» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (32) 2019
Автор: Мартынова Галина Александровна , Студентка 5 курса психолого – педагогической кафедры
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Развития творческого воображения старших дошкольников
Дата публикации: 7.11.2019
РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мартынова Галина Александровна
студентка 5 курса психолого – педагогической
кафедры
научный руководитель: Мамедова Лариса Викторовна
к.п.н., доцент
ТИ (ф) ГАОУ
ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова», г. Нерюнгри
Аннотация.
Проблема
развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является
неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его
поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и
педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в
умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Ключевые
слова: Воображение, ребенок, фантазия, мечта, виды воображения
Воображение
- способность сознания создавать образы представления, идеи и манипулировать
ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование,
планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого
воображения - фантазия. Воображение - одна из форм психического отражения мира.
[1].
В
отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей
дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов
связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.). О.М. Дьяченко
утверждает, что есть одно правило, которое необходимо помнить в любых
обстоятельствах: дошкольный возраст - это, прежде всего возраст игры, возраст
развития творчества, воображения, любознательности [3].
По
мнению отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготского,
В.В. Давыдова) развитие воображения следует осуществлять внутри содержательных
видов деятельности: бытовой, творческой, игровой деятельности, рисования.
Именно в этих условиях у детей наиболее успешно формируются навыки
общественной, ориентировочной деятельности, идёт овладение общественно
выработанными чувственными мерками (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков,
А.П. Усова). Дети в условиях организационной
деятельности по развитию воображения осваивают и жизненное значение,
целесообразность различных форм, окраску, величины предметов. Также в развитии
воображения участвуют музыкальная, изобразительная деятельность и словесное
творчество. [5].
Воображение
зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей
развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития),
индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и
направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей
коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт
характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса
обучения и воспитания [5].
Опыт
ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием
по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью
или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс
творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого
различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у
взрослого. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни
взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий
«отлет» от действительности. И главное - дети верят в то, что придумывают.
Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую
функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения
разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира [1]
Растущая
познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью
воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может
воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок
представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения.
Следовательно, воображение значительно расширяет границы его познания. Кроме
того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не
встречаются в обыденной жизни. Например, в игре ребенок спасает товарищей во
время шторма, мужественно ведет корабль. Это «участие» обогащает его
интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко
познавать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у
взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. [2].
Каковы
же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До 3 - х лет у детей воображение существует внутри других
психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит
становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится
самостоятельным процессом. На первых порах воображение неразрывно связано с
предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3- 4 лет не
может переименовать предмет, если не действует с ним. Так, старшие дошкольники
в качестве игрового материала используют природный
(листья, шишки, камешки и прочее) [3].
В 4 - 5
лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий,
прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет
появляются мечты о будущем, включается специфическое планирование, которое
можно назвать ступенчатым. Мечты ситуативны, нередко
неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.
Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и
представления, выраженные в слове.
В 6 - 7
лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в
различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью.
Появляются элементы творчества. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок
произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. О
возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства
можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же
тему, а также по устойчивости ролей. Младшие дошкольники играют 10 - 15 минут.
Внешние
факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел
теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в
соответствии с реальными функциями. В 4 - 5 лет игра длится 40-50 минут, а в 5
- 6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. [4].
Для
развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное
общение с взрослыми; предметно - манипулятивная
деятельность; необходимость разных видов деятельности. Средства и приемы
воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых
фантастических образов, а просто преобразуют уже известные, используя такие
приемы воображения, как антропоморфизация, агглютинация,
гиперболизации и другие [7].
Основные
особенности развития воображения в раннем возрасте:
- складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание; •
- воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов; •
- воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними [6].
Особенности
развития воображения в дошкольном возрасте следующие: ·
- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; •
- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; •
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [7].
Надо
сказать, что развитие воображения таит в себе и некоторые опасности. Одна из
них - это появление детских страхов. Все родители замечают, что у детей уже с
четырех-пяти лет появляются самые различные страхи: дети могут бояться темноты,
потом уже более определенно - скелетов, чертей и пр. Появление страхов является
спутником и своего рода показателем развивающегося воображения. Это явление
очень нежелательное, и когда страх появляется, надо помочь ребенку поскорее
избавиться от него. Конечно, прежде всего, следует постараться не допустить тех
воздействий, которые могут травмировать ребенка, вызвать в его воображении
болезненные образы. Часто страхи детей появляются после фильмов и книг, очень
безобидных и забавных на наш взгляд. Но надо помнить, что воображение ребенка
достраивает то, что он еще не знает, заменяет ему те сведения о
действительности, которых у него нет и которыми располагаем
мы, взрослые.
Список литературы:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
- Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2005
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991. . 4.Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М., 1983.
- Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1 .
- Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003 .
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Собр. соч., - М., 1982. Т.2.
- Новоселова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1989.
Комментарии: