» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (32) 2019

Автор: Кочергина Виолетта Николаевна, Студентка 5 курса психолого – педагогической кафедры
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Статья просмотрена: 44 раз
Дата публикации: 30.10.2019

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кочергина Виолетта Николаевна

Кобазова Юлия Владимировна

технический институт (филиал)

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова», г. Нерюнгри

 

Аннотация. В статье раскрываются основные подходы по организации психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования, т.к. проблема специального образования сегодня является одной из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования РФ. Это связано, в первую очередь с тем, что количество детей с различными отклонениями в развитии в последние годы не уменьшается, а скорее, имеет тенденцию к увеличению.

 В настоящее время в Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии) [2].

Психолого-педагогическое сопровождение  предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического. Основано на принципах: непрерывности, целенаправленности, систематичнсти, преемственности, приоритетности интересов сопровождаемого;

Важным является то, что деятельность специалистов инклюзивного образования представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях инклюзивного образования – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка, необходимый для успешной социализации в жизни общества, способствующий саморазвитию, самоопределению и эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, специальные образовательные условия, взаимодействие, субъекты инклюзивного образования, принципы и этапы сопровождения.

 

Одна из приоритетных задач социальной политики России – модернизация образования в направлении доступности и качества для всех категорий граждан. Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования. Это связано, в первую очередь с тем, что в результате воздействия неблагоприятных факторов за последние десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений как психического, так и соматического развития.

Кроме того, родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады.

В 1991 г. Российская Федерация ратифицировала Декларацию ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971 г) и «О правах инвалидов» (1975 г.), которые свидетельствует о том, что «ценностные ориентации государства и общества заключаются в гарантировании прав граждан и предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей индивидуальности». [1. с. 112].

1) Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебаведений. под ред. В.И. Лубовского, 3-е издание, 2006.

В настоящее время в Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии) [2].

Главным направлением развития системы государственной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбарьерной образовательной среды и реализация интеграционного подхода. Одним из путей реализации данного направления является образовательная инклюзия. Инклюзивное образование заключается в обеспечении «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3].

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

  Сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе, в соответствии с подходом М.Р. Битяновой определяется как: «целостная системно- организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной среде» [2, с.24].

Важно отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов - логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций, в том числе и ПМПК которая и обеспечивает преемственность между различными вариантами ФГОС с учетом психофизических особенностей ребенка.

Деятельность всех специалистов сопровождения состоит в предупреждении трудностей в обучении и адаптации детей к школе и в конкретной помощи ребенку, в том числе и коррекционной.

Важно отметить, что основным субъектом сопровождения является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах.

Следующим по значимости субъектом инклюзивного образовательного пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, которое после появления ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации специальных условий образования приобретает свойство «инклюзивного». Эти дети также будут нуждаться в определенном психолого-педагогическом сопровождении, хотя и несколько иного плана. Родители, педагогический коллектив также являются субъектами инклюзивного образовательного пространства. Педагогов следует рассматривать как особых субъектов сопровождения, поскольку они сами непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в то же время, в силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов школьного консилиума, обладающих специальными знаниями и умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ [ 1, с. 58 ].

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности: диагностическое; профилактическое; коррекционно-развивающее; консультативное; образовательное; поддерживающее; просветительское.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:

  • непрерывность сопровождения;
  • целенаправленность сопровождения;
  • приоритет интересов сопровождаемого;
  • систематичность сопровождения;
  • преемственность сопровождения на разных уровнях образования;
  • комплексный подход к сопровождению;
  • принцип сетевого взаимодействия;
  • рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождении предусматривает последовательную реализацию можно выделить четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л. Н. Харавиной) [2].

  • диагностический (выявление и углубленная оценка детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий);
  • определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения (разработка программы индивидуального сопровождения, каждым специалистом разрабатывается собственный маршрут сопровождения);
  • осуществление программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка (отслеживание динамики индивидуального прогресса ученика и эффективности адаптивной образовательной программы);
  • анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом.

На основании анализа результатов сопровождения проводится коррекция всех компонентов программы сопровождения, в том числе деятельности специалистов.

В рамках психолого-педагогического сопровождения реализуется соответствующий вариант образовательной программы, рекомендованный ПМПК [2, с.18].

Вся деятельность специалистов сопровождения направлена на поддержание социально-психологической и образовательной адаптации ребенка с ОВЗ, в том числе и в рамках работы с другими субъектами инклюзивного образования и  представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий.

Таким образом,  психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях инклюзивного образования  – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Он является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, способствующий саморазвитию, самоопределению и эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.



Список литературы:

  1. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Пособие для учителей, психологов и родителей. Минск, Национальный институт образования, 2005.
  2. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. /под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – АРКТИ, 2014.
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Вестник образования. – 2013. - №5-6. – С. 3-192.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: