» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017

Автор: Медникова Анна Игоревна, студент-магистр
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Легализация преступных доходов: российская действительность, зарубежный опыт и пути решения проблемы

Статья просмотрена: 150 раз

УДК 336.745

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ: РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Медникова Анна Игоревна

студентка

Российский Университет Правосудия,

г. Н. Новгород

 

Последние несколько десятилетий легализация доходов, полученных посредством проведения незаконных операций, является распространенным видом деятельности преступных сообществ. Вопрос противодействия от­мыванию денег стоит перед всем мировым сообществом и не терпит отлагательства. Данные, предоставленные экспертами Международного валютного фонда, сообщают, что каждый год преступными организациями легализуются около полутора триллионов долларов, что составляет 5 % валового мирового продукта [1]. Стоит отметить, что от эффективности мер борьбы с данным негативным явлением зависит уровень финансовой стабильности мировой экономики в целом, сбалансированность националь­ных бюджетов, а также пресечение набирающих обороты процессы финансирования терроризма и экстремизма.

Под понятием легализация (отмывание) доходов, полученных пре­ступным путем, в правовой теории понимают придание незаконно приоб­ретенным денежным средствам статус «чистых денег». Иными словами, истинный характер полученного противоправным способом дохода скры­вается посредством финансовых операций и других сделок, в результате чего деньги поступают в легальный экономический оборот.

Процесс глобализации мировой экономики и взаимодействие финансовых рынков разных стран представляют собой масштабное пространство для деятельности преступных организаций, в том числе и в сфере легализации преступных доходов. Последние годы особую по­пулярность набирают так называемые «офшорные способы отмывания денег». Какие бы схемы не использовались для незаконной перекачки денег, они, по существу, были бы невозможны без так называемых оф­шорных зон, в которых действует достаточно льготное регулирование банковских операций, сохраняется гарантия защиты банковской тайны, что упрощает процесс отмывания денег. Проходя через офшорные зоны, капитал полностью легализуется и попадает в экономику промышленно развитых стран уже будучи формально легальным [2]. Результатом является огромный отток денежных средств из РФ, что заметно истощает национальный бюджет. По данным Минэкономразвития, отток капитала из РФ за 2016 г. составил 70 млрд. долл.

Согласно ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации наказанием за легализацию доходов, добытых преступным путем, являются штрафы и принудительные работы, ограничение свободы или лишение свободы на срок до 7 лет (если преступление совершено в особо крупном размере).. Несколько мягкое наказание, на наш взгляд, за столь логически продуманные преступления, заплатил штрафы, отработал срок принудительных работ и можно смело повторить операцию. По нашему мнению, необходимо не то чтобы ужесточить, а разнообразить систему наказаний и профилактики легализации преступных доходов:

- пожизненно лишать право занимать определенную должность или право заниматься определенным видом деятельности;

- принудительные работы по прожиточному минимуму либо по подписке о невыезде;

- предоставление ежеквартальных, ежегодных отчетов о доходах компании и о покупках;

- использование современных технологий слежки, то есть электронные браслеты;

- усовершенствование видеонаблюдения в банковских и иных организациях;

- ужесточить контроль транспортных перевозок через границу.

В силу увеличения незаконных транснациональных финансовых операций, связанных с отмыванием больших объемов денежных средств, а также появления все новых видов экономических преступлений в этой области очевидным становится факт, что национальных мер борьбы недо­статочно. Необходимы меры международного характера, которые должны быть ориентированы, в первую очередь, на воспрепятствование возник­новению самих центров отмывания капитала, а также на повышение про­зрачности финансовых операций и органов, осуществляющих их контроль и регулирование.

Подобные меры позволят не только уменьшить показатель преступ­ности в области отмывания доходов, но и обеспечить достойное состояние экономики как на национальном, так и на мировом уровне.

Одной из организаций борьбы с отмыванием доходов является Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (FATF - Financional Action Task Force of Maney Laundering). Организация утверждает,  что государствам необхо­димо принимать меры к разделу конфискованного с другими странами в случаях, когда кон­фискация явилась результатом совместных правоохранительных действий, или передавать средства от конфискации в специально созданные для этого национальные фонды. В после­дующем эти средства подлежат использованию на гуманитарные цели (развитие правоохра­нительных органов, здравоохранение, образование, и др.).

Таким образом, необходимо выработать частную методику международного розыска денежных средств и имущества, полученных преступным путем. Ее основной смысл, мы предлагаем раскрыть в следующих положениях.

Так, согласно международным соглашениям (конвенциям), заключенным Российской Федерацией, основной формой международного сотрудничества, которая подлежит исполь­зованию для розыска и ареста за границей полученных преступным путем денежных средств и имущества, является направление за рубеж международных следственных поручений (меж­дународных ходатайств об оказании правовой помощи, запросов, поручений и т.д.) о розыск­ных и процессуальных действиях, исполнение которых позволяет:

- получить достоверную и полную информацию об имуществе и денежных средствах, полученных преступным путем и находящихся (или ранее находившихся и тем или иным способом использованных) за пределами Российской Федерации;

- собрать новые фактические данные (доказательства) об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания и подлежащих установлению по конкретному уголовному делу;

- принять меры по обеспечению возмещения причиненного преступлением ущерба, общей и специальной конфискации.

Для сотрудничества по данному вопросу Российской Феде­рации с государствами даже в случае отсутствия международных договоров, следует исходить из того обстоятельства, что независимо от особенностей национальных правовых систем абсо­лютное большинство стран мира объективно заинтересованы в борьбе с транснациональной преступностью. При этом важным является тот факт, что многие страны, в соответствии с соб­ственным законодательством, признают возможным исполнение именно судебных решений об аресте и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества.

Правовым основанием с одной стороны, для оказания в таких случаях ими междуна­родной правовой помощи в конфискации денежных средств и имущества, полученных пре­ступным путем, являются нормы их национального уголовно-процессуального и иного зако­нодательства. С другой одним из путей обеспечения возможности приведения за рубежом и исполнение приговоров национальных судов о конфискации, могла бы послужить Европей­ская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам от 28 мая 1970 г.

Как показывает практика, эффективное применение принципа взаимности, при осу­ществлении конфискации и выдачи денежных средств и имущества, полученных преступным путем, является на сегодняшний день маловероятным (в отличие от ареста и выдачи преступ­ников). В первую очередь это объясняется тем, что прецедентов его реализации, как свиде­тельствует опыт международного сотрудничества, пока еще не было. Дело в том, что доходы, полученные преступным путем на территории того или иного государства, уже оказываются в той или иной степени внедренными в национальную экономику страны. Это в определен­ном смысле максимально снижает целесообразность их изъятия и передачи заинтересованной стороне. Поэтому механизм их экстрадиции должен содержать определенные элементы, вза­имовыгодные запрашивающей стороне и, соответственно, запрашиваемой.

Вместе с тем, невыполнение международных обязательств представляет собой своеоб­разный урон политическому имиджу страны, в которой обнаружены денежные средства и имущество, полученные преступным путем, что является объективным нарушением принци­пов и норм международного права. Однако сбрасывать со счетов национальные интересы государства, было бы политически не совсем корректно. Хотя бы только потому, что это ис­торически определено особенностями национальных правовых систем.

Не самая последняя роль в этом принадлежит судебным органам, которые могли бы предусмотреть в целях максимального учета при изложении в судебном приговоре обоснова­ния и решения об обращении в доход государства полученных преступным путем денежных средств и имущества, а также в судебном ходатайстве об его исполнении, согласовать требо­вания национального законодательства (в первую очередь уголовно-процессуального) с зако­нодательством иностранного государства (запрашиваемой стороны).

Представляется, что существенный потенциал в данной сфере международного со­трудничества содержится в дальнейшем развитии взаимодействия между национальными ор­ганами т.н. финансовой разведки и их зарубежными партнерами и в том числе в рамках спе­циальных международных организаций (FATF, EAT, группа «Эгмонт» и др.).

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным сделать следующие принци­пы противодействия легализации преступных доходов:

- наличие соответствующей уголовно-правовой основы для деятельности правоохра­нительных органов;

- централизация управления правоохранительных органов с предоставлением подчи­ненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

-  умение анализировать обстановку, делать правильные выводы из нее и предвидеть ход событий (предвиденье);

-  знание кадрового состава, его моральных и деловых качеств, умение опираться на подчиненных начальников;

-  высокая организованность, оперативность и творчество в работе руководителя (начальника) компетентного правоохранительного органа;

- личная ответственность руководителей (начальников) правоохранительных органов за принимаемые решения, применение сил и средств и результаты выполнения задач, постав­ленных подчиненным структурным подразделениям.

Для его эффективной реализации важно:

-  ускорить сближение национальных законодательств между странами мирового со­общества в сфере борьбы с легализацией преступных доходов;

- оказывать активную помощь при проведении оперативно-следственных мероприя­тий и судебных разбирательств;

- своевременно принимать меры по «замораживанию» или аресту имущества, полу­ченного преступным путем, которое может стать объектом запроса о конфискации;

-  без задержек осуществлять конфискацию имущества, являющегося доходом от пре­ступной деятельности.

Эти меры позволят существенно повысить раскрываемость преступлений, а также вероятность возврата средств и возмещения ущерба.

 



Список литературы:

1.             URL: http://www.economicdiscuss.ru/diecs-312-1.html (дата обращения: 23.06.2017)

2.             Криминалистика: учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россий­ская; под ред. Р.С. Белкина. М. : Норма, 2015, с..61



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: