должностного лица;
- оплата недвижимого имущества, приобретаемого в
пользу третьих лиц.
Законодательные меры
В рассматриваемом аспекте представляется необходимым
принятие следующих мер:
- установление государственного контроля над крупными
расходами лиц, замещающих государственные должности;
- введение нормы об обязательном декларировании
доходов государственных чиновников, а также их родственников;
- введение ограничений и запретов (например,
замораживание счетов) на возможность распоряжения имуществом должностным
лицам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления;
- конфискация активов, добытых преступным путем
(расширение перечня преступлений, за совершение которых применяется
конфискация имущества);
- предоставление банкам права на отказ от совершения
сомнительных операций, а также на отказ от открытия счетов лицам, в отношении
которых возникли подозрения;
- законодательное «стимулирование» безналичных
расчетов между организациями и физическими лицами.
Кроме того, со стороны государства необходимо
выработать комплекс мер по улучшению государственного управления в
социально-экономической сфере, регламентировать использование
государственного имущества, создать условия для конкуренции на товарном и
сырьевом рынках, а также продолжать совершенствовать нормы, регулирующие
осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд.
Не менее важным представляется и принятие мер,
направленных на формирование в обществе непримиримого отношения к коррупции и
коррупционерам.
Правоохранительная система
Изучив материалы уголовных дел о преступлениях в
бюджетной сфере, находящихся в производстве органов внутренних дел, можно
сделать вывод о том, что при расследовании уголовных дел у следователя
возникают проблемы в основном в связи с недостаточным пониманием следователями
природы расследуемых правоотношений, незнанием бюджетного законодательства.
Если в отделах полиции и возбуждаются уголовные дела,
связанные с хищениями бюджетных средств, то в основном они касаются проблемы
косвенно и привлекают должностных лиц, в основном, служащие среднего звена
государственных и муниципальных учреждений, да и по наиболее простому и легко
доказываемому составу преступления, связанного с нецелевым использованием
бюджетных средств.
Зачастую дела оформляют в особом порядке рассмотрения
дела, при полном признании вины обвиняемым. При таком раскладе следователю и не
нужно вникать вглубь, найти того, кто стоит за этим «нечестным» служащим. А
зачастую, тот, кто действительно «присваивает» государственные деньги, просто
обещает этому «нечестному» помощь в дальнейшем за то, что он признается во
всем.
Возвращаясь к проблеме недостаточных навыков и знаний
следователя в сфере бюджетных средств, бюджетного законодательства, можно
сказать о том, что это простое «нежелание» изучить проблему, прибегнуть к
помощи специалистов, а ведь в ч.1 ст. 168 УПК РФ говорится о том, что
следователь вправе привлечь специалиста в той или иной сфере[1]. В ч. 1
ст. 58 УПК РФ сказано: «специалист - лицо, обладающее специальными знаниями,
привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном
настоящим Кодексом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии
предметов и документов, применении технических средств в исследовании
материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для
разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную
компетенцию» [2].
Объем работы и проводимые следственные действия
занимают слишком много времени и требуют привлечения ни одного специалиста по
данной категории, да и управляющий бюджетной организации будет способствовать
расследованию, если поймет, что может раскрыться его «незаконная» деятельность
либо иных лиц, которых он скрывает.
В итоге: дело возбужденно, доказательной базы
практически нет, дело подлежит закрытию.
И появляются проблемы с руководством, карьерой, не
выполненным планом по раскрытию преступлений. Следователь не захочет подобной
участии и лучше раскроет «очевидные» преступления.
Сотрудникам правоохранительных органов, в служебные
обязанности которых входит борьба с экономическими видами преступлений,
следует принимать во внимание представленные выше индикаторы финансовых
операций, возможно связанных с хищением средств государственного бюджета.
При этом одной из ключевых задач, стоящих перед
правоохранительными органами, является создание эффективной и стабильной системы
подготовки специалистов, которые будут владеть технологиями расследования
преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) незаконных доходов.
Решение данного вопроса, на наш взгляд,
предусматривает:
- определение базовых учебных заведений;
- разработку специализированного учебного курса,
учебно-методического комплекса к нему, в том числе включающего возможность
дистанционного обучения;
- создание механизма подготовки и повышения
квалификации сотрудников правоохранительных органов.
Указанные меры позволят эффективнее раскрывать
преступления в области хищения бюджетных средств.
Список литературы:
[1] Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.03.2017). - Ч. 1
[2] Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.03.2017). - Ч. 1
Комментарии: