» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017

Автор: Ильясова Римма Рашитовна, канд.хим.наук, доцент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Дистанционные технологии для профессиональной переподготовки преподавателей химии, биологии и естествознания

Статья просмотрена: 407 раз

УДК 372.854

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХИМИИ, БИОЛОГИИ

И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Ильясова Римма Рашитовна,

к.х.н., доцент, г. Уфа

 

Аннотация. Автором предложено использовать дистанционные технологии для профессиональной переподготовки преподавателей химии, биологии и естествознания

Ключевые слова: дистанционные технологии, профессиональная переподготовка преподавателей химии, биологии и естествознания

 

В настоящее время информационные образовательные технологии уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении как об одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ». Согласно статистике Международного Совета ООН дистанционно обучается более 10 миллионов человек в мире [1].

Дистанционные технологии возникли в Англии в 1969 г. по инициативе премьер-министра Г. Нильсона, после чего система быстро и широко распространилась в других развитых государствах Европы и в настоящее время широко используется в школах, в ВУЗах Российской федерации и за рубежом. В частности, дистанционные технологии реализуются через систему т.н. «открытых университетов» в США и Великобритании, в которых имеют возможность обучаться люди разного возраста и разного уровня подготовки [1, 3]. 

При этом уровень подготовки специалистов при этом считается достаточно высоким и дает право на получение квалификации бакалавра, магистра в самых различных областях знаний; стоимость обучения в несколько раз дешевле, чем по обычной традиционной системе обучения.  Кроме того, необходимым оборудованием для обучающегося является персональный компьютер. Используются различные формы организации учебного процесса: лекции, семинары, консультации и т.д. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения [1-3].

Тем не менее, в ряде областей знаний полный переход на дистанционное обучение невозможен, т.к. для ряда предметных областей необходима очная демонстрация профессиональных умений и навыков (например, в области синтетической неорганической и органической химии). В таких областях знаний дистанционное обучение не может быть использовано как единственная форма обучения и наиболее целесообразно ее рассматривать как дополнительное средство обучения.

Российская Федерация и российские ВУЗы  еще недавно сильно отставали от Запада в области применения технологии дистанционного обучения в сфере образования, в том числе, в области подготовки специалистов послеВУЗовского образования. До недавнего времени в России эта система сводилась к простому обмену корреспонденцией по электронной почте.

Несмотря на существующие проблемы, в последние годы в российских ВУЗах наблюдается настоящий «рывок» в области разработки и внедрения самых разнообразных дистанционных программ в учебный процесс.

Однако, проблема внедрения технологии дистанционного обучения в образовательный процесс в высшем учебном заведении для подготовки преподавателей средней школы, в том числе, состоит в сложности одновременного использования традиционной системы обучения и дистанционных технологий, а также в слабой готовности преподавателей высших учебных заведений (педагогической, методической, технологической) к решению задач по применению дистанционных технологий.

Часто в ВУЗах работы по созданию и внедрению дистанционных курсов ведутся посредством постепенного перевода существующего методического обеспечения учебного процесса в электронный формат. Такая работа выполняется практически во многих учебных заведениях (это подготовка электронных учебных пособий, методических указаний и т.д.), которые могли бы стать  информационной основой для создания дистанционных курсов. Однако в большинстве случаев происходит механическое накопление материалов в электронном виде, без их использования в дистанционном формате в повседневном учебном процессе.

В основе технологий дистанционного обучения лежат следующие положения: индивидуальный подход к реализации учебного процесса; наличие преподавателей - тьюторов по конкретным дисциплинам; удобный для обучающегося режим обучения в удобном по времени формате. Необходимо отметить, что телевидение, компьютеры, Интернет и др. современные технические средства обогащают довольно монотонную палитру традиционных средств обучения: учебников, пособий и т.д.

По сравнению с традиционными учебными заведениями - дистанционные учебные заведения по ряду причин считаются более «открытыми, т.к. учитываются возможность работать со студентами из отдаленных регионов, гибкие методики самостоятельного обучения, доступность электронных учебных пособий и т. д., наличие современных обучающих программ.

Дистанционное обучение удобно использовать с целью повышения профессиональной квалификации или переподготовки специалистов на основе имеющегося высшего образования. Дистанционное обучение на расстоянии рекомендовано, как правило, для тех, у кого отсутствует время или возможность, чтобы сделать перерыв в карьере для получения образования, из-за отсутствия образовательных центров поблизости от места жительства, привязанности к дому, состояния здоровья - дистанционные технологии удобны для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов). При этом итоговый документ равноценен обычному диплому, который студенты получают по окончании ВУЗа. 

По статистике интерес россиян к дистанционному образованию растет с каждым годом, особенно в регионах. По целому ряду причин, часто из-за отсутствия образовательных центров поблизости от места жительства, привязанности к дому, для взрослых иногда гораздо удобнее обучаться с помощью дистанционных методик, чем посещать занятия в дневное или вечернее время.

Во многих случаях взрослые вынуждены постоянно учиться, чтобы удержаться на уровне высокого профессионализма в условиях высокой конкуренции на рынке труда, кризисных явлений в экономике, вынужденной миграции, которые вызывают необходимость приобретения взрослыми дополнительной квалификации. Следует отметить, что дистанционные технологии удобны для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) [3]. 

В Башкирском государственном университете на протяжении нескольких лет реализуется профессиональная переподготовка преподавателей химии на базе имеющегося высшего образования. Студентам старших курсов естественных факультетов университета программа переподготовки учителей средних школ интересна, т.к. в основном дипломе запись «Преподаватель» того или иного предмета отсутствует. Наличие второго диплома к концу обучения в ВУЗе не может не способствовать положительному результату в поисках потенциальной работы. Со временем с учетом нарастающих требований к профессиональному педагогическому образованию в программу обучения профессиональной переподготовки были добавлены предметы биологического профиля и методика обучения нового предмета «Естествознание», преподавание которого включено в новые стандарты среднего образования в РФ с 2020 г. Согласно требованиям программы профессиональной переподготовки «Преподаватель химии, биологии и естествознания» слушателями программы профессиональной переподготовки могут быть студенты старших курсов естественных факультетов ВУЗов, а также лица, имеющие диплом о высшем образовании биологического, географического, химического, инженерного профиля.  Для студентов очного отделения ВУЗов обучение по программе переподготовки является большой дополнительной нагрузкой во вторую смену после основных занятий, ежедневно, включая субботу. С учетом указанного, было решено перевести большую часть дисциплин в дистанционный формат, что позволило организовать учебный процесс слушателей в комфортном для них режим, в домашних условиях, в свободное время. Каждая дисциплина программы обязательно содержит теоретическую часть и вопросы для контроля полученных знаний в форме тестов. Часть предметов слушатели изучают очно. Это связано с невозможностью изучать экспериментальную и вычислительную химию и биологию заочно. В настоящее время по данной программе уже обучились и работают в школах более 500 человек.

Исследования по растущей популярности дистанционного образования показали: для обучения не нужно покидать дом, семью, родных, друзей, работу, а также нести связанные с этим денежные расходы на дорогу, проживание. Абитуриент не ограничен в выборе образовательного учреждения; эта форма обучения уникальна для удалённых от центральных районов городов, где другие возможности обучения практически отсутствуют. Этот фактор часто имеет решающее значение для такой масштабной страны, как Россия; имеет место ярко выраженная практичность обучения. Она достигается благодаря тому, что обучающимся предоставляется выбор в последовательности изучения предметов, гибкий темп обучения, прямое общение с конкретным преподавателем, которому можно задавать вопросы именно о том, что интересует больше всего самого студента; предоставляет возможность использовать в процессе обучения современные технологии, то есть параллельно осваивать навыки, которые потом пригодятся в работе; дистанционное образование характеризуется высокой мобильностью. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели очное [1-5].

Сегодня дистанционное обучение базируется на активном использовании новых информационных технологий, на базе мультимедиа-средств, позволяющих передавать образовательную информацию на неограниченные расстояния и обеспечивающих интерактивность обмена информацией, предполагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, аудио, видео) как в синхронном и асинхронном режиме, так и в комбинированном.

Следует отметить, что темп нашей жизни с каждым днем нарастает и не исключено, что вскоре мы не сможем поспевать за лавиной поступающей информации, а неспешно учиться профессии на протяжении пяти-шести лет в отрыве от практической деятельности покажется нелепым, ведь за это время практика может далеко обогнать ту теорию. И эта тенденция заявляет о себе в последнее время достаточно часто. Специалисты признают, что система дистанционного обучения особенно перспективна в системе профессионального образования — в ВУЗах, колледжах, техникумах и центрах, занимающихся профессиональной переподготовкой взрослых,  уже имеющих достаточные знания работы на персональном компьютере.

 



Список литературы:

  1. Боброва И. И., Трофимов Е. Г. Информационные технологии в образовании. Практический курс. М.: Флинта, 2014, 240 с.
  2. Абдуллина А.Р., Ильясова Р.Р. Информационные технологии в образовании. Сб. материалов VIII Международной конференции «Фундаментальная математика и ее приложения в естествознании», Уфа: 2015, 215 с.
  3. https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/935/
  4. А.С. Кукушкин и др. Педагогические технологии. М.: Высшая школа, 2010, 250 с.
  5. П.Г. Ратулин. Информационные технологии. Владивосток: ДГВУ, 2004, 230 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: