» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017

Автор: Медникова Анна Игоревна, студент-магистр
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Хищение бюджетных средств

Статья просмотрена: 500 раз

УДК 336.148

ХИЩЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Медникова Анна Игоревна

студентка

Российский Университет Правосудия,

г. Н. Новгород

 

Одной из главных, а, может быть, и са­мой главной составляющей преступле­ний в сфере бюджетного финансирова­ния является коррупционная составля­ющая. В подавляющем большинстве случаев хищения бюджетных средств совершаются с участием должностных лиц, обладающих соот­ветствующими полномочиями по распоряже­нию ими. При этом, на наш взгляд, необходимо отметить, что существенным фактором являет­ся степень влияния организованной преступно­сти на решения, принимаемые государствен­ными должностными лицами, к компетенции которых относится распределение бюджетно­го финансирования.

Таким образом, представляется, что перво­очередное принятие мер по противодействию коррупции — есть ключ к борьбе с преступлени­ями, связанными с хищением средств государ­ственного бюджета. При этом подобная борьба должна осуществляться на всех уровнях и во всех сферах деятельности, и в особенности в полити­ческой.

Необходимо, по нашему мнению, чтобы про­тиводействие коррупции стало не просто при­оритетной задачей в деле «оздоровления» управ­ленческого механизма государства, но и нацио­нальной идеей.

Так, в Соединенных Штатах Америки борь­ба с коррупцией является одним из важнейших направлений деятельности государства, а рассле­дование преступлений коррупционной направ­ленности — задачей № 1 для Федерального Бюро Расследований.

В рассматриваемом контексте пред­ставлен ряд рекомендаций и мер по выявлению и предупреждению преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных в результате хищения бюджетных средств. Выделены четыре основных направления, а именно:

- финансовые организации (банковские и небанковские учреждения);

- надзорные органы и подразделения фи­нансовой разведки;

- правоохранительная система;

- законодательные меры.

Рассмотрим данные направления.

Финансовые организации

Необходимо создание надлежащей системы внутреннего контроля в банках и не кредитных организациях, к которым относятся страховые компании, дилеры, брокеры и т.п. Указанные структуры заведомо находятся в зоне риска и мо­гут быть вовлечены в преступные схемы, связан­ные с хищением и легализацией средств бюджета.

Указанная система позволит выявлять сомни­тельные операции клиентов. При этом наиболее глубокому и детальному мониторингу должны подвергаться финансовые операции, осуществля­емые политическими деятелями и государствен­ными чиновниками, их родственниками, а также лицами, действующими от их имени.

Кроме того, одним из важных элементов ра­боты системы видится возможность идентифи­кации источников происхождения денежных средств и иного имущества должностных лиц.

Мировой опыт внедрения механизмов финан­совой разведки в кредитных и не кредитных орга­низациях подтверждает успешность принимаемых процедур внутреннего контроля, в частности та­кой процедуры, как «Знай своего клиента», кото­рой адресованы рекомендации ФАТФ (англ. Financial Action Task Force on Money LaunderingFATF).

Надзорные органы и подразделения финансовой разведки

Важнейшим направлением в работе подразде­лений финансовой разведки (ПФР) по линии выявления и предупреждения преступле­ний, связанных с легализацией доходов, полу­ченных в результате хищения бюджетных средств, является организация эффективного со­трудничества — как двухстороннего, так и мно­гостороннего.

Информация, получаемая от зарубежных финансовых разведок, в том числе об операциях граждан одного государства на территории дру­гого, позволяет правоохранительным органам более полно документировать данные о совер­шаемых преступлениях.

При проведении ПФР анализа финансовых операций на предмет их возможной связи с хи­щением очень важно знать индикаторы, прису­щие такого рода операциям.

К основным индикаторам можно отнести:

- совершение государственной организа­цией операций с частной компанией, ко­торая в течение короткого промежутка времени большую часть полученных де­нежных средств переводит за рубеж;

- крупные операции по счетам недавно со­зданных юридических лиц;

- покупка акций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

- приобретение недвижимого имущества, оформляемого на членов семьи государ­ственного чиновника или должностного лица;

- оплата недвижимого имущества, приоб­ретаемого в пользу третьих лиц.

Законодательные меры

В рассматриваемом аспекте представляется необходимым принятие следующих мер:

- установление государственного контроля над крупными расходами лиц, замещаю­щих государственные должности;

- введение нормы об обязательном декла­рировании доходов государственных чи­новников, а также их родственников;

- введение ограничений и запретов (напри­мер, замораживание счетов) на возмож­ность распоряжения имуществом долж­ностным лицам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления;

- конфискация активов, добытых преступ­ным путем (расширение перечня преступ­лений, за совершение которых применя­ется конфискация имущества);

- предоставление банкам права на отказ от совершения сомнительных операций, а так­же на отказ от открытия счетов лицам, в от­ношении которых возникли подозрения;

- законодательное «стимулирование» без­наличных расчетов между организациями и физическими лицами.

Кроме того, со стороны государства необхо­димо выработать комплекс мер по улучшению государственного управления в социально-эко­номической сфере, регламентировать использо­вание государственного имущества, создать ус­ловия для конкуренции на товарном и сырьевом рынках, а также продолжать совершенствовать нормы, регулирующие осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд.

Не менее важным представляется и приня­тие мер, направленных на формирование в об­ществе непримиримого отношения к коррупции и коррупционерам.

Правоохранительная система

Изучив материалы уголовных дел о преступлениях в бюджетной сфере, находящихся в производстве органов внутренних дел, можно сделать вывод о том, что при расследовании уголовных дел у следователя возникают про­блемы в основном в связи с недостаточным пониманием следователями природы расследуемых правоотношений, незнанием бюджетного законода­тельства.

Если в отделах полиции и возбуждаются уголовные дела, связан­ные с хищениями бюджетных средств, то в основном они касаются пробле­мы косвенно и привлекают должностных лиц, в основном, служащие сред­него звена государственных и муниципальных учреждений, да и по наибо­лее простому и легко доказываемому составу преступления, связанного с нецелевым использованием бюджетных средств.

Зачастую дела оформляют в особом порядке рассмотрения дела, при полном признании вины обвиняемым. При таком раскладе следователю и не нужно вникать вглубь, найти того, кто стоит за этим «нечестным» служа­щим. А зачастую, тот, кто действительно «присваивает» государственные деньги, просто обещает этому «нечестному» помощь в дальнейшем за то, что он признается во всем.

Возвращаясь к проблеме недостаточных навыков и знаний следователя в сфере бюджетных средств, бюджетного законодательства, можно сказать о том, что это простое «нежелание» изучить проблему, прибегнуть к помощи специалистов, а ведь в ч.1 ст. 168 УПК РФ говорится о том, что следователь вправе привлечь специалиста в той или иной сфере[1]. В ч. 1 ст. 58 УПК РФ сказано: «специалист - лицо, обладающее специальными знания­ми, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, уста­новленном настоящим Кодексом, для содействия в обнаружении, закрепле­нии и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов экс­перту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию» [2].

Объем работы и проводимые следственные дей­ствия занимают слишком много времени и требуют привлечения ни одного специалиста по данной категории, да и управляющий бюджетной организа­ции будет способствовать расследованию, если поймет, что может рас­крыться его «незаконная» деятельность либо иных лиц, которых он скрыва­ет.

В итоге: дело возбужденно, доказательной базы практически нет, дело подлежит закрытию.

И появляются проблемы с руко­водством, карьерой, не выполненным планом по раскрытию преступлений. Следователь не захочет подобной участии и лучше раскроет «очевидные» преступления.

Сотрудникам правоохранительных органов, в служебные обязанности которых входит борь­ба с экономическими видами преступлений, следует принимать во внимание представлен­ные выше индикаторы финансовых операций, возможно связанных с хищением средств госу­дарственного бюджета.

При этом одной из ключевых задач, стоящих перед правоохранительными органами, являет­ся создание эффективной и стабильной систе­мы подготовки специалистов, которые будут вла­деть технологиями расследования преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) неза­конных доходов.

Решение данного вопроса, на наш взгляд, предусматривает:

- определение базовых учебных заведений;

- разработку специализированного учебно­го курса, учебно-методического комплек­са к нему, в том числе включающего воз­можность дистанционного обучения;

- создание механизма подготовки и повы­шения квалификации сотрудников пра­воохранительных органов.

Указанные меры позволят эффективнее раскрывать преступления в области хищения бюджетных средств.



Список литературы:

[1] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.03.2017). - Ч. 1

[2] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.03.2017). - Ч. 1



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: